ТОАЗ отбивает абордажную атаку
Знаковые события в юридической практике часто проходят незамеченными для широкой публики. 28 сентября 2021 года в Шестом кассационном суде общей юрисдикции (Самара) состоится судебное заседание, на котором будут рассмотрены кассационные жалобы представителей «Тольяттиазот» (ТОАЗ), защитников осужденных и представителей гражданских ответчиков на приговор Комсомольского районного суда г. Тольятти от 05 июля 2019 года, и апелляционное определение Самарского областного суда от 26 ноября 2019 года.
Фабула дела простая: ТОАЗ будет защищать свои права на фоне этой нескончаемой рейдерской атаки, сутью которой в данный момент является «продавленное» Мазепиным решение, что на ТОАЗ ему что-то должен.
Уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ было возбуждено в декабре 2012 года по заявлению АО «ОХК «Уралхим». Бывшие руководители ТОАЗ Владимир Махлай, Сергей Махлай, Евгений Королев, а также руководители основного на тот момент трейдера продукции ТОАЗ – швейцарской компании «Нитрохем Дистрибьюшн АГ» – Циви Андреас и Рупрехт Беат, были признаны виновными в хищении всего произведенного ТОАЗ аммиака и карбамида за период с 12 ноября 2007 года по 10 марта 2012 года рыночной стоимостью 84.180.250.411,56 руб., мол, под видом ее продажи «Нитрохем» по заведомо заниженным ценам. По мнению судов, в результате этого миноритарные акционеры «Уралхим» и Седыкин Е.Я. недополучали дивиденды. При этом судами установлено и никем не оспаривается, что за поставленную продукцию ТОАЗ на свои банковские счета получил от «Нитрохем» 65.525.294.273,20 руб.
Свою позицию представители осужденных подкрепляют весомыми доводами. ТОАЗ неоднократно заявлял, что считает уголовное дело безосновательным и абсурдным, и не считает себя потерпевшей стороной, отрицая наличие какого-либо ущерба.
При этом вывод о нерыночности цен на продукцию ТОАЗ основан исключительно на заключении комплексной экономико-правовой экспертизы, выполненной сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗИСП) Натальи Семилютиной и Сергея Валентея, потребовавшем в дальнейшем трех дополнительных допросов эксперта Семилютиной для исправления хотя бы части серьезных и явных ошибок, допущенных при составлении экспертизы.
Достаточно сказать, что в основу обвинения и приговора суда положен расчет правоведа Семилютиной, не обладавшей экономическими познаниями и правом изменять расчеты и выводы, выполненные экспертом-экономистом.
Было ли на экспертов оказано давление с целью подписания готового текста выполненного кем-то иным экспертного заключения? Именно об этом заявил в суде другой эксперт ИЗИСП Казанцев Н.М., которому было изначально поручено проведение этой же экспертизы, однако затем он был отстранен без объяснения причин от завершения работы. Причем, случилось это после того, как он сообщил следователю, что приходит к выводам о соответствии цен ТОАЗ рыночным.
Фактически, эксперты пришли к взаимоисключающим выводам в двух выполненных ими экспертизах в рамках налогового и уголовного дел по ценам на продукцию в одном и том же периоде. Тем не менее, судьи первой и второй инстанций отказались назначить повторную экспертизу у иных экспертов в связи с наличием явных противоречий в экспертизах Семилютиной и Валентея по ценам ТОАЗ.
Вольность, с которой конкретные нормы закона оказались подменены не существующими в нем понятиями и конструкциями, специально изобретенными для данной ситуации, дает возможность дальнейшего тиражирования таких построений для незаконного отъема собственности.
Чем обернётся для Дмитрия Мазепина, владельца и с недавних пор непосредственного управляющего компании «Уралхим», его лихая манера бизнеса, краеугольными камнями которой стали банковские займы и передел собственности, мы узнаем довольно скоро, пишет в своем Телеграм-канале «Ортега». Судя по всему, она неплохо работала в эпоху первоначального накопления капитала. Но с тех пор прошло немало лет, мир серьезно изменился, а Дмитрий Мазепин так и остался банальным «джентльменом удачи».
Действительно, удача сейчас уже явно не на его стороне. Взять, хотя бы, версию российских СМИ версию о попытке Мазепина во время волнений в Белоруссии навязаться в «решалы» к президенту Лукашенко, одновременно подставив российского бизнесмена Михаила Гуцериева, в надежде, что тот испугается и убежит, освободив место. Такие идейки заводятся в голове только от исторического отчаяния.
Затея, разумеется, окончилась крахом. Сегодня пришло время платить по счетам. А счетов у Мазепина накопилось столько, что все его предприятия будто сделаны из бумаг. Уложены штабелями бесконечные счета, а к ним вывеска прибита. Даже возглавить весь этот душераздирающий декаданс Мазепину, пришлось под давлением «Сбера», которому Мазепин должен многие миллиарды долларов.
Весь «Уралхим» и «Уралкалий» давно заложены в «Сбере», думается, банку очень интересно провести аудит этих сокровищ: есть подозрение, что они не только лежат мёртвым грузом, но ещё и обесцениваются с каждым днём. Выпуск продукции «Уралхимом» сокращается, оборудование демонтируется, генеральный директор куда-то убежал, странно было бы рефинансировать такое скорбное хозяйство.
А тут ещё и Михаил Гуцериев, который никого не забыл и ничего не простил, договорился от «Беларуськалия» с «ФосАгро», прямым конкурентом Мазепина, об экспорте продукции за рубеж.
К тому же в Санкт-Петербурге идет редеволопмент морского порта с переносом всей логистики в Усть-Лугу, а в порту у Мазепина калийные терминалы, перемещение которых обойдётся в 400 млрд. рублей, как минимум, и где их взять?
Спасти положение могли бы активы ТОАЗа. «Тольяттиазот», добротное, прибыльное, прекрасно организованное предприятие, он пытается прибрать к рукам уже десять лет. Правда, все, чего он добился, на правах миноритария, похоже, через свои пока ещё работающие связи в некоторых московских и уральских кабинетах, – это возбуждения откровенно дикого и странного дела. Судите сами: будто руководство ТОАЗ похитило «под видом продажи» всю произведённую на предприятии продукцию и теперь обязано возместить 87 млрд. рублей.
Причем возместить не ТОАЗ (где потерпевшими себя, как я уже писал, не считают, и полностью отрицают, будто у них чего-то похищали – авт.), а Дмитрию Мазепину. На каком основании? Так решил суд. А если суд так решил, то все вопросы следует считать закрытыми.
Нет, не следует. Поскольку то, что один суд решил, другой, более вменяемый, объективный и независимый, всегда разрешить сможет.
Десять лет ТОАЗ сопротивлялся всем попыткам взять предприятие на абордаж, и сейчас его капитуляция возможна только в сладких снах Мазепина.
А в суровой реальности в России с 2019 года заработала реформированная система кассационных судов, и сейчас появилась идеальная возможность проверить качество этой реформы на деле.