В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Латиноамериканский плацдарм: планы и реальные возможности России

Латиноамериканский плацдарм: планы и реальные возможности России
Фото: Русская ПланетаРусская Планета

В Кремле уклончиво отреагировали на вопросы журналистов о возможном развёртывании российских ракетных комплексов и иного вооружения в Латинской Америке.

Видео дня

«По Латинской Америке и так далее: там мы всё-таки ведем речь о суверенных государствах, давайте не забывать об этом», — сказал пресс-секретарь президента Россков в ходе ежедневного пресс-брифинга.

Разговоры на данную тему появились после выхода интервью заместителя министра иностранных дябкова на RTVI. В бесделаки замомства не исключилМосква может ответить на недружественную политику Запада расширением военной инфраструктуры за рубежом, в том чиса Кубесуэле.

«Я не хочу ничего не подтверждать, ничего исключать не буду... Зависит от действий американских коллег. Президент России многократно высказывался в том числе и на эту тему, каковы могут быть мероприятия по линии российского военно-морского флота, если дело совсем пойдёт в направлении провоцирования России и дальнейшего усиления военного нажима на нас. Мы не хотим этого, дипломаты должны договориться», — сказал Рябков.

В Белом доме тут же заявили, что не потерпят такого развития событий. Так, помощник пидента США по национальной безк Салливан предупредил, что «если Россия будет двигаться в этом направлении, мы будем реагировать решительно».

Логистика решает всё

Скорее всего, тема размещения ракет и других элементов военной инфраструктуры РФ входила в повестку дня переговоров между Москвой и Западом, прошедших 10-12 января. Можно предположить, что российская сторона пригрозила готовностью потревожить США с южного фланга, который в годы холодной войны в определённой мере использовался СССР.

Из опыта предыдущего противостояния нашей страны Соединённым Штатам следует, что, используя латиноамериканский плацдарм, Москва может усилить разведывательную активность, разместить группировку кораблей, самолётов или ударных ракетных установок. Такие меры действительно способны повлиять на позицию Вашингтона по ключевым аспектам, связаннырасширением НАТО.

Однако пока речь идёт исключительно о гипотетических вызовах для США. Множество вопросов вызывает реализуемость подобного сценария. В Вашингтоне наверняка понимают, что создание даже небольшого пункта дислокации ВС РФ в Латинской Америке превратится для Москвы в крупную и рискованную логистическую операцию.

Представляется, что Рябков неслучайно говорил об использовании Военно-морского флота. В силу колоссальной географической удалённости единственным средством переброски войск и большого количества военного оборудования является только морской транспорт.

Конечно, Россия могла бы привлечь ресурсы тяжёлой военно-транспортной авиации (ВТА). Однако в таком случае без дозаправок на аэродромах не обойтись, а взять их неоткуда. Для этого нужны соответствующие взлётно-посадочные полосы и согласие стран, находящихся в той или иной степени под влиянием США.

В Венесуэлу несколько раз летали стратегические бомбардировщики Ту-160, однако они дозаправлялись в воздухе. Машины же ВТА можно заправлять только на земле.

При этом с морским транспортом у современной России дела идут не слишком хорошо. Достаточно сказать, что ВМФ с трудом обеспечивал деятельность сирийской группировки, хотя к транспортировке военного снаряжения активно привлекалась тяжёлая ВТА.

Для беспрерывной работы так называемого «Сирийского экспресса» России пришлось обращаться за услугами к гражданскому флоту, а также, если верить источника засухогрузы у Турции и Украины.

Главный корень проблем состоит в отсутствии у нашей страны достаточного количества десантных кораблей. Именно они являются самыми крупными на флоте любой страны перевозчиками войск, боеприпасов, вооружения и военного оборудования.

ВМФ РФ оснащён в основном устаревающими советскими большими десантными кораблями (БДК) проекта 775. Они относятся к 2-му рангу кораблей ближней и дальней морской зоны. Гипотетически они могут доплыть до Южной Америки, но в таком случае их придётся надолго отвлекать от выполнения других задач, а перевозка имущества займёт несколько месяцев. Естественно, для США такие приготовления не останутся незамеченными, и американцы без труда найдут способ сорвать логистическую операцию ВМФ.

