Кто помогает конькобежцам и фигуристам показывать на льду высокие результаты
Эффектные прыжки и вращения фигуристов, яркие голы хоккеистов, быстрые секунды конькобежцев – во многом выступления этих и других спортсменов зависят от качества льда. Сделать его идеальным – особая наука. О том, как появляется лёд на стадионах «Старт» и «Труд», мы расспросили специалистов в этом деле. Поводом стал профессиональный праздник: 16 января во всём мире отмечали День ледовара. Точка отсчёта – минус пять градусов Именно так – День ледовара: лёд «варят», а не заливают его, как это часто говорят. На «Старте» лёд натуральный. И как искусные кулинары колдуют над своими блюдами, так и ледовары постепенно, слой за слоем, доводят лёд до нужной кондиции. – Когда температура становится минусовой, где-то пять градусов, мы начинаем готовить ледовую арену, – говорит директор стадиона «Старт» Алла Тарнавская. Этого момента с нетерпением ждут воспитанники секций и их наставники. Это сигнал: через несколько дней можно будет встать на коньки. Дата празднования Дня ледовара – 16 января – выбрана не случайно. В этот день в 1901 году родился американский инженер Фрэнк Замбони, который изобрёл ресурфейсер – ледовый комбайн для восстановления льда на катках. – Сначала поле проливается холодной водой из шлангов, – делится секретами профессии заместитель директора Сергей Рассадин. – Чем больше – тем лучше. Чтобы вода не уходила с поля, расположенная вокруг него ливневая канализация забивается снегом, из него специально делаются небольшие бортики. После того как черновая работа выполнена, лёд начинают «варить» – заливают его, используя кипяток. К сожалению, у нас нет таких машин, в которых при заливке льда вода подогревается до нужной температуры, – работаем на ГАЗ‑66 и ЗИЛе с бочками. В бочку заливается горячая вода с температурой под 90 градусов, её и используем. Умещается около четырёх кубометров воды, а чтобы залить ледовую арену, площадь которой – шесть тысяч квадратных метров, на один день нужны пять-шесть таких бочек. – Едем потихоньку, со скоростью 5 – 10 километров в час, – замечает водитель Михаил Уткин. – Надо же проварить кипятком верхний слой льда, чтобы убрать нарезы от коньков, какие-то другие неровности. Знания, опыт и чутьё Работа по заливке льда проводится в основном в ночное время: днём его чистят от снега, полируют. Процесс ухода за льдом – очень трудоёмкий. – У нас работают две бригады по пять человек, – отмечает Алла Алексеевна. – Все – отличные специалисты. Бригадир ледоваров Сергей Борисович Колесов на «Старте» трудится уже 20 лет, так он не просто обладает знаниями, как правильно залить лёд: у него за эти годы выработалось профессиональное чутьё. У нас же всё связано с погодными условиями, и он прекрасно чувствует, когда машине надо поехать чуть быстрее или чуть медленнее, напор воды дать более сильный или ослабить его. – Для заливки мы используем четырёхметровую трубу с отверстиями, которая крепится к машине, – рассказывает Сергей Колесов. – Есть и другое оборудование, мы его называем просто – одеяло, колода. У колоды, например, нижняя часть – резиновая, в неё из шланга поступает вода, и когда машина идёт с колодой, лёд идеально полируется. Но бывают моменты, когда лучше использовать одеяло – обычное байковое одеяло. Ткань навешивается на оборудование и выравнивает разливающуюся воду, благодаря этому лёд заливается гладкий и ровный. Официально, по технологии, использование одеяла не предусмотрено – мы сами пришли к этому опытным путём и работаем так уже много лет. Есть в машине и такое приспособление, как нож для строгания льда. Если, например, идёт снег и нет возможности залить арену в перерыве хоккейного матча, применяется процедура строгания льда, чтобы убрать на нём все нарезы от коньков. Этой зимой в Нижнем Новгороде работают почти 70 катков, в основном они с натуральным льдом. Больше всего ледовых площадок – 24 – в Автозаводском районе. Составляющая успеха Лёд на «Старте» – результат многодневного труда специалистов, и как же бывает порой обидно, когда оттепели сводят на нет все их усилия! – Поэтому чем толще мы «наварили» лёд, тем лучше, – говорит Сергей Рассадин. – Если он растает, то хотя бы не до асфальта. – А ведь восстановить его – это опять дни труда, – продолжает Алла Тарнавская. – Только чтобы разметку нанести, потребуется часов десять. Поле сначала размечается специальными шнурами, потом разметка рисуется краской. Затем её требуется пролить. За сезон мы разметку минимум раза три наносим. В этот день даже отменяем тренировки. Нынешняя зима пока ледоваров радует, так что лёд на «Старте» – гладкий и блестящий. Как и на расположенной по соседству хоккейной коробке: ледовары в качестве шефской помощи тоже исправно чистят её и заливают. Надо сказать, на коробке всегда многолюдно. Некоторые любители зимних видов спорта не прочь выйти на лёд даже ночью, благо площадка хорошо освещается. – Мы довольны, что даём нижегородцам возможность бесплатно покататься на хоккейной коробке, а у хоккеистов есть условия для тренировок и игры на стадионе. Всегда болеем за наших ребят, радуемся их успехам, ведь в их победах есть и заслуга наших ледоваров. Качественный лёд способствует хорошей игре без травм, – подчёркивает директор «Старта». По словам директора «Старта» Аллы Тарнавской, раньше, прежде чем начать заливку льда, специалисты выжидали неделю, когда промёрзнет земля. Сейчас такого нет: зимы не отличаются стабильностью, хорошая минусовая температура может резко