Преступная бездарность: как адмирал Колчак загубил боевой корабль
Эта история привлекла моё внимание ещё в далёком детстве, когда читал приключенческую повесть Анатолия Рыбакова «Кортик». Главный герой повести, подросток Миша Поляков во время гражданской войны знакомится с красным комиссаром, бывшим матросом Черноморского флота Полевым, который дарит Мише старинный офицерский кортик… Оказывается, прежний хозяин кортика, офицер-моряк, был застрелен в 1916 году, буквально за несколько минут до взрыва флагмана Черноморского флота линкора «Императрица Мария». А убийцей стал другой офицер, по фамилии Никитский – он очень хотел заполучить этот кортик, с которым была связана какая-то тайна. Но Полевой случайно оказался на месте преступления и в завязавшейся драке сумел забрать кортик. В общем, охоте за кортиком и тайне, с ним связанной, и посвящена повесть – кому интересно, можно перечитать это безусловно талантливое произведение. Мы же поговорим о гибели линкора «Императрица Мария», с которой и завязывается сам сюжет книги. Вот что говорится об этом в повести: «И ещё Полевой рассказывал о линкоре «Императрица Мария», на котором он плавал во время мировой войны. Это был огромный корабль, самый мощный броненосец Черноморского флота. Спущенный на воду в июне пятнадцатого года, он в октябре шестнадцатого взорвался на севастопольском рейде, в полумиле от берега. – Тёмная история, – говорил Полевой. – Не на мине взорвался и не от торпеды, а сам по себе. Первым грохнул пороховой погреб первой башни, а там тысячи три пудов пороха было. Ну, и пошло… Через час корабль уже был под водой… – Кто же его взорвал? – спрашивал Миша. Полевой говорил, пожимая широкими плечами: – Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция… » Итак, что в реальности случилось в 1916 году на рейде Севастополя? Взрыв на рассвете Флагман царского Черноморского флота, линкор «Императрица Мария», названный в честь вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, был настоящей морской крепостью. Он был оснащён 457-мм торпедными аппаратами, двадцатью 130-мм орудиями, а также башнями 305-мм орудий главного калибра. Шла Первая мировая война, и верховное командование русской армии возлагало большие надежды на эту ударную единицу флота – в частности, предполагалось, что линкор предпримет атаку на турецкий Константинополь (Турция, как союзник кайзеровской Германии, тогда была нашим противником). Однако до похода на Константинополь дело так и не дошло. Рано утром 20 октября 1916 года в носовой части корабля неожиданно раздался сильнейший взрыв. Он был настолько мощным, что буквально смёл большой участок палубы, боевую рубку, мостик и носовую трубу. За первым взрывом последовали ещё… В общем, примерно через час после первого взрыва линкор «Императрица Мария» затонул прямо на рейде. И хотя большей части экипажа удалось спастись, потери всё равно были велики – погибли более 220 моряков из 1200…. По следам трагедии правительство создало Особую следственную комиссию во главе с контр-адмиралом Николаем Яковлевым. После тщательного расследования комиссия пришла к выводу, что главной причиной взрыва стало возгорание артиллерийских снарядов, находившихся в носовом погребе, что потом и привело к серии последующих взрывов. Однако однозначного и чёткого ответа на вопрос, что именно послужило причиной этого возгорания, комиссия так и не дала. Она ограничилась лишь перечислением возможных причин пожара: самовозгорание пороха, халатность экипажа или ремонтных рабочих в обращении с огнём, либо умышленная диверсия. По словам историков, комиссией были обнаружены многочисленные нарушения устава в деле соблюдения безопасности судна. Оказалось, что на линкоре, вопреки всем требованиям безопасности, имелась вторая связка ключей от погреба, находившаяся почти в свободном доступе. Во время нахождения в Севастопольском порту на корабле постоянно шлялись какие-то посторонние лица, рабочие-ремонтники передвигались по кораблю совершенно свободно, без всякого надзора, караульная служба почти не велась, а офицеры ничего делали для наведения порядка и дисциплины. В таких условиях могло произойти