Первый пассажирский самолёт, который сбило советское ПВО: что случилось в Карелии в 1978 году
Это был первый пассажирский самолет, сбитый над территорией СССР. Из 110 человек, находившихся на борту «Боинга», погибли двое пассажиров. Официальная трактовка произошедшего советской стороной сильно разнилась с версиями западных экспертов и зарубежных СМИ.
Южнокорейский пассажирский «Боинг 707» с 97 пассажирами и 13 членами экипажа, следовавший по маршруту Париж-Сеул, в ночь с 20 на 21 апреля 1978 года был сбит пилотом Су-15 431-го истребительного авиаполка Александром Босовым в небе над карельским озером Корпиярви в районе города Кемь (Кольский полуостров).
Согласно официальной версии, опубликованной 22 апреля в «Правде», южнокорейский самолет-нарушитель (главная газета СССР не указывала, что он был пассажирским) два часа находился в воздушном пространстве Советского Союза и на подаваемые отечественными системами ПВО команды не реагировал. Затем он «совершил посадку на озере». О факте расстрела «Боинга» Су-15 и жертвах в короткой заметке не было ни слова.
Имена погибших спустя 40 лет опубликовала «Новая газета» – это были 36-летний кореец Тай Хай и 31-летний японец Йошитака Сугано (в «Боинге» летели представители четырех стран – Южной Кореи, Франции, Японии и ФРГ).
Пассажирский лайнер упал возле поселка Лоухи (Лоухскиий район Карелии). Пассажиров и экипаж вертолетами и автобусами доставляли в военный городок Подужемье, где находился аэродром. Летчиков и штурмана разместили отдельно, на турбазе, пассажиров – в Доме офицеров. В железнодорожной больнице поселили родителей с маленькими детьми (11 человек). Кормили в основном рисом, варили из него плов. Пассажиры попросили бананов, им их достали.[С-BLOCK]
По словам полковника запаса Александра Цыбы, в конце 70-х – начальника службы ракетного вооружения одной из дивизий ПВО, катастрофа над карельским озером случилась в том числе из-за сбоев в кодировке «свой-чужой»: находившийся в воздушном пространстве СССР «кореец» не отвечал на запросы наземных систем ПВО, поэтому в воздух и были подняты Су-15. Летчиков по тревоге подняли еще в 9 вечера 20 апреля, на опознание неизвестного самолета с разных аэродромов отправили три экипажа истребителей. Александр Босов взлетел с Африканды (аэродром под Мурманском). Именно он при приближении первым разглядел нарушителя и принадлежность «Боинга». Было очевидно: самолет пассажирский.
По словам бывшего командира 57-го истребительного авиаполка подполковника Виталия Дымова, Босов подавал «Боингу» сигнал следовать за ним, но лайнер не отреагировал, а затем взял курс на Финляндию. Как вспоминал тогдашний начальник особого отдела 5-й дивизии ПВО Владимир Полехин, «наверху» решили самолет сбить как потенциального шпиона, долгое время находившегося над территорией СССР. Приказ открыть огонь на поражение Босову отдал командующий 21 корпусом ПВО генерал-майор Владимир Царьков.
До сих пор неясно, почему тепловая ракета Су-15 не попала в двигатель «Боинга» (лайнер тогда был был уничтожен), а взрывом только оторвало часть крыла и осколками раздробило иллюминатор и фюзеляж. Командир лайнера Ким Чанг Кью в прошлом имел навыки пилотирования военных самолетов и сумел, спикировав с высоты 9,5 тысяч метров, удачно спланировать и посадить «Боинг» на заледеневшее озеро.[С-BLOCK]
Как утверждал Владимир Полехин, присутствовавший на допросе командира и штурмана сбитого «Боинга 707», корейцы объясняли длительное нахождение пассажирского лайнера на чужой территории тем, что сбились с курса вследствие отказа навигационного оборудования. Сотрудники КГБ им не верили. Полехин считает, что «Боинг» все же был не только и не столько пассажирским самолетом – разведывательные задачи корейцы тоже ставили: в летной кабине при осмотре нашли мощную потайную радиостанцию. Возможно, другую аппаратуру лайнер успел сбросить до посадки.
По другой версии, найденная рация была вовсе не потайной, а запасной, а самолет на самом деле сбился с курса, и когда пилот понял это, увидев советские истребители, повернул на Финляндию.
И пассажиров, и пилотов из СССР отправили в Америку (у Советского Союза с Южной Кореей не было дипломатических связей), откуда они разъехались по своим странам. Пилоты попали домой на месяц позже. Их обвиняли в шпионаже, и, согласно официальному сообщению «Правды», «помиловали». Сами летчики продолжали утверждать, что сбились с курса.