Войти в почту

Спецоперация Z: «Хто літає - той москаль!»

«Хто літає - той москаль!». К такой нехитрой формуле в последние недели для украинских военных свелась основная тактическая суть событий после завоевания боевой авиаций России тотального превосходства в воздухе.

Спецоперация Z: «Хто літає - той москаль!»
© Свободная пресса

Наши ударные самолеты и вертолеты буквально «утюжат» поле боя, не дают головы поднять в окопах, «висят» над дорогами, сделав практически невозможной переброску к линии фронта резервов, топлива и боеприпасов. В таких условиях поражение – это лишь вопрос времени для любой армии.

Естественно, Киев всеми силами пытается поправить столь гибельное для него положение. Понятно, что если подобное и возможно, то только с помощью зарубежных «партнеров». Поэтому на этом направлении власти Украины развивают просто бешенную активность, пытаясь хотя бы где-нибудь поскорее раздобыть воздушные машины. Причем – не абы какие, а советского производства, поскольку только на таких и обучены летать пилоты ВСУ. Времени на переобучения на западные образцы судьба им просто не оставила.

Если помните, в начале марта сенсацией стало известие, что Словакия, Польша и Болгария для борьбы с русскими со дня на день поставят Украине сразу 70 военных самолётов МиГ-29 и Су-25. Как говорится - не срослось. Несмотря на нескрываемое давление очевидно заинтересованных в таком исходе США, все три страны одна за другой «спрыгнули» с рискованного проекта, чреватого прямым вооруженным столкновением с Россией.

Но вот новый поворот горячей темы: 31 марта американская телекомпания CNN сообщила, что из Киева в Конгресс Соединенных Штатов поступил новый запрос на срочные поставки вооружений. «В списке также значится боевая авиация, конкретно Су-25, штурмовик российского производства», - отмечает CNN.

Рискнем поправить штатовских журналистов: Украина на сей раз, без сомнения, претендует на ударные самолеты не российского, а советского производства. То есть – достаточно поношенные.

Если речь о сильно бывших в употреблении «грачах» (так издавна прозвали Су-25 в Советской армии), то речь определенно идет об образцах, выпущенных на Тбилисском авиационном заводе, который после приватизации в 2002 году стал носить название JSC TAM (Joint Stock Company Tbilaviamsheni).

Россия производство таких штурмовиков тоже к 1986 году наладила в Улан-Удэ. Но с 2018 года уже прекратила их выпуск, отдав предпочтение куда более совершенному двухместному фронтовому истребителю-бомбардировщику Су-34. Да и потом – не станем же мы сами для себя намыливать веревку, откликаясь на слезные мольбы Киева? Или позволяя то же самое нашим союзникам?

Стало быть – Украина просит американцев где-нибудь раздобыть для нее именно те Су-25, которые родом из Грузии. Но на покладистость какой именно страны делается расчет, если восточноевропейцы, имеющие на вооружении этот самолет, уже заявили по названному поводу решительное «Нет!»?

Почти без риска ошибиться можно утверждать: как раз именно Грузии украинские власти и требуют от Вашингтона посильней и побыстрее выкрутить руки.

Откуда такая догадка? А вот откуда.

31 марта президент Владимир Зеленский в телеобращении к нации сообщил, что в руководстве его страны есть те, кто «работает на оборону Украины», и те, кто «работает только на то, чтобы остаться при должности». Очевидно, среди последних он имел ввиду посла Украины в Грузии Игоря Долгова, поскольку, оказывается, тот на днях внезапно был возращен Зеленским восвояси из страны пребывания. Пояснение президента таково: «При всем уважении: не будет оружия, не будет санкций, не будет ограничений для российского бизнеса — ищите, пожалуйста, другую работу».

Так вот: очень похоже, что главная провинность бывшего уже посла Долгова – провал его попыток заставить Тбилиси немедленно поставить Киеву штурмовики Су-25, которые на авиазаводе в этом городе продолжают выпускать в малость модернизированном варианте под названием Су-25КМ.

Причем, в выпуске таких штурмовиков в столице Грузии был значительный перерыв. Виной ему стало частичное уничтожение инфраструктуры авиазавода ударами с воздуха как раз выпущенными на нем же российскими Су-25 в ходе памятной пятидневной войны «08.08.08» за Южную Осетию.

Восстановление какой-никакой работы этого конвейера случилось лишь спустя почти 13 лет, в начале 2021 года. Причем, как оказалось, на ТАМе наладили не полный цикл производства самолетов, а только восстановление боевой готовности произведенных еще во времена СССР штурмовиков с проведением их капитального ремонта.

Но и это был неплохой бизнес, поскольку всего за годы существования этой машины она была изготовлена в количестве порядка тысячи экземпляров. И несколько сотен неисправных «грачей» по всему миру, от Африки до Азии, до сих пор маются под аэродромными заборами и в ангарах в ожидании ремонта или утилизации. Вот к их-то услугам грузины и возродили свой ТАМ.