Относительно новыми БДК в составе ВМФ можно назвать корабли проекта 11711. Однако на сегодняшний день в ско двормы («Иван Грен» и «Пётр Моргунов»). В 2023 и 2024 годах Андреевский флаг будё двумя суднами («Владимир Андреев» и «Василий Трушин»), но коренным образом они ситуацию не изменят. К тому же вместимость кораблей проекта 11711 несильно отличается от советских платформ проекта 775.

В этом контексте сложно не вспомнить о потерянных для России универсальных десантных кораблях (УДК) типа «Мистраль», которые могли бы значительно облегчить логистику в рамках «Сирийского экспресса», а в нынешних обстоятельствах помочь единовременно доставить необходимое снаряжениерегам Южной Америки.

Сейчас в Керчи строятся два внушительных по вместимости УДК проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», но замена французским кораблям будет готова нескоро. При самом благоприятном стечении обстоятельств эти крупногабаритные платформы будут сданы только к 2030 году.

В нынешних условиях для единовременной транспортировки необходимых грузов в Латинскую Америку России потребуется привлечь, пожалуй, треть БДК и кораблей вспомогательного флота из числа находящихся в исправном состоянии и способных действовать в океанской зоне.

Значительные ресурсы России придётся отрядить на обеспечение боевого охранения такого каравана.

Учитывая высокую активность американских ВМС, Москве по меньшей мере потребуется несколько фрегатов, один эсминец и одна атомная подводная лодка, а в идеале — и авианосец для круглосуточного мониторинга воздушной обстановки и авиационного прикрытия.

Однако такими ресурсами наша страна не располагает. Единственный авианосец («Адмирал Кузнецов») находится в ремонте без внятной перспективы завершения работ. Эсминцев в составе ВМФ практически не осталось, а новых фрегатов дальней морской зоны явно не хватает даже в районах регулярного боевого дежурства.

Недооценённые риски

Безусловно, Москва может на свой страх и риск отправить корабли без необходимого боевого охранения, но при таком варианте велик риск, что Военно-морские силы США их беспрепятственно остановят. И никакими нотами протеста со стороны МИД РФ операцию спасти не удастся.

Идея размещения в Южной Америке ракет и какого-либо пункта дислокации ВС РФ невольно опьяняет и мысленно возвращает к временам, когда СССР проворачивал на другом конце света довольно дерзкие операции. Однако не стоит забывать, что даже могущества Советского Союза не хватало, чтобы концентрировать по-настоящему опасные для США силы в этом далёком регионе.

По большому счёту американцы зевнули только один раз. Это произошло в начале 1960-х годов, когда советские баллистические ракеты были доставлены и развёрнуты на Кубе. После этого подходы к острову Свободы оказались заблокированными и группировка ВМФ СССР, которая следовала к берегам коммунистической республики, была вынуждена повернуть назад, потому что сражение с американцами означало фактический старт Третьей мировой.

Анализируя Карибский кризис с точки зрения организации движения морского транспорта, нельзя игнорировать наличие у США достаточных сил для полной морской блокады Кубы и любого другого государства региона.

В итоге Москва рискует получить ситуацию «Приштинского броска», когда занятый в Косово аэродром оказался в окружении НАТО, и российским десантникам было нереально доставить даже продукты питания.

В России принято вздыхать по поводу закрытого в 2001 году центра радиотехнической разведки в кубинском Лурдесе. За последние годы несколько раз в СМИ появлялись новости о том, что объект вот-вот вновь откроют, но каждый раз эти сведения официально опровергались.

Уместно допустить, что на январских переговорах Москва могла пригрозить США возобновлением работы пункта радиоперехвата на острове Свободы. Однако, если Кремль по-настоящему серьёзно настроен запустить дежурство объекта в Лурдесе, то обязан взвешивать все сопутствующие риски, в том числе вызванные объективной слабостью нашего Военного-морского флота в океанской зоне.