"Элемент ядерного сдерживания". Какие факты стали известны про аэродромы Алсиба
С 1942 года по Алсибу, протяженность которого составляла 6,5 тыс. км, в СССР из Америки поступило порядка 8 тыс. самолетов: истребители, бомбардировщики, учебные и транспортные крылатые машины. Алсиб был создан для их перегона. Его аэродромы строились невероятно быстро — всего за пять-восемь месяцев, несмотря на суровость северного климата и труднодоступность мест.
Но не все самолеты успешно преодолевали воздушный коридор. По разным причинам, в частности по погодным условиям, некоторые потерпели крушение и остались лежать в местах падений. Части аэродромов Алсиба сегодня уже не существует, но их следы, как и обломки разбившихся самолетов, еще можно найти.
В 2021 году экспедиция Русского географического общества (РГО) при поддержке Минобороны РФ уже исследовала Алсиб, предварительно поработав в архивах. В этом году специалисты РГО вновь снарядили экспедицию, чтобы продолжить изучение легендарной воздушной трассы, вывезти часть сделанных находок, а также установить памятные знаки в честь погибших летчиков и привести в порядок места их захоронений.
Аэродромы Чукотки
Один из этапов экспедиции прошел на Чукотке — в краю, где вся жизнь подчинена погоде. В этом регионе со сложными метеоусловиями было построено несколько промежуточных аэродромов Алсиба, чтобы самолеты могли сманеврировать и переждать непогоду, рассказывает историк Павел Филин, научный руководитель экспедиции.
Как и летчики, перегонявшие самолеты, исследователи Алсиба выполняли задачу в экстремальных условиях. Жить пришлось в палатках в кишащей комарами тундре, ведь аэродромы Алсиба на Чукотке теперь далеки от большой земли, они заросли ивой и кедрачом и слились с дикой природой. Добраться до них непросто, до некоторых приходилось продираться через заросли на вездеходе.
Забрасывал участников экспедиции в эти места из аэропорта Анадыря грузовой вертолет Ми-26 ВВС России. С его борта во время полета можно было видеть бурых медведей, бродящих по берегу Берингова моря в поисках добычи, и безлюдную холодную тундру, раскинувшуюся на километры в разные стороны. В разгар лета температура воздуха по ночам там опускается до нуля. А еще в тундре можно запросто застрять на неделю, если погода нелетная.
Поэтому документалист Алексей Никулин, который вместе со съемочной группой готовит фильм об Алсибе, на удачу взял в экспедицию семейную реликвию — швейцарские часы, доставшиеся от деда.
"У часов интересная история, они как минимум за свою жизнь проделали путь из Фэрбанкса (город на Аляске) в Красноярск и дальше в Москву. По семейной легенде, эти часы деду подарил летчик, который перегонял самолеты. Но у меня есть основания полагать, что дед сам перевозил диппочту из Америки в Красноярск и просто не рассказывал все обстоятельства, как эти часы к нему попали, потому что его личное дело, которое я получил на руки, засекречено с 1942 по 1945 год. А он занимался в НКВД фельдсвязью. И как раз, вполне возможно, участвовал в перевозке диппочты по этим маршрутам", — говорит Никулин.
У документалиста с собой еще одни часы времен войны. Они произведены американской фирмой Waltham. На оборотную сторону нанесена надпись: "Героическому народу СССР".
"Они поставлялись в Россию во время войны и выдавались наиболее отличившимся бойцам и командирам Красной армии. Собственно, сама надпись свидетельствует о том отношении, которое было у американского народа к русским. Я их купил на аукционе в разобранном состоянии, и хороший мастер помог восстановить их. Значительное число деталей было изготовлено заново, потому что часы довольно редкие, запчастей для них нет", — рассказывает Алексей Никулин.
Скелеты, мусор, артефакты
Аэродром Уэлькаль, который находился на морской косе в одноименном эскимосском селе на берегу Берингова моря, был базовым на Алсибе. "Это основная точка, куда прилетали самолеты сразу после Америки. То есть здесь находился первый перегоночный этап", — поясняет Павел Филин.
