Реальные Болконский и Безухов. Ищем прототипы героев Толстого с музеем «Бородинская битва»

В названии выставки «Лица совершенно вымышленные», открывшейся в музее-панораме «Бородинская битва», заложен парадокс: ее герои — реальные люди, характер и обстоятельства жизни которых могли бы стать основой литературных образов. Работники музея провели собственное расследование и нашли прототипы книжных персонажей — старого князя Болконского, его сына Андрея, Пьера Безухова и его жены Элен, Николая Ростова, Федора Долохова и капитана Тушина. О результатах этой работы — в материале mos.ru.

Реальные Болконский и Безухов. Ищем прототипы героев Толстого с музеем «Бородинская битва»
© Mos.ru

«Название выставки — цитата из статьи Льва Толстого “Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, — говорит Виктория Павленко, заместитель директора по развитию музея-панорамы «Бородинская битва». — Наша выставка — своеобразное музейное расследование, в ходе которого мы постараемся определить, жизни каких героев войн с наполеоновской Францией оказались по воле Льва Толстого вплетены в судьбы героев его великого романа. Эта выставка — первая часть выставочного проекта, посвященного роману. Она рассказывает о событиях 1805 года. Вторая часть откроется ближе к осени и будет посвящена событиям Отечественной войны 1812 года и Бородинскому сражению».

Лингвистическое сходство и жизненные коллизии

В основе выставки только экспонаты из коллекции музея-панорамы «Бородинская битва». Это подлинные гравюры и литографии XIX века, на которых изображены императрица Екатерина Великая и император Наполеон, русские военачальники и другие знаменитые люди. Также представлены книжные иллюстрации к роману «Война и мир», созданные советским художником-графиком Андреем Николаевым в 1970-е годы. На иллюстрациях — салон Анны Шерер, дуэль Пьера Безухова с Федором Долоховым, поле сражения при Аустерлице.

Экспозиция построена вокруг двух главных героев романа — князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова. Первый эпизод посвящен их отцам — Николаю Болконскому и Кириллу Безухову.

«Мы видим лингвистическое сходство фамилий князя Николая Болконского, отца Андрея, и деда Толстого по линии матери Николая Волконского. Характер и жизненные коллизии родственника писатель мог взять за историческую основу для конструирования персонажа. Волконский так же, как и старый князь Болконский, участвовал в русско-турецкой войне, занимал выдающееся положение при Екатерине II и подал в отставку при Павле I», — подчеркивает Виктория Павленко.

Другой возможный прототип старого князя Болконского — генерал Михаил Каменский. Он также служил во времена Александра Суворова, участвовал в войне с Турцией, отличался жестким и даже суровым характером. Для литературного образа писатель мог соединить черты двух этих людей.

Основой для создания образа отца Пьера Кирилла Безухова могли послужить характер и жизненные обстоятельства графа Алексея Орлова-Чесменского, победителя турецкого флота в Чесменском морском сражении. Описание умирающего Безухова, данное Толстым, совпадает с внешностью Орлова: высокий рост и свойственная ему в прошлом физическая сила.

Можно заметить и лингвистическое сходство фамилий литературного героя Безухова и исторической личности — канцлера Александра Безбородко. Один из богатейших людей екатерининского времени также мог стать прототипом отца Пьера.

Бесстрашие и авантюризм

В начале романа главные герои — ярые бонапартисты. Князь Андрей восторгается победами Наполеона, а Пьеру Безухову император интересен как представитель французской революции и духа свободы. Свои политические взгляды литературные персонажи высказывают на вечере в салоне Анны Шерер. Исходя из этого, прототипом героя Пьера мог быть Сергей Глинка, публицист, писатель и издатель патриотического журнала «Русский вестник». В 1805 году Сергей Николаевич был бонапартистом, но уже в 1812-м начал бороться с франкоманией. У Глинки с литературным персонажем было даже внешнее сходство, что можно понять по представленному на выставке портрету.

«Невысокий молодой человек с красивым, благородным лицом», — так описал Лев Толстой Андрея Болконского. Возможно, его вдохновила внешность светского красавца и блестящего гвардейского офицера Александра Тучкова, который так же, как и князь Андрей, рвался на войну и мечтал о подвигах. В 1812 году Тучков героически погиб на Бородинском поле.

