Бескозырка по кругу:  Где осиротевшему после гибели «Москвы» ЧФ добыть нового флагмана?

Построить на народные деньги новый ракетный крейсер. Оснастить его самыми современными системами. И дать ему имя «Москва» – в честь недавно погибшего под Одессой флагмана Черноморского флота. С такой инициативой выступили в начале уходящей недели представители общественных флотских организаций Севастополя. А в минувший четверг о поддержке такой идеи заявили и парламентарии Крыма.

Бескозырка по кругу:  Где осиротевшему после гибели «Москвы» ЧФ добыть нового флагмана?
© Свободная пресса

Напомним, о трагедии на флагмане ЧФ стало известно в ночь на 14 апреля 2022 года. 22 апреля вечером Минобороны сообщило, что из состава экипажа крейсера «Москва» погиб один человек, еще 27 пропали без вести. Какое-то время получивший тяжелейшие боевые повреждения крейсер оставался на плаву. Делалось все возможное для его спасения и буксировке к причалу в Севастополь. Но из-за резко испортившейся погоды спустя сутки корабль затонул, вызвав настоящий шок у миллионов потрясенных наших соотечественников. Версий происшествия озвучено немало. В том числе - на Западе. Впрочем, дело специалистов досконально разобраться в причинах. А сейчас речь о другом. О том, скоро ли появится в боевом составе нашего флота новая «Москва»?

«Очень важно иметь перед глазами наглядный пример нашего личного участия в деле укрепления державной мощи страны. Думаю, такая идея моряков-черноморцев увлечет крымчан, найдет отклик по всей стране», – написал в своем телеграмм-канале Владимир Константинов, глава Госсовета Республики Крым. Подчеркнув, что Российское государство в состоянии выделить на оборону страны необходимые средства. Но жертвовать личные сбережения на нужды армии и флота – давняя и славная традиция нашего народа.

По крайней мере, в одном Константинов, безусловно, прав: в истории России был период, когда после позорного поражения нашей страны в русско-японской войне на народные деньги буквально тотчас принялись массово строить новые боевые корабли. Причем, посильные пожертвования вносили буквально все сословия – от дворян и купцов до обычных и вовсе не зажиточных русских крестьян.

На многих квитанциях жертвователей в те годы значилась скромная сумма всего в один рубль. Для облегчения доставки этих денег в массовое обращение были даже выпущены специальные письма-переводы, которые можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, в церквях и во многих государственных учреждениях.

Но случались и весьма крупные пожертвования. Таковыми отметился, например, эмир Бухарский, который из личных средств внес миллион рублей. Свиты его величества генерал-майор граф Шереметев передал на возрождение флота еще 200 тысяч рублей. А казанское земство и финляндский сенат внесли по 300 тысяч.

Для разумного и честного управления собранными финансами по решению русского царя в феврале 1904 года был сформирован «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Его председателем стал Великий князь Александр Михайлович.

Уже к началу 1906 года по всей России было собрано около 17 миллионов рублей. Эта сумма была сочтена достаточной, чтобы перейти к строительству первых боевых кораблей. На верфях империи заложили 18 минных крейсеров, вскоре ставших ядром Балтийского флота. А также несколько подводных лодок. Кроме того на народные деньги сформировали воздухоплавательное отделение, а в Севастополе возникла авиашкола Черноморского флота, для которой закупили несколько десятков аэропланов.

Последним кораблем, переданным Особым комитетом императорскому флоту, стал знаменитый эскадренный миноносец «Новик», способный развивать невиданную по тем временам скорость в 30 узлов. Он стал головным в целой серии подобных кораблей, достойно послуживших России в начавшейся вскоре Первой мировой войне.

Возможен ли сегодня подобный путь для восполнения гигантской бреши, образовавшейся в строю ЧФ после гибели его флагмана? Об этом «Свободная пресса» поговорила с авторитетными военными моряками и специалистами.

