Сто лет без "Философского парохода"
По сегодняшним данным, летом — осенью 1922 года за рубеж выехали 225 человек. Среди них преобладала университетская профессура и гуманитарии. По специальностям выявился такой "расклад": 41 ученый и преподаватель, 22 писателя, 16 юристов, 9 политиков, 2 религиозных философа. Правда, были и лица более "приземленных" профессий: 45 докторов, 30 экономистов, 12 инженеров и даже 34 студента. Но в любом случае это были люди, получившие образование в "царских" учебных заведениях. По преданию, наркомвоенмор и крупнейший теоретик пролетарской "перманентной" революции Лев Троцкий так объяснил отправку "Философского парохода": "Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". Считается, что он и предложил заменить смертную казнь для противников Советской власти по убеждениям высылкой из России – разом и наказание отлучением от Родины, и гуманизм. Возможно и то, что на расстрел видных деятелей культуры негативно отреагировала бы мировая общественность, а тогдашняя Советская Россия не хотела ронять свой международный престиж. По другой версии, светлая мысль о высылке вместо казни пришла в голову самому Владимиру Ленину. Так или иначе, но первая мысль о "Философском пароходе" прозвучала в мае 1922 года. В июле того же года Ильич сделал ЦК прямое предложение о высылке без объяснения причин нескольких сотен "бывших". 10 августа ВЦИК принял декрет "Об административной высылке" (без судебных процессов) лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям. Выступления понимались чрезвычайно широко – не обязательно было выходить на баррикады, достаточно не принимать новый порядок. Высылка, кстати, предполагалась не только за рубеж, но и в отдаленные концы России. Первоначально ее срок хотели ограничить тремя годами. На деле же те, кто отбыл за границу, остались там навсегда. А кампания административных высылок в Сибирь и прочие "медвежьи углы" страны активно развернулась несколько позже. Власти составили списки на высылку по Москве, Петрограду и Украине. В середине августа по этим спискам провели обыски и аресты. Все арестованные дали расписку о невозвращении в РСФСР под страхом смертной казни. И началось… Ряд высылок был совершен в сентябре еще до "сегодняшней" даты. Но 29 сентября и 16 ноября запомнились тем, что на "Философском пароходе" из Петрограда в Штеттин были отправлены самые громкие имена. В этих "партиях" были Николай Бердяев, Семен Франк, Сергей Трубецкой, Александр Кизеветтер, Иван Ильин, Николай Лосский, Лев Карсавин и другие философы. Почти вся "команда" философов, написавших программный сборник статей о русской интеллигенции "Вехи" 1909 года. Советская философия объявила сборник реакционным. Меж тем самая передовая часть образованного слоя предчувствовала революцию, даже готовила её, словом и мыслью боролась с царским режимом. Режим пал, а интеллигенция оказалась не востребована и новой властью. Согласно одному из позднейших объяснений, стране в те годы нужнее были практики в самых разных специальностях, а не теоретики. Некоторые полагают также, что будущие пассажиры "Философского парохода" были, по крылатому выражению Ленина о декабристах, "страшно далеки от народа", многие исповедовали прозападные взгляды и оттого, сами того не желая, действительно были опасны для молодого государства. Вокруг них могла сплотиться еще одна линия "ментального разлома" – ведь подлежащие высылке философы, историки, социологи были настоящими властителями дум, потенциальными лидерами. Отправка их за рубеж "пригасила" эту проблему. Памятный знак "Философскому пароходу" в Санкт-Петербурге. Фото: соцсети. Надо признать, что тем, кто уплыл на "Философском пароходе", реально оказали благодеяние. Почти все они более или менее спокойно дожили за рубежом до естественной смерти. Алексей Лосев , единственный советский философ-идеалист, не был приговорен к "пароходу" и остался в России – и его судьба оказалась страшной. Из известных философов, уехавших в 1922 году, только Лев Карсавин, волей обстоятельств вернувшийся в СССР, был арестован в 1949 году и умер в лагере. Остальным мыслителям, получается, сохранили жизнь и возможность работать… Впрочем, Советская власть полностью не защитила и себя высылкой интеллигенции. Очень скоро в партии большевиков начнутся внутренние разногласия, интриги, борьба группировок за власть, в результате которых за границу в 1929 году уедет уже Лев Троцкий. А на обывательском уровне главенствующее место вскоре займут персонажи Михаила Зощенко, обитатели коммуналок, которые по любому поводу огрызаются "не в театре!" и предлагают друг другу "морды арбузом разбивать". Конечно, писатель мог и сгустить краски… Но в народный обиход прочно войдут выражения: "А еще в шляпе!", "А ещё очки одел!". Они говорят не только о "любви" народа к интеллигенции – но и о том, что шляпа и очки еще не делали их обладателя человеком действительно культурным и нравственным… В 2022 году, на фоне участившихся отъездов деятелей культуры и шоу-бизнеса за рубеж, режиссер Никита Михалков призывал не смешивать и не сравнивать этот процесс с принудительной высылкой эмигрантов первой волны на "Философском пароходе". Справедливые слова. Не будем ни смешивать, ни сравнивать, ни комментировать. Просто отметим столетие одной из знаковых дат российской истории.