В прошлом году участники экспедиции: военные топографы, геофизики, историки — детально изучили в Уэлькале остатки деревянной взлетно-посадочной полосы. Нашли в поселке трофейные бочки авиационного бензина с надписью "Вермахт". В этом сезоне исследователи заехали в Уэлькаль для съемок фильма, а также чтобы посетить мемориал на месте, где захоронены летчики самолетов, потерпевших крушение на Алсибе. В частности, там похоронен экипаж военно-транспортного самолета С-47 Douglas. Согласно архивным документам, судно разбилось 28 мая 1943 года около поселка Неран. Экипажем командовал старший лейтенант Спиридонов.
По словам Филина, удалось обнаружить обломки крыльев, два двигателя от этого самолета. Возможно, какие-то фрагменты судна будут вывезены с места авиакатастрофы.
Когда в Уэлькале существовал аэродром, там было много различных строений, рассказывает историк. "Мы выясняли, сохранилось ли что-то со времен Великой Отечественной войны. К сожалению, нет. После войны здесь размещалась большая авиационная дивизия, которая просуществовала до 2000-х годов. Сейчас здесь много мусора. Вот аэродромные плиты, они, кстати, могут быть как раз военного периода", — показывает Филин на груду ржавого металла.
Среди мусора, оставшегося после закрытия военной части, и на взлетке встречаются кости китов. Рядом с поселком даже есть целое китовое кладбище — участок берега, где лежат скелеты морских млекопитающих. Само название населенного пункта пошло от вида деятельности, которым занимаются местные жители, — морской зверобойный промысел. По разным версиям, Уэлькаль означает "имеющий челюсти", "нижняя челюсть кита". Возможно, где-то среди этих китовых скелетов и куч мусора лежат и еще не найденные военные артефакты.
Редкий экспонат
Аэродром Танюрер на берегу одноименной реки был вторым после Уэлькаля на Алсибе. Его построили не только в рекордно короткие сроки, но еще и на болотистой местности. Но теперь в том месте, где когда-то садились и взлетали самолеты, сплошная тундра, хозяйничают комары и дикие звери. Правда, стоит метеостанция, на которой живут два человека.
"А 80 лет назад здесь кипела жизнь, был поселок на 400 человек, — рассказывает один из руководителей чукотского этапа экспедиции Олег Подклетнов. — Только по найденным нами образцам техники понятно, что здесь были всевозможные технические службы, сервис для пилотов. Садится самолет по посадочному прожектору, стойку от которого мы нашли, к нему подъезжает авиационный тягач, зацепляет его за шасси, поднимает, тащит по полосе в нужное место. Подъезжает на Willys командир или комендант этого аэродрома, выходят пилоты, садятся в кузов Studebaker, он отвозит их в гостиницу, которая здесь находилась. Там уже готовится плов — мы нашли котел примерно литров на 300. То есть тут была хорошая коллективная кухня".
Участники экспедиции нашли в районе Танюрера больше десятка интересных предметов — свидетелей войны. Например, фрагменты самолетных крыльев. Скорее всего, это обломки С-47 Douglas. "Именно такие самолеты и перегонялись по трассе Аляска — Сибирь, и в то же время они выполняли транспортные функции, то есть на них возвращались летчики эстафетным образом, чтобы дальше перегонять истребительно-бомбардировочную авиацию. Кроме этого, лазая здесь по болотам, нашли два двигателя от самолета С-47 Douglas. Здесь достаточно странная тундра — вроде классическая, но вся заросшая высоким стлаником: кедрач, ива. Сложные условия, приходится лазить, не видно технику. Как грибы ее ищешь, собираешь", — рассказывает Павел Филин.
Кроме обломков самолетов, на Танюрере нашли и другую лендлизовскую технику. Например, насадку на вездеход — так называемый снежный плуг для расчистки взлетно-посадочных полос от снега.
