С какими проблемами уже столкнулась российская авиаотрасль из-за западных санкций?

Обновлено в 11:00

С какими проблемами уже столкнулась российская авиаотрасль из-за западных санкций?
© BFM.RU

С конца февраля российские компании потеряли 78 самолетов, они были арестованы при полетах за рубеж. Лайнеры были арестованы в том числе в дружественных странах — в Турции, Азербайджане и Армении, сообщил глава Минтранса Виталий Савельев на заседании в Совете Федерации.

По словам министра, Москва пытается договориться с западными лизинговыми компаниями о выкупе самолетов, но те не идут на переговоры. В этих условиях Россия начала переводить авиапарк в российский реестр. Такие самолеты страхуют в российских перестраховочных компаниях при Центробанке. Сенаторы спросили министра, а сможет ли Россия обслуживать такие присвоенные лайнеры?

— Скажите, пожалуйста, за техническим состоянием всего нашего авиапарка мы здесь будем следить?

— Да.

— С запчастями, наверное, мы тоже разберемся?

— Они не будут обслужены на Западе, их даже не выпустят в силу того, что мы забрали чужую собственность.

— Никогда уже на техническое обслуживание форм самолеты [не будут] приниматься.

— Мы будем делать формы сами. У нас есть три инжиниринговых центра. Мы на своих центрах будем делать C-check, D-check, это полная разборка, пока мы это делаем.

Потери самолетов пока не стали серьезной проблемой. Ранее многие российские перевозчики, следуя рекомендациям Росавиации, прекратили полеты в другие страны. Поэтому, скорее всего, находящиеся у нас лайнеры иностранного производства так и останутся в России. Их уже перевели в российский реестр — по словам Савельева, это почти 800 машин. Но использовать их можно только на внутренних рейсах. И для перевозок по стране того, что осталось, пока хватит. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Некоторое разночтение в цифрах самолетов, зарегистрированных в иностранном реестре и российском, скорее всего, связано с тем, что они учитывают самолеты разных классов. Когда мы говорили, что в иностранном реестре примерно 730 самолетов находится, все-таки подразумевались самолеты только магистрального класса. Ну а в целом если оценивать эти потери, ну это примерно порядка 10, может, чуть больше процентов нашего магистрального флота. Казалось бы, немало, но, с другой стороны, если посмотреть на рынок авиаперевозок, на ситуацию, то в минувшие два года в связи с пандемией мы потеряли куда больше пассажиропотока. А ведь флот наших авиакомпаний был рассчитан на авиапоток 2019 года. Более того, еще на перспективный рост».

Проблема не только с Boeing и Airbus. Даже самолеты Sukhoi Superjet 100, принадлежащие российским лизинговым компаниям, могут задержать в любом иностранном аэропорту. Если власти соответствующей страны получат запрос от лизингодателей, которым мы отказываемся возвращать самолеты американского и европейского производства. И, например, российская Red Wings, по информации газеты «Коммерсантъ», планирует вернуть все восемь лайнеров Airbus, чтобы защитить от возможных арестов свои Superjet.

А еще через какое-то время возникнут проблемы с обслуживанием в России иностранных самолетов, потому что их производители не поставляют нам запчасти. В правительстве задумались над тем, чтобы увеличить производство гражданских самолетов в России. Еще на прошлой неделе глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что госкорпорация рассматривает возможность возобновления серийного производства Ту-214 и Ил-96.

Пока можно говорить лишь о штучном выпуске. Так, Воронежский авиазавод с 1993 года построил 32 экземпляра Ил-96. Этот дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер сейчас эксплуатирует только специальный летный отряд «Россия». Еще десять машин находятся на хранении.

Ил-96 можно использовать на таких рейсах, как, например, Москва — Владивосток. Но в целом потребности в лайнерах такого класса в России не слишком большие.

Что касается среднемагистрального Ту-214, в России сейчас летают только 20 таких машин, девять находятся на хранении. Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что на Казанском авиационном заводе можно будет производить десять самолетов Ту-214 в год. Раньше в Ульяновске выпускали Ту-204, модификацией которого является 214-й. Но вряд ли Ульяновский авиазавод сможет возобновить их производство. Комментирует председатель редсовета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:

Алексей Синицкий председатель редсовета журнала «Авиатранспортное обозрение» «Сейчас Ульяновский авиазавод, как мне представляется, довольно сильно загружен программой Ил-76, и едва ли у них есть достаточно ресурсов, чтобы восстанавливать производство 204-го. Возможно, у Казанского авиазавода ресурсов в этом плане больше».

Конечно, десять новых Ту-214 в год не закроют все потребности российских перевозчиков. Но есть мнение, что самолетов данного типа много и не потребуется. Продолжает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Нужно будет, наверное, не менее 400 среднемагистральных самолетов, но у самолета Ту-214 есть своя особенность. Этот самолет получил усиленную конструкцию шасси, некоторых других агрегатов, что позволило увеличить его максимальную взлетную массу и при том же количестве кресел, что и у базового Ту-204, брать на борт больший запас топлива. В итоге Ту-214 способен беспосадочно выполнять полеты, например, по маршруту Москва — Хабаровск. Поэтому у Ту-214 сейчас есть локальная ниша, масштаб которой можно было бы оценить в 20-30 самолетов».

Самая большая проблема — найти замену Boeing 737 и Аirbus А320. Таких машин нужно много, счет идет на сотни. Но иностранные производители отказались поставлять даже предоплаченные компоненты для российских самолетов МС-21. Лайнер может стать полностью «импортозамещенным» лишь в 2024 году.

Российские перевозчики получат в этом году 19 новых самолетов Sukhoi Superjet. На такое количество машин хватит имеющихся в наличии иностранных запчастей и комплектующих. Об этом сообщил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. Ведомство намерено ускорить импортозамещение самолета. Планируется, что российский двигатель для Superjet будет сертифицирован примерно через год. Но потом еще нужно будет наладить их производство. Так что процесс перевода российских авиакомпаний на отечественные лайнеры, похоже, будет небыстрым.