Спор индивидуализма и социализма о человеке и обществе
Альбер Шац. Индивидуализм экономический и социальный. Истоки, эволюция, современные формы. — Челябинск: Социум, 2021. Перевод с фр. — В. П. Гайдамака и А .В. Матешук Книга Альбера Шаца (1879–1940), основанная на курсе его лекций в Дижонском университете (1906–1908), давно стала классикой социально-экономической мысли, но и сегодня остается остро актуальной. Что такое индивидуализм? Индивидуализм — уж больно раздражающее слово. Социалистическая мысль нагрузила его целым рядом отталкивающих, пугающих значений. Понимание индивидуализма как эгоизма, разрушения всех человеческих связей, «войны всех против всех» давно стало привычным, вошло в словари и энциклопедии. С индивидуализмом накрепко связано и пугало «человека экономического» — этакой бездушной аморальной куклы, которая предельно расчетливо преследует свою выгоду. Альбер Шац положил на другую чашу весов свою книгу, доказывая, что этот комплекс представлений об индивидуализме — полностью ложный. Выпускник Сорбонны, экономист и историк экономических идей, Альбер Шац много лет посвятил преподаванию: был профессором университетов в Дижоне (1906–1908), Лилле (1908–1922), Лионе (1934–1940). С 1910 года он возглавлял крупный культурно-образовательный центр — Французский институт в Лондоне. В 20-е годы, подвергнутый общественному остракизму за свои взгляды, он выступил в неожиданном качестве драматурга, его пьесы шли в парижских театрах. «Индивидуализм экономический и социальный» стал его главной книгой, которую исключительно высоко оценил Фридрих фон Хайек. В статье 1945 года «Индивидуализм истинный и ложный» он писал: «В своем превосходном обзоре истории индивидуалистических учений Альбер Шац делает верный вывод о том, чем индивидуализм не является. Он не является как раз тем, что обычно таковым считают: системой обособленного существования и апологией эгоизма. Эта книга, которой я чрезвычайно обязан, заслуживает гораздо большей известности как вклад не только в предмет, обозначенный в ее заглавии, но и вообще в историю экономической теории». Индивидуализм, показывает Шац, — это философская доктрина, которая стала фундаментом доктрины экономической, которая в свою очередь легла в основу экономического и политического либерализма. В своей книге он прослеживает становление и развитие теоретического индивидуализма, начиная с того момента, когда социально-экономическая мысль отделилась от религиозной, и вплоть до новейших учений начала ХХ века. Подумать только: учение Льва Толстого и реформаторский пыл Генрика Ибсена были для автора новейшими… Собственно, сами термины «индивидуализм» и «социализм» созданы только в XIX веке в кругу социалистических идеологов и утвердились благодаря книге Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме» (1834). Обозначив словом «индивидуализм» конкурентное (капиталистическое) общество, социалисты противопоставили ему «социализм» для обозначения общества «проектного» — планируемого и управляемого ради достижения «высших целей человечества» — единства и равенства. Локк, Мандевиль, физиократы, Юм, Смит, Берк и многие другие экономисты и философы, которые «нащупывали», обдумывали и развивали индивидуалистическую теорию, не пользовались термином «индивидуализм». Рассмотрев учения «начинателей» под углом зрения индивидуализма, Щац выявляет те принципиальные черты, которые определяют их сходство и которым было суждено долгое, противоречивое и плодотворное развитие. Итак, что же такое индивидуализм? Это философская доктрина, показывает Шац, которая ограничивает свои исследования познаваемым, стремится к возможному, имеет отправной точкой психологию индивида, а конечной — защиту личности. Эти наиболее общие положения конкретизируются так: для индивидуалистически настроенного экономиста общество не является рациональным творением, которым разум способен управлять, пересоздавая его по своим проектам; индивидуализм исходит из принципа реалистичности: общество составляют живые люди — с ограниченными познаниями, со своими заблуждениями и страстями, люди несовершенные, но способные совершенствоваться, хотя и не до бесконечности; как существа слабые и незнающие, наделенные природой не правами, но потребностями, люди не способны обходиться без других людей и постоянно стихийно сотрудничают друг с другом, преследуя свой личный интерес, внося в сотрудничество бесконечное разнообразие талантов и навыков и получая от объединения огромную пользу («выгоду»); никакое объединение (ассоциация), как и составляющие его индивиды, не обладает и не может обладать «всеведеньем», поэтому индивидуалистический подход требует ограничения всякой исключительной власти и настаивает на добровольности сотрудничества; чтобы вносить в сотрудничество возможную полноту своих знаний и дарований, индивид нуждается в свободе, а это значит, в свободе нуждается и общество; теоретический индивидуализм стремится доказать, что личный интерес — надежное основание для приспособления производства к социальным нуждам, к эквивалентности пользы, свободно оцениваемой на свободном рынке, поэтому всякую социальную реформу он подчиняет уважению к двум институтам. «Эти два института — личная свобода и частная собственность». Альбер Шац писал свою книгу в те годы, когда все дорогие ему идеи были с прискорбным успехом атакованы социалистическими теоретиками и практиками. Ему довелось увидеть, как воплощаются в жизнь глобальные проекты социализма. Личный интерес и/или свободное самопожертвование? Индивидуализм — учение