– Для меня погибший крейсер – фактически родной дом. В 1983-м году именно я поднимал на нем флаг, –- сказал корреспонденту «СП» адмирал Валентин Селиванов. – Несколько раз корабль был на грани списания. В частности – когда оказался в ремонте в украинском городе Николаеве после развала СССР. Но всегда возрождался. Не могу без слез говорить сейчас о случившемся … Однако надо жить дальше. Солидарен с теми моими коллегами, кто предложил объявить сбор средств на постройку нового современного корабля, чтобы затем передать ему славное имя «Москвы». Это не обязательно должен быть крейсер. Важна в данном случае преемственность. А она в традициях ВМФ РФ. В его составе были как военные, так и гражданские суда, носившее имя российской столицы. Среди них и первый противолодочный вертолетоносец.

В Севастополе сбор средств пока еще не объявляли, но горожане, не только из числа отставников и действующих военнослужащих, но и сугубо гражданских профессий, активно обсуждают идею. В частности, в соцсетях. Основной посыл: если строить новый корабль, то такой, чтобы был и больше, и мощнее. А денег на него не жалко.

Свою точку зрения высказал Алексей Зеленцев, капитан 3 ранга в отставке. В свое время он окончил в Ленинграде ВВМУ им. Фрунзе (ныне Морской институт Петра Великого), служил на Северном флоте. В город русских моряков вернулся после Крымской весны-2014.

– В царской России тоже нередко собирали средства на строительство кораблей. Объявлялась так называемая подписка. Особенно актуальна она была после Цусимы в 1905 году, - вспоминает Алексей Кириллович страницы отечественной истории. – Почему бы нам сегодня не последовать примеру предков? Я разговаривал с коллегами-ветеранами флота. Все однозначно «за». И все сходятся на том, что в этом деле нужна грамотная организация. И чтобы без бюрократии, как у нас иной раз бывает. Может быть, создать профильный фонд? Или переводить пожертвования на некий специальный счет? Пока не очень понятно, как действовать. Но и затягивать, думаю, неправильно.

Своя точка зрения у Сергея Богатыренко, депутата Госсовета Республики Крым (фракция КПРФ).

– Идею народного сбора средств на создание нового флагмана ЧФ нужно поддержать, - уверен Сергей Васильевич. – Проблема в том, что полуостров получает из федерального центра огромные деньги на развитие, а освоением их занимаются оставшиеся в Крыму после 2014 года бывшие члены украинской элиты. Как бы не случилось подобное и с народными средствами, собранными для новой «Москвы»…

Как считает Сергей Овсянников, известный советский конструктор, ветеран Северного проектно-конструкторского бюро (г. Санкт-Петербург), поднятый сегодня вопрос весьма сложен. И ответ на него неоднозначен.

– Как боевая единица крейсер «Москва», несомненно, к моменту своей гибели устарел, - считает Сергей Иванович. – Нужно ли строить его аналог по имеющимся у наших специалистов чертежам, наработкам? На мой взгляд, это нерационально. Не тратил бы на это средства. Такие корабли нужны, главным образом, как инструмент политики, дипломатии. Чтобы охлаждать, например, иные горячие головы за океаном. Но для этого у России есть, скажем, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Вот-вот выйдет из Северодвинска после модернизации ставший еще более мощным почти такой же «Адмирал Нахимов».

Впрочем, чтобы через несколько лет новая «Москва» снова ошвартовалась у севастопольского причала, существуют и проблемы куда более серьезные, чем деньги. Рублики-то, как показывает исторический опыт нашей страны, собрать можно. В том числе и, как говорится, пустив матросскую бескозырку по кругу. Куда сложнее с возможностями отечественных кораблестроителей.

Увы, мы давно разучились строить крупные надводные боевые корабли, к числу которых, понятное дело, относился и погибший крейсер. Максимум, что сегодня в состоянии выдавать «на гора» российские верфи, это фрегаты. Да и то – в час по чайной ложке. О новых крейсерах можно рассуждать только если где-нибудь на мягком диване впасть в большую мечтательность.