что угодно – и неосторожное нарушение правил пожарной безопасности, и… злой умысел диверсантов! Кавалер Железного креста Кстати, герой повести Рыбакова матрос Полевой был убеждён именно в диверсии. По его словам, офицер Никитский убил своего товарища по службе прямо на борту корабля за несколько минут до взрыва – мол, заранее знал про диверсию и потому не боялся последующего расследования (кто будет разбираться с гибелью одного человека на фоне всеобщей катастрофы?). И ведь герой повести оказался прав. Уже спустя много лет после трагедии, в начале 30‑х годов, советским ОГПУ в городе Николаеве был арестован инженер Виктор Верман, немец по национальности, работавший на Николаевском судостроительном заводе. Он признался, что много лет работал на германскую разведку, ещё с царских времён. Именно он, Верман, вместе с помощниками и организовал диверсию на линкоре в 1916 году, получив за это от своих хозяев Железный крест… Эти данные подтвердились уже в 1945 году, сразу после Великой Отечественной войны. В занятом нашими войсками немецком городе Кенигсберге советские контрразведчики, разбирая архивы здешнего филиала германской военно-морской разведки, обнаружили любопытные фотографии. На них был запечатлён взрыв на «Императрице Марии». Причём буквально по всем этапам гибели – вот корабль целый на рейде, вот взрывы, вот он горит, вот тонет… Словом, сделать такие снимки могли только те, кто и организовал уничтожение линкора! А вот главным виновником того, что на корабль смогли пробраться немецкие диверсанты, можно смело назвать командующего Черноморским флотом адмирала Александра Васильевича Колчака – того самого, который позже, в гражданскую войну станет лидером белого движения. Именно из-за его бездарности и недосмотра случилось то, что случилось… «Человек весьма нервный» В начале Первой мировой войны капитан 1‑го ранга Колчак провёл успешное минирование Балтийского моря, что принесло ему адмиральские погоны. Кто-то при дворе царя Николая Второго решил, что Колчак способен на большее, и молодого адмирала поставили командовать целым Черноморским флотом. Увы, это оказалось роковой ошибкой – выше командования Минной дивизией Балтийского флота Колчак по своему уровню так и не смог подняться… Быстро выяснилось, что к новой должности Колчак просто не готов, что при столкновении с трудностями он сильно нервничает и делает при этом очень грубые ошибки. Вот что вспоминал об адмирале комендант крепости Севастополь генерал Фёдор Петрович Рерберг: «В первый же день нашего знакомства на вокзале он мне не понравился: производил впечатление человека весьма нервного, принимавшего позы и жесты не натуральные, а как бы обдуманные, и это производило тяжёлое впечатление…». Особенно нервно адмирал относился к любым замечаниям по недостаткам флота. Рерберг вспоминает, что среди матросов совершенно безнаказанно велась революционная пропаганда, что боевые корабли, и не только «Императрицу Марию», нередко посещают непонятные штатские лица, что караульная служба ведётся из рук вон плохо. Рерберг как комендант Севастополя предложил навести порядок в портовой зоне, с привлечением местных жандармов. Однако в ответ Колчак устроил форменную истерику и запретил коменданту куда-либо вмешиваться… Увы, даже трагедия «Императрицы Марии» не заставила адмирала изменить своё поведение! Любопытно, но на вине Колчака в трагедии линкора настаивал и морской министр, адмирал Иван Григорович. После катастрофы он предлагал предать суду группу офицеров корабля, недосмотревших за безопасностью, а также отстранить от командования вице-адмирала Колчака. Правда, суд он советовал отложить до окончания войны, но не вышло – грянула революция. И ещё. Генерал Рерберг утверждает, что Колчак был связан с теми заговорщиками, которые в феврале 1917 года организовали свержение царя. Он же одним из первых поддержал создание Временного правительства. Не потому ли, что рассчитывал на то, что при новых властях ему уже не придётся отвечать за гибель «Императрицы Марии»? Вопрос… Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему белогвардейцы были обречены на поражение в гражданской войне.