Одна из самых уникальных находок, сделанных на Танюрере, — это американский аэродромный тягач Reo. Его нашли в прошлом году, а в этот сезон, как и двигатели от С-47 Douglas, вывезли на вертолете Ми-26. Тягач использовался на аэродромах для транспортировки самолетов, для их подъема за шасси. Таких не то что в России больше нет, они и в Америке весьма редки.
"Нашли мы его, как и все экспонаты, прочесывая территорию, делая аэрофотосъемку с квадрокоптера. В этом году мы его подготовили к вывозу, освободили все детали, которые находились в земле", — говорит Подклетнов.
Находка неплохо сохранилась, отмечают участники экспедиции. Видно, что тягач проездил недолго. "Видимо, сломался, запчастей не оказалось, так и остался стоять", — предполагает Филин.
Ученые нашли и несколько американских грузовиков Studebaker, и советскую технику 1940-х годов. Историк говорит, что все это представляет большой интерес, из находок можно сделать прекрасные экспонаты для музейных выставок.
Филин рассказывает, что аэродром Танюрер продолжал работать на оборону страны и после Великой Отечественной войны, причем достаточно долго. Там базировалась 95-я истребительная авиадивизия, о которой известно немного — военная часть была секретной.
"Потому что назначением этой авиадивизии было сопровождение стратегической авиации, которая несла ядерный боезаряд. Ближайший маршрут доставки ядерного оружия из Америки в Советский Союз (имеется в виду доставка ядерного боезаряда стратегической авиацией — прим. ТАСС) — это северный полюс через Арктику. Соответственно, в Арктике находится и ранний перехват, если к нам что-то летит, и сопровождение. И эта авиадивизия, которая здесь размещалась, была фактически перехватом самолетов, которые могли к нам прилететь с ядерным оружием, и сопровождением стратегов Т-4. Собственно говоря, этот аэродром в послевоенный период с 1949 года стал элементом ядерного сдерживания", — рассказывает Филин.
Алсиб — дорога в будущее
Итогом экспедиции станут документальный фильм и выставка об истории воздушного коридора Алсиб, информация о котором стала появляться в публичном пространстве после 1990-х годов. Доступные сведения были только в архивах, плюс геологи время от времени натыкались на места катастроф самолетов, говорит документалист Алексей Никулин. Планируется, что выставка будет передвижной, жители разных регионов России смогут ее посетить и узнать много интересного о секретной воздушной трассе.
Некоторым находкам, которые покажут на выставке, необходима реставрация, другие будут экспонироваться в том виде, в каком сохранились. Отправят артефакты в Москву спецбортом из аэропорта Анадыря.
Конечно, эвакуируют с бывших аэродромов и мест падений самолетов Алсиба не всё, ведь что-то вывозить нецелесообразно, а что-то в перспективе может стать объектом притяжения для туристов именно на месте обнаружения.
Алсиб, как выразился Павел Филин, — это фундаментальный вклад советских людей не только в победу над фашистами, но и в послевоенное развитие страны. В 1940-е годы не только на Чукотке, но и в Якутии, Иркутской и Магаданской областях, в Красноярском крае была создана целая сеть аэродромов. Эти регионы тоже вошли в программу экспедиции РГО по исследованию Алсиба.
"До этого фактически никаких аэродромов там не существовало никогда, — отмечает Филин. — На всем протяжении от Красноярска до Берингова пролива было всего несколько наземных аэродромов, а за годы войны было построено 26. В результате мы получили разветвленную авиационную инфраструктуру в центральной части Дальнего Востока и Сибири. Эта инфраструктура была подвязана и к Северному морскому пути с помощью речных дорог, и к Транссибу с помощью объездных дорог. Таким образом, Алсиб стал важной частью транспортной инфраструктуры, которая позволила после войны интенсивно и быстро осваивать весь этот регион".
Некоторые из этих аэродромов работают до сих пор и даже трансформировались в большие аэропорты с полноценными бетонными взлетно-посадочными полосами.
А воздушная трасса Алсиб наверняка скрывает еще много интересного. Как говорят участники экспедиции, есть моменты в истории воздушного коридора, которые засекречены до сих пор.
Светлана Латынина