В Казани установили стелу в честь авиаконструктора Петлякова и членов разбившегося с ним экипажа Пе-2

В Казани увековечили имена летчиков, погибших в 1942 году в авиакатастрофе вместе с Владимиром Петляковым — известным советским авиаконструктором, создателем самолета Пе-2 — самого массового пикирующего бомбардировщика времён Великой Отечественной войны. Теперь на Арском кладбище рядом с могилой и памятником Петлякову установлена и гранитная стела с именами погибших членов экипажа: лётчика старшего лейтенанта Фёдора Овечкина, штурмана лейтенанта Михаила Гундорова и стрелка-радиста сержанта Василия Скребнева, передает корреспондент ГлагоL в Татарстане Ольга Сапожникова.

В Казани установили стелу в честь авиаконструктора Петлякова и членов разбившегося с ним экипажа Пе-2
© ГлагоL

Торжественно-траурную церемонию открытия мемориальной доски с именами летчиков приурочили к 81-й годовщине их гибели. Память экипажа Пе-2 почтили: правнук авиаконструктора Петлякова Михаил Лысаченко, представители Казанского авиазавода и общественных организаций, кадеты, юнармейцы, почётный караул. В честь погибшего экипажа был дан оружейный залп, прозвучал гимн России, к стеле возложили живые цветы.

Самолет Пе-2, на котором 12 января 1942 года Владимир Петляков летел из Казани в Москву на прием к наркому, потерпел катастрофу в районе Арзамаса и Сергача, недалеко от деревни Мамешево. Все находящиеся на борту погибли. Первоначально рассматривалось несколько причин трагедии — от технической неполадки самолета, диверсии и вредительства до нападения вражеского самолета, но в ходе следствия была выяснена настоящая причина крушения — отказ из-за возгорания одного из двигателей.

Владимира Петлякова и членов экипажа похоронили на Центральной аллее Арского кладбища в Казани. Четыре могилы объединили общей оградой: в середине — высокое надгробие авиаконструктора, по трем углам ограды — могилы членов экипажа. Однако, когда устанавливали современный мемориальный комплекс Петлякову, про похороненных рядом летчиков забыли.

Сегодня, благодаря специалистам Всероссийского информационно-поискового центра и Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан историческая память восстановлена. Все участники того трагического события теперь названы поимённо.

«Погибший экипаж Пе-2 был приписан ко второму авиационному полку дальней разведки Главного Командования РККА. Летчики были кадровыми военными, участвовали в войне с первых дней», и они достойны того, чтобы о них помнили», — сказали ГлагоL в объединение «Отечество» Республики Татарстан.

Самолет Пе-2 во время Великой Отечественной войны собирался на авиазаводе в Казани. За это время было выпущено свыше десяти тысяч бомбардировщиков. Конструкция Пе-2 оказалась очень удачной. Лётчики любили эту боевую машину за высокую скорость и манёвренность, мощное вооружение и удивительную живучесть. Они по-свойски называли её «пешка».

Впервые в истории отечественной авиации на поршневом самолёте Пе-2 стали использовать дополнительные реактивные ускорители, созданные основоположником советского жидкостного ракетного двигателестроения Валентином Глушко для получения кратковременного прироста скорости. Руководил этими экспериментами в Казани Сергей Королёв — будущий конструктор отечественных ракетно-космических систем.

Как сообщал ранее ГлагоL, татарстанские поисковики из объединения «Отечество» работают над воссозданием боевого бомбардировщика Пе-2 из деталей, найденных во время экспедиций по всей стране. Поисковики уже восстановили несколько двигателей Пе-2 — один они подняли со дна озера под Мурманском, другой — нашли в Карелии.

Сегодня в Татарстане не сохранилось ни одного оригинального самолёта Пе-2 времен Великой Отечественной войны, поэтому восстановленная легендарная машина будет первым и единственным памятником, способным взлетать в небо.