Русские солдаты опять попали в прицел снайперских винтовок на Кавказе
Столкновения на границе Армении и Азербайджана прекратились после того, как министр обороны России Сергей Шойгу провел переговоры со своими армянским и азербайджанским коллегами - Закиром Гасановым и Суреном Папикяном. Об этом рассказали в российском ведомстве.
Сообщается, что в настоящее время Армения и Азербайджан предпринимают меры по стабилизации обстановки на границе.
Напомним, 16 ноября на армяно-азербайджанской границе вспыхнули боестолкновения между военнослужащими Армении и Азербайджана. Несколько человек с обеих сторон были ранены, армянская сторона сообщила об убитых и попавших в плен солдат.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев возложил вину за произошедшее на армянскую сторону, а премьер-министр Армении Никол Пашинян обвинил Азербайджан во вторжении на территорию Армении. Он также обратился к соотечественникам с призывом «быть готовыми защищать святую Родину»
Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян напомнил о договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был заключен в 1997 году тогдашними президентами России и Армении Борисом Ельциным и Левоном Тер-Петросяном. По его словам, в настоящее время власти страны готовят обращение в адрес Москвы, основанное на данном документе.
По его словам, «если мы не сможем решить кризис существующими структурами, Армения будет вынуждена обратиться к другим структурам, то есть другим международным партнерам».Интересно, к каким? Почему они обращаются именно к этому договору, а не задействуют механизм ОДКБ?
Напомним, что столкновения на границе происходят регулярно, окончание Карабахской войны и появление российских миротворцев никак на это не повлияло. Причем Пашинян не в первый раз пытается втянуть в конфликт Россию. До этого все обходилось заявлениями, но не было столь серьезных столкновений с применением артиллерии и бронетехники…
— Да, все это может привести к войне, — считает доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.
— И дело тут не в них, а в настроениях азербайджанского руководства. В Баку произошло классическое головокружение от успехов. Выиграв вторую Карабахскую войну при помощи турок, подвезенных сирийских террористов, а также беззубости Никола Пашиняна, Ильхам Алиев посчитал, что может получить большее, чем часть Карабаха. Он стал претендовать на территорию самой Армении и даже ввел туда войска — пользуясь той самой беззубостью Пашиняна. Собственно, на сегодняшний день чаша терпения армян переполнилась — и начались боевые действия.
«СП»: — Пашинян призвал соотечественников быть готовым «защищать святую Родину». Он хочет реабилитироваться за прошлый год? Увеличит ли это обострение его поддержку?
— Пашинян понимает, что аннексия территории Армении ударит по его политическим перспективам. Ведь одно дело — сдавать Карабах, который часть армянского общества все-таки считает несколько чужим. Другое же — отдавать Азербайджану часть армянского государства. И если Пашиняну — пусть даже при помощи России — удастся эту территорию отстоять, то его рейтинг действительно поднимется.
«СП»: — В его ли интересах новая война? Готов ли он воевать? Готова Армения к новой войне?
— Армения к ней готова. Но вопрос в том, готов ли Пашинян? Речь ведь не идет обязательно о военной победе над Азербайджаном. Речь идет именно о демонстрации готовности воевать и стоять до конца за свою землю, что не только отрезвит Алиева, но и может побудить Россию вписаться в этот конфликт на стороне союзника по ОДКБ. Вписываться, напоминаю, можно и нужно только в том случае, если Москва будет уверена в том, что Ереван не пасанет за ее спиной и не подставит. Путин не может и не должен быть большим армянским премьером, чем армянский премьер
«СП»: — А Азербайджан, по-вашему, готов? И нужно ли ему это?
— Как я говорил выше, у Азербайджана головокружение от успехов. И после того, как Россия не позволила ему оккупировать Степанакерт, Алиев обратил внимание на армянскую территорию, которой управляет сейчас Пашинян. Человек, сдающий всех и вся. И тут логика азербайджанской стороны очевидна — почему бы не взять то, что плохо лежит?
«СП»: — Почему Пашинян апеллирует к договору от 1997 года? А обязательств по ОДКБ недостаточно?
— Вопрос к нему. Но это не главный вопрос. Главный в том, почему он вопит о помощи России, но при этом так и не удосужился послать письменный запрос в ОДКБ? Я понимаю, что у него с русским языком плохо, однако ему должны были объяснить процедуры. Согласно которым ОДКБ подключается на основе письменного обращения страны-члена о нападении
«СП»: — А наши миротворцы могут купировать конфликт?
— Конечно же, нет. Миротворцы находятся в Карабахе. А это — не Карабах.
«СП»: — Обе стороны в последнее время много говорят о расширении миротворческой миссии за счет других стран… Целесообразно ли это?
— Расширения миротворческой миссии за счет других стран не будет. Кого туда в помощь россиянам слать? Турок что ли? Или французов?
Сил хватает. Мандата не хватает — он не согласован, поэтому миротворцы находятся в Карабахе на птичьих правах. Кроме того, не хватает понимания в российском руководстве относительно того, что военные провокации Азербайджана в Карабахе бьют по российским интересам. Также не хватает нормального пророссийского правительства в Армении.
Но это Карабах. Сейчас война идет на территории Армении. А там вполне хватает персонала российской базы. Если, конечно, Пашинян прекратит играть и подаст официальное заявление в ОДКБ.
— Больше вероятности, что пока столь же масштабных военных действий, как осенью 2020 года, в регионе не будет, — уверен ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Тем не менее, напряженность будет сохраняться.
«СП»: — Пашинян не первый раз обращается к России за военной помощью, за последний год он делал это несколько раз. Этот раз особенный? Что за договор, о котором идет речь? К чему он обязывает?
— Статья 3 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией (сентябрь 1997 года), предполагает, что стороны «будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру….и окажут друг другу необходимую помощь, включая военную». При этом статья 2 предполагает, что «необходимость, виды и размеры помощи» будет определяться в ходе консультаций между сторонами. Собственно, Армения сейчас и не настаивает на исключительно военном варианте этой помощи — недаром секретарь Совбеза страны Армен Григорян упомянул о переговорах. То есть, по сути, Ереван таким образом просит Москву оказать давление на Баку.
«СП»: — Готова ли Россия открыто вмешиваться в новую войну, если она произойдет? А Турция?
— Вряд ли сейчас российские военные будут направлены для участия в конфликте. Скорее, Россия задействует инструменты, не предполагающие участие в военных действиях, чтобы остановить дальнейшую эскалацию конфликта. Турции также не выгодно сейчас полномасштабное вовлечение в военный конфликт Азербайджана и Армении – особенно учитывая внимание Анкары к ситуации в Сирии. Как известно, совсем недавно именно ситуации в Сирии было уделено заметное внимание на переговорах Сергея Шойгу с его турецким коллегой Хулуси Акаром.
«СП»: — В последнее время обе стороны постоянно критикуют миротворцев, дескать, те не справляются, и предлагают заменить (армяне - на НАТОвцев, азербайджанцы – на турок). По-вашему, они правы, миротворцы не справляются? Есть ли вариант расширения миротворческой миссии за счет других стран, и как к этому отнесется Москва?
— Миротворческие силы, находящиеся в любой зоне конфликта, как правило, критикуют – это практически неизбежно. Но в ближайшее время вряд ли произойдет замена российских миротворцев на некую альтернативу или расширение миссии за счет привлечения к ней масштабных контингентов иных государств.