«Согласно тексту романа, мировоззрение князя Андрея постепенно меняется. Во время Аустерлицкого сражения он, адъютант Михаила Кутузова, повел за собой полк и был тяжело ранен — точно так же, как и реальный адъютант Кутузова штабс-капитан Федор Тизенгаузен. Последний, в отличие от героя Толстого, скончался от ранения. В романе же раненого Болконского замечает на поле боя сам Наполеон, велит оказать ему помощь, и князь Андрей остается в живых», — говорит Виктория Павленко.

Подвиг Болконского мог быть списан и с подвига генерал-майора Петра Волконского, который повел в атаку Фанагорийский полк, и с поступка полковника Николая Репнина-Волконского, возглавившего эскадрон во время Аустерлицкого сражения.

Еще одного героя, Николая Ростова, участника Шенграбенского сражения, Лев Толстой определил в существовавший тогда гусарский Павлоградский полк. Бесстрашный капитан Тушин мог быть списан с реального штабс-капитана Судакова, командовавшего батареей во время Шенграбенского сражения. В создании образа могли помочь также записки генерала Алексея Ермолова.

Второстепенный, но интересный герой романа — классический бретер и обладатель буйного нрава Федор Долохов. На создание этого образа Толстого мог вдохновить его дальний родственник, авантюрист и путешественник Федор Толстой Американец. Дуэлировать по любому поводу любили также партизан Александр Фигнер, герой Отечественной войны 1812 года, и декабрист Павел Лунин, тело которого, по свидетельствам современников, из-за полученных на поединках ран было похоже на решето.

Красивая, неординарная для своего времени женщина Екатерина Скавронская, ставшая женой князя Петра Багратиона, могла послужить прототипом Элен Курагиной. Выйдя замуж, Екатерина Павловна уехала за границу и вела светскую жизнь.

Вещи, послужившие вдохновением

В отдельной витрине представлены предметы, которые могли бы принадлежать героям романа Толстого: дуэльный гарнитур в чемоданчике, шкатулка, украшенная миниатюрами, а главное — издания из фондов музея, посвященные истории России эпохи 1812 года.

«Во время работы Лев Толстой использовал труды русских и французских исследователей, например одного из первых историков Отечественной войны 1812 года Александра Михайловского-Данилевского, опиравшегося на архивные материалы Генштаба, — рассказывает Виктория Павленко. — Пользовался писатель и многотомным изданием по истории Франции — как любой образованный человек того времени, он прекрасно знал иностранные языки. Помимо исторических трудов Толстой использовал, к примеру, записки генерала Алексея Ермолова».

В особой витрине есть также подзорная труба — такие использовали в ходе военных действий. Огромная деревянная курительная трубка в чехле из бисера напоминает о сцене из романа, когда перед ужином Ростов-старший приглашает гостей в кабинет. Мужчины располагались на диванах и ставили трубки перед собой на подставку.

Подсвечник в египетском стиле из бронзы и фарфоровая чашка могли находиться в любом дворянском доме начала XIX века, как и шкатулка, украшенная миниатюрными портретами русских императоров. Такая живопись была в моде в то время.

Особая гордость музея — французский дуэльный гарнитур, сделанный в одной из самых знаменитых мастерских Франции. Во времена постоянных дуэлей каждый дворянин мог иметь подобный. В романе описана сцена, когда Пьер, не имеющий собственного дуэльного гарнитура, пользуется гарнитуром Федора Долохова.

Тема выставки настраивает на особый лад, говорят в музее. Познакомившись с возможными прототипами литературных героев, они забывают, что роман Толстого все же не был документальным.

«Глядя на панораму, гости спрашивают: а где на Бородинском поле Андрей Болконский? — улыбается Виктория Павленко. — Хотя Толстой и утверждал, что не писал исторической хроники, его текст насыщен идеями, фактами, бытовыми деталями, относящимися к началу XIX столетия. Многие жизненные ситуации, поступки своих литературных персонажей писатель заимствовал у подлинных участников эпохи 1812 года».

Сейчас музей готовит следующую часть выставки, которая откроется летом. На ней будут раскрыты прототипы других литературных персонажей. А с марта на выставке на вопросы посетителей будет отвечать виртуальный аватар самого Льва Толстого.

Выставку «Лица совершенно вымышленные» можно посетить до 28 декабря включительно.