Почему США не понравилась наша ПРО

Национальный институт государственной политики США (National Institute for Public Policy, или NIPP) опубликовал исследование о российской противоракетной обороне. Автором является доктор Пеппино Де Бьясо, который занимал должность директора управления политикой противоракетной обороны Министерства обороны США в 2000-2021 годах.

Почему США не понравилась наша ПРО
© Свободная пресса

Теперь он профессор в аспирантуре Университета Миссури по оборонным и стратегическим исследованиям. Короче, очень знающий специалист, чья точка зрения, наверняка, учитывается Пентаном в это непростое время.

По словам Де Бьясо, янки последние 20 лет предпринимали мощные усилия по разработке своей ПРО для защиты Израиля от Ирана и Южной Кореи от Северной. Однако, «в последние годы обстановка, связанная с ракетной угрозой, стала более опасной». Возможности даже технологически слабых «врагов американской родины» растут быстрее, чем у США в области перехвата. Сегодня янки ломают свои головы над вопросом, как закрыть этот разрыв.

И они решили изучить опыт России, тем более что и Москва оказалась в числе врагов Америки. Что интересно: профессор Де Бьясо признает, что российские системы ПРО во многом развивались из-за растущей американской угрозы. Дескать, русским пришлось реагировать, вот они и вложились в свои многоуровневые противоракетные комплексы.

Важно это ещё и потому, что США начали разработку внезапного ракетного нападения на Россию задолго до Крымской весны 2014 года. Когда кто-то утверждает, что всё изменилось восемь лет назад из-за того, что Путин «оккупировал» Тавриду, а до этого мы чуть ли не дружили с американцами, это, как минимум, заблуждение.

Если брать короткую историю «новой» России, то тёрки с янки начались где-то лет двадцать назад. Как только у проамериканского олигарха Ходорковского отняли жульнически «приватизированный» ЮКОС, в Пентагоне озаботились войной против России, типа, это «нападение на свободу предпринимательства, являющуюся священной коровой США». Правда, на первом месте в «нулевых» стояли, как пишет эксперт NIPP, государства-изгои: КНДР и Иран.

Сейчас за океаном в экспертном и разведывательном сообществах идут бесконечные споры на тему, что было раньше: «яйцо или курица». Одни доказывают, что русские отреагировали инвестициями в ПРО в ответ на ракетную угрозу США, прежде всего, из Европы. Другие, которых большинство, убеждены, что это американцы вынуждены были усилить свои возможности из-за возросшей защиты ядерных сил России.

О том, что атомная ответка является сдерживающим фактором, дядю Сэма мало волнует. Он считают себя пупом Земли и уверен, что никого просто так наказывать не станет - только за «плохое поведение». В этой связи профессор Де Бьясо пишет: «Чего в целом не хватает в дискуссиях и дебатах о контрдоводах Москвы и будущем американского проекта по ПРО, так это более взвешенной и проницательной оценки прошлого и настоящего подхода России к своей противоракетной обороне».

Успех русской ПРО, по мнению этого экс-чиновника Пентагона, заключается в семидесятилетней инженерной школе. «Интерес Москвы к противоракетной обороне восходит к 1950-м годам и рекомендациям советского военного руководства по мобилизации военно-научного и промышленного потенциала государства для разработки активных средств обороны для противодействия американским МБР», констатирует Де Бьясо.

Вот и ответ на вопрос о «яйце и курице» - мы начали защищаться после того, как янки захотели нас уничтожить. А вот ещё одна заслуживающая внимания цитата профессора NIPP о том, почему 70 лет назад Москва предприняла титанические усилия в области ПРО и достигла «удовлетворительного результата» ещё в советское время – «Россия недавно вышла из Второй мировой войны с потерями, превышающими 25 миллионов. Принцип стратегической обороны Родины, состоящий из слоев активной и пассивной обороны, стал и останется неотъемлемой частью её подхода к стратегической безопасности и ведению войны».