сложное, разветвленное, не исключающее ни острой полемики между его сторонниками, ни тупиковых путей. Тупиковыми Альбер Шац считал анархический индивидуализм (требующий разрушения всех существующих институтов) и аристократический индивидуализм (особенно ярко проявившийся в ницшеанском учении о «воле власти» и в «культе героев» Томаса Карлейля). Самый тугой узел полемики между теоретиками-индивидуалистами — это «личный интерес» и неразрывно связанные с ним представления о человеческом предназначении. Учение Льва Толстого и его программу действий Альбер Шац рассматривает как индивидуалистические, ставя их в ряд теорий христианского индивидуализма. Пассивное сопротивление власти в настоящем («непротивление злу насилием») предполагает в учении Толстого радикальную реформу в будущем — социальную и моральную «реформу индивида». Суть ее состоит в сострадании и самоотречении: «Я» целиком приносит себя в жертву ближним — именно в этом состоит свободное и полное развитие «Я». Такое понимание целей личности несомненно спорит с представлениями о «личном интересе» — или, можно сказать иначе, доводит «личный интерес» до собственной противоположности. Однако чтобы «отдать себя», надо быть хозяином своей судьбы, надо «иметь что отдать» — поэтому теории радикального самопожертвования остаются в границах индивидуализма. В своей книге Альбер Шац не останавливается на концепции личности у Федора Достоевского, но для русского читателя идеи и персонажи его романов постоянно встают в памяти при чтении главы, посвященной одному из главных «героев» книги — Джону Стюарту Миллю. Нервом противостояния вновь становится «личный интерес». Для Милля, решительного сторонника индивидуализма и утилитаризма, «личный интерес» — прежде всего реальность: в экономической области индивидуальная деятельность людей обусловлена личным интересом. Приняв это за отправной пункт, Милль анализирует личный интерес как самый надежный и долговременный стимул к труду, как постоянный регулятор действий и поведения индивида — и постепенно раскрывает его многообразные следствия. Главные из которых — принцип свободы, ответственности, невмешательств, непрепятствования. Роман «Преступление и наказание» создавался одновременно с появлением на русском языке книги Милля «Основы политической экономии» (СПб., 1865). Не называя имени своего идейного оппонента, Достоевский предельно резко выступил в романе против «личного интереса», утверждая, что он ведет к эгоизму, бесчеловечности и страшному моральному падению. Жестокая карикатура на идеи Милля раз за разом появляется в романе: «сострадание в наше время даже наукой запрещено, и так уже делается в Англии, где политическая экономия» — «наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». В чем разница между индивидуализмом и социализмом? Сто с лишним лет назад, когда Альбер Шац задумывал и писал свою книгу, принципиальное различие между индивидуализмом и социализмом усматривали (как, впрочем, и сегодня нередко усматривают) в том, что социализм стремится менять мир, выступает за развитие, демократию и единение, тогда как индивидуализм консервативен, антидемократичен, цепляется за «стабильность» и боится ассоциаций («единства»). Такое понимание различий Шац отвергает как ложное, хотя конфликт между индивидуализмом и социализмом считает совершенно реальным. Полагаясь на личный интерес и конкуренцию интересов, настаивает он, экономический индивидуализм является «системой вечного движения», постоянно требует реформ и проводит их в жизнь. Индивидуализм отстаивает демократию, но пытается избежать ее превращения в демагогию. Индивидуалист по самой своей сути — сторонник ассоциаций, ибо реальный индивид вне ассоциации с другими индивидами не может ни жить, ни развиваться. К чему же сводится оппозиция двух учений? «Я, со своей стороны, — отвечает Щац, — вижу только два момента: индивидуалисты и социалисты во все времена по-разному понимали смысл существования общества и социальную роль индивида». Индивидуализм полагает, что общество порождено нуждами людей и имеет главным образом утилитарный смысл. Его первый долг — сохраняться, второй — становиться лучше по мере того, как составляющие его элементы все лучше понимают выгоду, извлекаемую из общей жизни, и вкладывают личные усилия в ее улучшение. Социализм же, сознательно или бессознательно, полагает, что общество — некий конструкт, имеющий высшую моральную цель, которая состоит в достижении единства и равенства. Эгалитарная идея присутствует во всех версиях социализма, в индивидуализме же ее нет. Требуя «менять мир» ради достижения высшей цели, социализм рассчитывает на власть, внешнюю по отношению к индивиду: на государство, коллектив, большинство. Тем самым, уверен Шац, вызывая на себя огонь не только социалистов, но и всех сторонников коллективизма: «Социализм, в сущности, есть подавление автономии и личной ответственности, ведущее к коллективизму, в котором произойдет исчезновение того и другого». Как автор-лектор, Альбер Шац завершает свою книгу обращением к юношеству. Его напутствия суровы. Начинаясь как личные, они завершаются политическим предупреждением: «Ты услышишь, что, парализуя инициативу, создают сильные воли, закаленные души и мощные государства, что с бедными индивидами создают богатое общество, что, обещая народу луну с неба, проявляют к нему искреннюю любовь. Берегись этого зла. Умей распознавать его под маскарадными костюмами, в которое оно умеет рядиться». Автор: Елена Иваницкая Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»