Если конкретней, то обстановка тут такова. Самые крупные боевые надводные корабли, которые строит сегодня Россия – это многоцелевые фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Да, оружие, которое на них ставят, существенно мощнее, чем то, которым располагала спроектированная к 1974 году «Москва». Все же на «Горшкове» и его собратьях стоят ракеты «Калибр-НК» с почти стратегическими ударными возможностями. А скоро будут и гиперзвуковые «Цирконы», испытания которых недавно завершены.

Но вот по водоизмещению эти до зубов вооруженные фрегаты вдвое меньше «Москвы» (4500 тонн против 11450 тонн). Стало быть, и технических средств на проекте 22350 поменьше, и условия обитаемости для экипажа поскромнее. Что, согласитесь, весьма существенно для многомесячных дальних океанских походов.

Можем ли мы сегодня закладывать корабли покрупнее «Адмирала Горшкова»? Вряд ли. Мы и с фрегатами то едва справляемся. Начав строительство серии в 2006 году, сумели передать флоту всего два – уже упомянутый «Адмирал Горшков» (в 2018-м) и «Адмирал Касатонов» (в 2020-м). На подходе «Адмирал Головко», который «Северная верфь» готовит к швартовым испытаниям. Там же крайне медленно питерские кораблестроители доводят до ума «Адмирала Амелько», «Адмирала Чичагова», «Адмирала Юмашева» и «Адмирала Спиридонова».

Но изначально-то к 2025 году мы планировали построить до 20 таких кораблей! Причем, шесть из них - для просто критически осиротевшего после потери «Москвы» Черноморского флота. Были бы такие сейчас в Севастополе - мы бы практически горя не знали ни в Черном, ни в Средиземном морях. Да уж что теперь об этом впустую толковать?

При этом десяток лет назад мы замахивались было на создание мощнейшего и даже более габаритного боевого корабля, чем «Москва». Речь, напомню, шла о перспективном эсминце проекта 23560 типа «Лидер». Впервые о начале работ над ним ТАСС со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники» сообщило 19 июня 2009 года.

Прошло почти 13 лет. И что же? Если верить открытым источникам, лишь в 2017 году Министерство обороны РФ утвердило эскизный проект «Лидера» с полным водоизмещением в 15000 тонн. Закладка этого суперэсминца якобы намечалась на нынешний год. Но поскольку до сих пор о подобном событии ни слуху, ни духу, складывается стойкое впечатление, что перед нами не серьезная работа, а обычная пиар-акция измученных сокрушительной критикой российских кораблестроителей, которых не пинает сегодня только ленивый.

Да если бы даже «Лидер» и впрямь был заложен хоть прямо завтра – многое бы изменилось? Когда его смог бы реально получить ВМФ РФ, если даже над «двумя с половиной» «Горшковыми» мы трудимся уже 16 лет?

Так что соберет ли наш народ новые миллионы на новую «Москву» или не соберет – не в этом дело. Полноценный новый флагманский корабль у черноморцев в любом случае появится – ой, как нескоро. Рискну предположить, что не ранее 2026 года. Для этого на сегодня существует две возможности, которые никаких народных пожертвований не требуют вообще.

Первая: нужно просто на «Северной верфи» скрупулезно соблюсти график строительства однотипного с «Адмиралом Горшковым» фрегата «Адмирал Спиридонов», 20 июля 2020 года заложенного именно для пополнения Черноморского флота. Его ввод в боевой состав запланирован ровно через четыре года. И тогда он окажется единственным кораблем первого ранга в Севастополе. А если его предварительно переименовать в «Москву», получим желанный флагман в чистом виде.

Впрочем, вероятно нельзя исключать, что командование ВМФ РФ сумеет решить эту проблему и еще раньше. Скажем, если ввиду крайней критичности ситуации, сложившейся на Черном море после гибели ракетного крейсера «Москва», уже почти построенный для Северного флота фрегат «Адмирал Головко» вместо Североморска будет велено «прописать» в Севастополе. Естественно, проделав описанную выше процедуру переименования уже с этим кораблем.

Да, на «Адмирале Головко» уже давно осваивается североморский экипаж, который вряд ли обрадуется подобной перспективе. Но что-то предпринимать срочно необходимо.