Как будут управляться две Осетии в одной России: северный и южный президент
По словам Анатолия Бибилова, Южная Осетия не просто может войти в состав России, но объединиться с Северной Осетией. «Собственно, мы так и живем: работаем во Владикавказе, а дом – в Цхинвале, на выходные – туда, или наоборот. Там на юге могилы наших предков, наши архитектурные и культурные памятники, фамильные башни… Мы единый народ и никогда не были разделены духовно и ментально!» – прокомментировал Сергей Меняйло. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что Кремль на данный момент не предпринимает мер по присоединению республики. Аналитики подчеркивают, Москва не может делать иных заявлений, пока в Южной Осетии не пройдет референдум, который не может состояться раньше выборов президента, назначенных на 10 апреля. Эксперты обращают внимание, что в России существует позволяющая объединение двух регионов модель управления, которая может сохранить как законно избранного президента Южной Осетии, так и, не нарушив конституционные права Северной Осетии, главу российского региона. Наряду с Архангельской и Тюменской матрешками может появиться осетинская. «ФедералПресс», основываясь на уже существующем опыте, разобрался, что даст кавказский вариант слияния регионов. Как это работает Статус полноправных субъектов России Югра и Ямал получили в 1993 году. В 2004 году тогдашние губернаторы западносибирских субъектов Сергей Собянин, Александр Филипенко и Юрий Неелов заключили договор о том, что автономные округа войдут в состав Тюменской области, оставаясь самостоятельными регионами. С 2004 года работает программа «Сотрудничество», по которой Югра и Ямал перечисляют часть доходов в Тюменскую область: средства идут на реализацию масштабных проектов «матрешки». Например, средства направляют на строительство и реконструкцию социальных объектов, детских садов, школ, больниц, дорожное строительство и т. д. Регионы уплачивают 29,5 % налога на прибыль в бюджет «главного региона». «Нужно сразу сказать, что это система для стороннего взгляда является несколько экзотичной. Она представляет собой исключение из правил», – прокомментировал «ФедералПресс» эксперт по Тюменской матрешке Анатолий Гагарин. Он отдельно обратил внимание, что возникновение матрешки связано с массой исторически сложившихся причин, которые вначале, безусловно, влияли на формирование схемы управления, а теперь по некоторой устоявшейся практике именно вот эта экзотическая система является более приемлемой. Говоря о минусах схемы, главный аргумент, который используют противники матрешки, желающие выйти из-под этого статуса, подчеркивает Анатолий Гагарин, это то, что они в данном случае «подпитывают и кормят» ту структуру, которая является объемлющей. «С другой стороны, сейчас эти разговоры давно ушли в прошлое. Они сейчас фактически не являются варьирующими и вообще структурно рассматриваются в качестве исключительных аргументов для политических противостояний. Проблема взаимоотношений экономических потоков, которые существуют в нынешней матрешке – проблема давняя. Время от времени она возникает, купируется и материализуется разговорами о так называемом соглашении, которое существует между самими участниками этого процесса, составными частями этой матрешки», – отмечает эксперт. Согласно этому соглашению, объемная доля средств идет на развитие регионов, из которых поступают ресурсы в бюджет Пермской области. «Это такой самый главный аргумент, но вы знаете, эти разговоры они больше всего мне напоминают разговоры обывателей. Потому что мы помним разговоры о том, что те или иные республики кормят Советский Союз. Из той же серии. Я бы был очень осторожен и не стал бы прислушиваться к этим аргументам. По большому счету мы видим, что вне зависимости или отвлекаясь от формы управления, те регионы, которые входят в так называемую матрешку, принципы экономические соблюдают и получают все необходимые ресурсы, дотации, участвуют в программах в большей или меньшей степени. То есть уровень благосостояния жителей матрешки хороший. Он практически растет», – прокомментировал Анатолий Гагарин. Эксперт обращает внимание, что каждый год бюджеты этих регионов увеличиваются, несмотря на все экономические проблемы. Та форма правления, которая существует, она в этом смысле, наверное, способствует экономическому росту. «Если это действительно политически нужный процесс, создание этих элементов матрешки, так сказать, достойные лоббисты во главе, то этого все выигрывают. Потому что часто бывает так, что, скажем так, слабые регионы, войдя в состав тех или иных формальных взаимоотношений, в состав большого региона и сохраняя свою независимость, получают возможность для развития. Если этот аргумент будет довлеющим в общественном сознании, если его неправильно донести, тогда успех матрешки может быть и экономическим, и политическим, и общественно-психологическим. Потому что выгодность изменений материального положения объектов, входящих в составную часть матрешки, будет на достаточно высоком уровне, и это будет хорошим аргументом того, что «было плохо, стало хорошо». Вот эта наглядность в данном случае может сработать», – прокомментировал Анатолий Гагарин. Эксперт обратил внимание, что в случае с Южной и Северной Осетиями эта схема укладывается в историческое прошлое появления регионов, а также соответствует культурным особенностям. «Это позволит достаточно мягко и быстро войти Южной Осетии в состав России и объединиться с Северной Осетией, которая уже имеет программы развития и финансирование со стороны федерации», – подытожил Анатолий Гагарин. Фото: Yevgeny Philippov / Global Look Press / globallookpress.com