ATO.ru — Корпорация «Иркут» собрала в 2022 году всего 10 региональных самолетов Superjet 100, что в два раза меньше, чем планировалось в начале года. Это также самый низкий объем выпуска ВС данного типа с 2012 года. Произведенные в текущем году самолеты могут стать последними воздушными судами базовой модификации, в которой использовалось большое количество западных компонентов, включая российско-французские двигатели SaM146, европейскую авионику и другие. Как следует из сообщения Министерства промышленности и торговли Хабаровского края, где расположен сборочный цех этих самолетов, последний собранный в этом году Superjet 100 с серийным номером 95230 улетел с завода в Комсомольске-на-Амуре в Ульяновск 10 декабря. «По итогам 2022 года производственный центр корпорации »Иркут« полностью выполнил товарную программу», — отметило министерство. Однако производственная программа SSJ 100 в этом году существенно менялась несколько раз. На прошедшей в начале февраля отраслевой выставке NAIS 2022 советник главы Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит «Иркут», Валерий Окулов заявил, что в этом году планировалось выпустить 23 самолета. А уже в конце марта, после запрета на поставки в Россию западных авиационных комплектующих, министр промышленности и торговли Денис Мантуров пообещал, что их запасов хватит на выпуск до конца года 19 машин без учета ранее собранных самолетов, которые не были реализованы заказчикам. Источник в корпорации «Иркут» объяснил ATO.ru, что, вероятно, из оставшихся западных комплектующих в следующем году будет собрано еще несколько SSJ 100. Очевидно, что такие самолеты будут испытывать проблемы при эксплуатации по мере исчерпания в России запасов западных запчастей для них. Основным получателем самолетов Superjet 100 в этом году стала авиакомпания Red Wings. За последнюю неделю декабря 2021 года и первые две недели января текущего она получила восемь ВС данного типа, включая несколько машин, которые не были поставлены мексиканскому перевозчику Interjet. Ранее представитель Red Wings говорил ATO.ru, что компания ждет в 2022-м поставки еще двух SSJ 100. Еще один самолет, как ожидается, пополнит монопарк данного типа авиакомпании «Азимут». Кроме того, заказ на четыре самолета в базовой модификации есть у крупнейшего эксплуатанта этого типа — авиакомпании «Россия». Однако пока неясно, сколько из них может быть поставлено в текущем году. Приоритетом для «Иркута» сейчас является разработка полностью импортозамещенной модификации — SSJ-NEW. Согласно одобренной летом этого года правительственной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации, поставки самолетов в новом облике должны начаться уже в 2023 году. Сейчас такой график выглядит труднореализуемым, поскольку еще не начались летные испытания основного компонента SSJ-NEW — нового российского двигателя ПД — 8. В интервью газете «Ведомости» 22 декабря Мантуров допустил возможность задержки программы, заявив, что SSJ-NEW с ПД — 8 должен появиться в 2024 году. Тем не менее «Аэрофлот» уже разместил предварительный заказ на 89 SSJ-NEW. Еще восемь самолетов этой модификации собирается взять в лизинг дальневосточный перевозчик «Аврора». — ATO.ru