Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100

Обновлено в 15:28

Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
© BFM.RU

В России может возникнуть дефицит лайнеров Superjet 100. Об этом генеральный директор авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин предупредил губернатора Иркутской области. Причина в проблеме с ремонтом моторов, нехватке комплектующих и отсутствии поддержки технической годности российско-французских двигателей SaM146. Все это следствие санкций ЕС и США. В краткосрочной перспективе, по словам Лапина, это может привести к «остановке парка» Superjet. Это 150 самолетов. В письме он попросил губернатора предложить правительству передать все полномочия по ремонту двигателей и отгрузке запчастей для них Объединенной двигателестроительной компании, которая входит в «Ростех».

По данным РБК, о возникших сложностях с комплектующими и ремонтом моторов рассказали еще в трех авиакомпаниях, эксплуатирующих Superjet. Если ситуация с ремонтом моторов не изменится, одна из них остановит полеты на Superjet уже осенью. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Двигатели производятся совместным предприятием PowerJet, это российско-французское предприятие. Права в этом предприятии между Россией и Францией распределены в равных долях, однако само предприятие зарегистрировано во Франции, и в данной ситуации это предприятие, являясь резидентом Франции, исполняет санкционный режим Евросоюза. Поскольку запчасти и изделия, запасные двигатели Superjet находятся на складах этого предприятия в России, сейчас к ним нет доступа. Однако есть варианты решения этого вопроса. Можно по решению правительства ввести внешнее управление или каким-то образом открыть эти склады и забрать в эксплуатацию и запасные двигатели, и запчасти к ним. Что касается обслуживания двигателей, я думаю, что в этом проблем не будет, двигатели SaM146 для Superjet обслуживаются на территории России, на «ОДК-Сатурн», так что надо принять административное решение, и тогда проблем с эксплуатацией самолетов Superjet 100 не будет. Что касается полностью импортозамещенного Superjet, это вполне реализуемые планы, на данном этапе мы уже вполне можем заместить абсолютно все системы, импортные агрегаты на отечественные аналоги, надо реализовать эту работу, это не быстро все делается, понадобится года два. Что касается тех Superjet, которые сейчас находятся в эксплуатации, а их в авиакомпаниях порядка 150 единиц, по заявлению объединенной корпорации запчастей, как минимум на год для их поддержки в эксплуатации хватает и на производстве порядка 10 еще новых самолетов, которые сейчас собираются на заводе в Комсомольске-на-Амуре».

Российские авиакомпании используют Superjet с июня 2011 года. На них летают 11 российских компаний: «Россия», «Аэрофлот», специальный летный отряд «Россия», который перевозит высших должностных лиц страны, МЧС и другие. При этом в МЧС сообщили, что проблем с обслуживанием двух Superjet, на которых летают сотрудники ведомства, нет.

В начале марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о планах ускорить работы по созданию полностью российской версии Superjet. Для этого его нужно оснастить российским мотором ПД-8 и заместить еще 27 других импортных систем. Первый полет такого борта намечен на следующий год. Говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:

Федор Борисов главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Да, есть двигатель ПД-8, на данный момент его серийного производства еще не существует, соответственно, все, что связано с этим двигателем, в большой степени повлияет на перспективы Superjet. В части остальных комплектующих тоже можно заменять, будет ли это 2023 год или позже, сейчас сказать сложно, поскольку надо понимать, что [производство] любых комплектующих — это довольно глубокие цепочки. Если возникает необходимость цепочку выстроить с нуля, это требует серьезного времени, требует где-то оборудования, но самое главное — ресурс, конечно, в данном случае специалистов. Решение этого вопроса сегодня должно быть абсолютно приоритетным».

По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 году, до пандемии, Sukhoi Superjet 100 перевезли 5,7 млн человек. Это почти 4,5% от общего пассажиропотока всех авиакомпаний России. В этом году именно на Superjet должна была лечь основная нагрузка по выполнению международных рейсов, поскольку из-за санкций при полетах за рубеж на Boeing и Airbus есть риск их ареста по требованию лизингодателей. На 22 марта «Победа», S7, Nordwind и еще ряд компаний уже лишились таким образом 78 машин. Это около 10% от всех иностранных самолетов в России.