В качестве справки: по данным журнала Forbes (США), примерно 485 таких самолетов и ныне находятся на вооружении в армиях 24 стран. Они составляют 3% всех пилотируемых боевых самолетов в мире. Большинство этих Су-25 до сих пор имеют старые системы управления огнем, слабые системы самозащиты и неуправляемые снаряды, с которыми они летали еще в 1980-х и 1990-х годах.

Но первыми, как и следовало ожидать, ремонт и модернизацию на возрожденном авиазаводе начали проходить Су-25 собственно грузинских ВВС. К сентябрю 2021 года первые четыре такие обновленные машины (из 12 оставшихся в наличии в ВВС Грузии) после долгого перерыва впервые взмыли в небо.

В том, что они, распрощавшись с заводом, стали намного сильнее, существуют большие сомнения.

По крайней мере, специализированный блог bmpd, выходящий под эгидой российского Центра анализа стратегий и технологий, уверен, что для возрождения первых штурмовиков в Тбилиси грузинам негде было взять бронированные капсулы, обеспечивающие выживаемость летчиков при поражении их самолетов зенитным огнем с земли. Просто потому, что такие бронекапсулы для любых Су-25 с самого начала изготавливают из титана на российском ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Но Россия вряд ли поставила изделия столь «деликатного» свойства не слишком дружелюбно настроенной к нам Грузии.

Стало быть, почти наверняка на ТАМе титан на первых отремонтированных штурмовиках заменили на обычный алюминий. Чем очень уменьшили шансы получившегося самолета и его летчика выжить в реальном бою. Тем не менее, почти уверен, что именно на эту четверку штурмовиков за неимением лучшего безуспешно пока и претендует сегодня Украина. Просто потому, что других, боеготовых, в Грузии пока нет. А ждать – ситуация не позволяет.

Надежда Киева на Грузию в этом смысле, видимо, была особенно велика. Памятуя, вероятно, помощь Киева грузинам зенитными ракетными комплексами в той самой войне «08.08.08». И помощь грузинских добровольцев Украине в противостоянии с Россией в борьбе за Донбасс. А может быть – даже и неоднозначную, правда, для Киева историю с Саакашвили. Тем сильнее, похоже, оказалось разочарование. Наученная горьким опытом Грузия сегодня (в отличие от 2008 и 2014 годов) всеми силами старается не оказаться вовлеченной в военно-политическую битву коллективного Запада с Москвой. Поставками штурмовиков – в первую очередь.

Это уже вызывало ожесточенные упреки Киева в предательстве. Так, 28 марта руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак в эфире тбилисского телевидения счел возможным публично упрекнуть Тбилиси едва ли не в тайном сговоре с Москвой: «Украинский народ ждет конкретные шаги по осуждению агрессии России для того, чтобы присоединиться ко всем объявленным санкциям не только на словах, но и на деле. Но мы получаем информацию о потеплении отношений между Россией и Грузией, и есть ощущение, что чего-то не знаем. Мы знаем, что это так просто не может произойти, особенно когда дело касается нашего северного соседа. Поэтому есть ощущение чего-то неизвестного. Неясность должна завершиться. Мы ждем ясности».

Существует «потепление» между нашей страной и Грузией или Ермаку оно лишь привиделось – пока неясно. Однако совершенно точно, что никуда не делась абсолютная политическая и военная зависимость наших закавказских соседей от американцев. Поэтому совершенно закономерно, что Киев решил «настучать» на ставших подозрительно несговорчивыми бывших союзников именно в Вашингтон. Надежда понятна: мощного пинка оттуда Тбилиси вряд ли выдержит. И тогда вожделенные Су-25 смогут отправиться защищать Украину.

Впрочем, во всей этой истории, чем бы она ни завершилась, лично мне вот что неясно. А что, собственно, в состоянии решить в пользу Киева в развернувшейся битве четыре или даже сорок штурмовиков или истребителей? Ну, предположим, Украина их получит. От Грузии или кого-то еще – не суть важно. Эти самолеты же и пары дней не протянут на новых аэродромах! Русскими зенитно-ракетными комплексами, бомбами и ракетами будут отправлены к праотцам. Как и почти вся боевая авиация за минувший месяц.

Что и кому тут доказывать: такими силами перехватить у нас превосходство в воздухе над Украиной все равно невозможно. Нечего и пытаться. Ничего это не даст, кроме лишней пролитой крови.

В подтверждение – еще одна справка. Вот просто сокрушительные, на мой взгляд, для Киева данные явно проукраински настроенного польского сайта Defence24.pl: на сегодня российские летчики в среднем совершают над Украиной до 200 боевых вылетов ежесуточно. А украинские в ответ – не более пяти-десяти. В том числе – и с транспортными целями.

Это свершившийся крах Воздушных сил ВСУ. Грузия его не силах отменить, даже если бы по указке США и отдала Киеву все 12 своих полудохлых «грачей».