смениться оттепелью. Кропотливый труд на стадионе «Труд» На «Труде», что в Сормовском районе, лёд искусственный. Легендарный стадион, построенный в далёком 1936 году, получил искусственную ледовую арену в начале 21 века. Тогда было принято решение о его реконструкции: «Труд» должен был стать центром развития зимних видов спорта. Его вместимость составляет более 20 тысяч зрителей, площадь арены с искусственным льдом – более 14 тысяч квадратных метров, там нашлось место конькобежным дорожкам международного стандарта, протяжённостью 400 метров. Аналогов подобного размаха в России не было. Разумеется, огромный спортивный объект требует колоссальных человеческих усилий. Особое внимание уделяется сердцу стадиона – ледовому полю. – На «Труде» я работаю с 2014 года, прежде трудился на заводе «Красное Сормово», – рассказывает бригадир команды ледоваров Александр Волков. – Сначала, конечно, всё было в новинку, но со временем я почувствовал себя на своём месте. Начиная с октября и до конца марта работа у нас ежедневная. И в стужу, и в снег, и в дождь мы обязаны подготовить качественное поле. Традиционно самый ответственный момент у ледоваров стадиона «Труд» наступает в октябре, когда при температуре воздуха от плюс 5 градусов и ниже начинается подготовка площадки. Сперва благодаря холодильным установкам намораживается плита, затем машины аккуратно заливают её водой. Когда толщина льда уже доходит до необходимых кондиций, машины начинают выравнивать его при помощи специальных ножей. Далее наносится разметка. Тяжёлая техника не вредит качеству льда, так как на поле уложены две плиты из армированного бетона. Толщина нижней – 300 мм, верхней – 180. – Осенью, когда погода ещё неустойчивая, приходится работать и по ночам, – продолжает Александр Владимирович. – Стараемся, чтобы спортсмены как можно раньше вышли на лёд. Однажды уже 5 октября у нас начали тренироваться хоккеисты, но обычно лёд готов где-то 15 – 17 октября. Персонал «Труда» активно участвовал в приготовлении площадки для ледового шоу Ильи Авербуха, которое прошло на стадионе в новогодние каникулы. Несмотря на то, что звёздные гости привезли в Нижний свою машину «Замбони», без нашей проверенной годами техники дело всё равно не обошлось. Электронику сменил ручной режим По словам начальника спортивного объекта Василия Балабанова, при минусовых температурах холодильные установки выключаются. – Изначально они работали на автомате, – поясняет наш собеседник. – На поле функционировали датчики, которые в зависимости от температуры регулировали мощность установок, а также сами отключались. И представляете, сколько электроэнергии нужно затратить на три компрессора, у каждого из которых мощность 750 киловатт! Мы сначала приспосабливались к этому, но в итоге перешли на ручной режим управления. Совершенно нет необходимости в работе холодильных установок в зимний период. Когда в холод они работали, лёд, как говорят спортсмены, «садился», его характеристики падали. Установки мы запускаем, только когда температура воздуха поднимается до минус 2-3 градусов. Если вовремя это не сделать, лёд может начать таять, чего мы в принципе не допускаем. Безусловно, за два десятилетия любая техника теряет свой ресурс. Холодильные установки не исключение. – Уже года четыре у нас работают два компрессора вместо установленных трёх. Один вышел из строя и требует очень дорогостоящего ремонта, – констатирует Василий Балабанов. – Но мы справляемся. А когда всё функционировало в полном объёме, то был случай, что сезон массового катания мы закрыли 9 апреля! Люди катались в одних футболках и с зонтами (смеётся). Вспоминаю также лето 2003 года, когда тогдашний наш мэр Вадим Булавинов первый раз принимал реконструкцию стадиона и были подключены холодильные установки. Так вот, при жаре за 20 градусов на плите появился иней. После звёздных гастролей лёд на «Труде» был серьёзно подпорчен из-за установленных гостями обогревателей. Ледоварам пришлось проделать кропотливую работу, чтобы всё привести в порядок. Когда душа радуется Каждый день бригада ледоваров в среднем пять или шесть раз готовит ледовое поле. Если задействованы все три машины, то одна подготовка занимает около часа. Особое внимание уделяется льду во время стартов конькобежцев. – Заливка льда на соревнованиях скороходов несколько отличается от заливки перед массовым катанием или во время хоккейного матча. Например, когда проводится первенство Приволжского федерального округа по конькам, приходится по 10 – 11 раз готовить лёд: шлифуем его, получается как стекло! И когда у нас устанавливаются рекорды, то на самом деле душа радуется! Очень приятно осознавать, что наша цель достигнута: мы не просто залили лёд – на нём людям удаётся демонстрировать своё мастерство, выполнять те или иные нормативы, получать звания, – подчёркивает бригадир Александр Волков. Давний и больной вопрос для сотрудников стадиона – это отсутствие современных заливочных машин. Разумеется, они заметно облегчат труд. Хотя, по словам Василия Балабанова, от проверенных машин ГАЗ и ЗИЛ всё равно никуда не уйти. Никакая «Олимпия» или «Замбони» оперативно не справится со снежным коллапсом. – Я не знаю в нашей стране таких стадионов под открытым небом, где одновременно культивировались бы и хоккей с мячом, и конькобежный спорт, и фигурное катание, а также проводились бы массовые катания. Нашим ледоварам нужно поклониться в ноги за их титанический труд! – благодарен сотрудникам Василий Николаевич. Елена Власова, Дмитрий Витюгов