Короче, «русские поняли, что на Земле они справятся с любым врагом, но если господство в небе будет за агрессором, то ущерб окажется огромным». Значит, какие бы планы не разрабатывали Соединенные Штаты, Советский Союз работал на опережение, признает эксперт NIPP.

Да, навалившись всей мощью, американцы в принципе могли прорвать созданную вокруг Москвы многоуровневую систему противоракетной обороны А-135, но «Россия расширила свои программы пассивной обороны. Это включало в себя строительство нескольких командных пунктов и средств связи, а также мест передислокации по всей России для ключевых сегментов политического и военного руководства».

И самое главное, они («Советы») приняли меры по восстановлению промышленной базы и защите критически важной рабочей силы, чтобы сократить сроки постконфликтного восстановления. Тогда бы Третья мировая война пошла по сценарию Второй мировой. Словом, Красная Армия вторглась бы через Аляску в США и подняла свой флаг над Капитолием.

Не просто так Джеймс Форрестол, съехавший с катушек 1-й министр Минобороны США, выбросился в окно с криком «русские идут». Мало кто знает, что после смерти этого главы Пентагона специальная комиссия признала его правоту по многим вопросам оборонного планирования.

Де Бьясо признал, что у США не было военных возможностей для быстрого обезоруживающего уничтожения СССР, тогда как исход долгой войны, да ещё с применением ядерного оружия, виделся в кабинетах Пентагона в чёрном свете. Интересно задаться вопросом, что было бы, если янки и впрямь оказались сильнее русских? Неужели, в самом деле нанесли ядерный удар по СССР? Судя по всему, звездно-полосатые дяди и тёти об этом только и мечтали. Ведь, по их мнению, Соединенные Штаты превыше всего, и безопасность американского народа не должна подвергаться даже гипотетической угрозе.

Ну, ладно, всё это эмоции, хоть и без них никуда. Согласно выводу профессора NIPP, российская отрасль по разработке и производству систем ПРО не погибла в 90-х годах, поскольку имела мощный потенциал развития. Удалось сохранить научные кадры и высокопрофессиональные рабочие коллективы, в результате чего в России «усовершенствовались системы С-300 и С-400 для поражения более сложных крылатых ракет, гиперзвукового оружия и баллистических ракет малой и средней дальности».

В целом выводы профессора Де Бьясо таковы: в США политики не могут оценить предрасположенность российского мышления к созданию ПРО. По его оценке, «Россия сохраняет стратегические оборонные возможности, способствующие сдерживанию, ограничению ущерба и защите, которые занимают центральное место в её военной стратегии, одновременно работая над ограничением сопоставимых возможностей США».

С этой точкой зрения согласны многие американские политики, хотя такой расклад им категорически не нравится. Белый дом и Госдеп просто вынуждены учитывать эти реалии, одновременно пытаясь сохранить лицо «полицейского Земли». Европейцы тоже не дураки и прекрасно видят, что янки на роль гегемона уже не тянут, в результате чего трещина между Старым и Новым Светом увеличивается.

Собственно, поэтому США нагло лезут на Украину, видя в бандеровцах своих «полезных идиотов», в отличие от немцев и французов, которые таковыми быть не хотят. Развертывание в «незалежной» американских ракет, наверняка, подорвет возможности российской ПРО, но, с большой долей вероятности, не обнулит противоракетную оборону. В любом случае, Москва вынуждена будет работать на опережение, если возникнет реальная угроза ракетного нападения, а это уже плохо для американцев. Им ради же своей безопасности правильнее не лезть туда, где могут и побить. Но понты не позволяют.

По большому счету, обещание Байдена лишить россиян бакса, если армия Шойгу вторгнется в «незалежную», показывает, насколько дёшево американцы продали украинцев. Но, как намекает Де Бьясо, других вариантов у Вашингтона просто нет. И еще: с появлением С-500 уже Кремль будет диктовать условия Белому дому. Впрочем, профессор NIPP очень надеется, что это случится не скоро.