Войти в почту

Курс на «Запад-2021»: ВВС рвутся в небо, но сколько пилотов взлетят реально?

Отпраздновав 12 августа 109-ю годовщину образования ВВС, российские военные лётчики продолжают совершенствовать боевое мастерство – сегодня готовятся к проведению очередных учений.

Курс на «Запад-2021»: ВВС рвутся в небо, но сколько пилотов взлетят реально?
© Свободная пресса

Факт сам по себе вроде как обыденный, однако нынешние воздушные манёвры в Западном военном округе (ЗВО), намеченные на конец августа, можно воспринимать как прелюдию к другим учениям – совместным российско-белорусским «Запад-2021», которые пройдут уже в сентябре.

Сейчас, по словам командующего ВВС – заместителя главнокомандующего Военно-космическими силами генерал-лейтенанта Сергея Дронова, в масштабных учениях в ЗВО будут привлечены более 450 самолётов и вертолётов. Большее количество летательной техники было задействовано лишь во время учений «Восток-2018», когда в небо поднималось более тысячи самолётов и вертолётов.

Ранее подобный размах применения воздушной техники был отмечен на учениях «Запад-81». Можно предположить, что и на командно-штабных учениях «Запад-2021» будет активно применяться именно авиация двух стран. Наземный состав войск из-за пандемии коронавируса ограничен в 12,5 тысячи человек, а вот в небе вирус не страшен.

Что же может взлететь в воздух из состава российских ВВС? По словам генерала Дронова, в нынешнем году боевая авиация пополнится 60 единицами новой техники, среди которой многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С, Су-57 и фронтовые бомбардировщики Су-34, а также военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А, боевые вертолёты Ми-28НМ, Ка-52 и десантно-транспортные Ми-8АМТШ-ВН. Также в войска поступят более 200 модернизированных судов. Вроде, как и неплохо, но боевой авиации явно не хватает.

Россия занимает второе место в мире по количеству самолётов военной авиации, уступая по этому показателю лишь США. Британский авиационный журнал Flight International в справочнике World Airforces 2021, отмечает наличие в Вооруженных силах России 4143 летательных аппаратов, самолётов и вертолётов. По истребительной авиации мы тоже на втором месте. Впрочем, это лишь цифры, так называемая списочная численность авиапарка, которая не отражает в полной мере реальную боевую эффективность военно-воздушных сил.

Вот, к примеру, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, известный ещё как «Белый лебедь» (они тоже примут участие в нынешних воздушных учениях). Таких в ВВС России числится 16 воздушных машин, которые стоят на вооружении 22-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (авиабаза Энгельс в Саратовской области).

Практически половина из них прикована к земле – проходят модернизацию. Эти самолёты, которые стали эксплуатироваться с 1987 года, по-прежнему считаются лучшими в своём классе, однако время берёт своё и им требуется обновление. Проходит оно крайне медленно. Первый из них вошёл в состав Дальней авиации в конце 2018 года, ещё один модернизированный Ту-160М выполнил первый испытательный полёт в начале 2020 года. Это при том, что ещё в 2015 году министр обороны Сергей Шойгу заявлял о необходимости возобновления производства таких бомбардировщиков, озвучивая их потребность в количестве не менее 50 единиц. Выпуск новых самолётов Ту-160М/Ту-160М2 ожидается не ранее 2023 года.

Несколько большее количество «страгегов» в ВВС – это Ту-95 «Медведь». Боеспособных в модификации Ту-95МС около тридцати и ещё порядка 60 находятся в резерве, но тоже идут в общий зачёт списочной численности. Те, которые ещё летают (этот стратегический бомбардировщик эксплуатируется с 1956 года, последний был выпущен в 1992-м) требуют модернизации до уровня «МСМ», с обновлённым двигателем, новым комплексом вооружения и электронного оборудования. Такой модернизации подлежат лишь Ту-95МС-16, которые прослужат до 2040 года. Их насчитывается около 20 единиц.

Не лучше ситуация со стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-22М. В разных модификациях их насчитывается 62 единицы, большая часть из которых небоеспособны, находятся в капитальном ремонте или на хранении.

Планировалось, что до 2020 года на Казанском авиационном заводе им. Горбунова до уровня Ту-22М3М будет модернизировано до 30 таких самолётов. Детальная информация о проводимых работах по модернизации этих бомбардировщиков является закрытой, первый полёт обновлённого Ту-22М3М состоялся в 2018 году, можно предположить, что такую программу прошло не более десяти самолётов.

С истребителями всё гораздо лучше, здесь российские ВВС могут заслуженно войти в число лучших как по качеству, так и по количеству. Не будем упоминать истребитель пятого поколения Су-57, который пока присутствует в единичных экземплярах. Есть и другие «короли неба», среди которых, несомненно, высшую ступень почёта занимает многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги Су-35С, который относится к поколению 4++.

Являясь продолжением истребителя Су-27, это совершенно новый самолёт, разработанный в ОКБ Сухого в 2008 году. Первые 48 из стоящих сейчас на вооружении 90 таких воздушных машин были поставлены в 2015 году, вторая партия гособоронзаказа была выполнена до ноября 2019 года. Сейчас Минобороны планирует заключить новый контракт на 50 таких воздушных машин.

Предшественник Су-35С – советско-российский многоцелевой сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения Су-27 (по кодификации НАТО Flanker-В – «Фланкер-Б»), который эксплуатируется с 1985 года, по-прежнему в строю.

Таких самолётов, в разных модификациях, насчитывается 101 единица. Ввиду исчерпания ресурса и морального устаревания предполагается, что часть из них будет выведена из эксплуатации уже в ближайшее время. В строю останется модернизированный Су-27СМ3 (24 ед.) и, скорее всего, Су-27СМ (47 ед.), который должен был заменить Су-57.

Хорошо зарекомендовал себя и многоцелевой советско-российский многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) Су-30 (Flanker-C) в модификациях СМ и М2 – их 91 и 20 соответственно. Однако и этому самолёту, который эксплуатируется с 1992 года и продолжает выпускаться сейчас, требуется масштабная глубокая модернизация по пути его унификации с Су-35С.

Похоже, что доживает свой век советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum – «Точка опоры»). Таких на вооружении 120 машин, однако, не все из них боеспособны. Этого «ветерана» уже начали менять на российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ (его характеристики максимально приближены к пятому поколению) МиГ-35. Впрочем, новых машин пока выпущено 10 единиц.

Вторую молодость намерены дать и советско-российскому сверхзвуковому высотному всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия МиГ-31 (Foxhound – «Лисья гончая»). Началом его эксплуатации стал 1981 год и это был первый советский истребитель четвёртого поколения. Из действующих – 80 самолётов МиГ-31БМ и 10 МиГ-31К (переоборудованный под гиперзвуковую ракету «Кинжал»). Потребность в этих самолётах сейчас столь велика, что Минобороны планирует модернизировать не менее 150 единиц до уровня БМ до 2023 года. Известно, что на хранении находится 160 МиГ-31, которые после обновления ещё способны вернуться в строй.

Можно было бы пройтись и по другим видам российской военной авиации – фронтовой, транспортной, специальной (в последней, к слову, осталось всего 14 самолётов-заправщиков Ил-78), но общая тенденция и так видна.

При достаточно большой списочной численности, «на ходу» находится в лучшем случае половина из них. Так что заявленные сейчас для участия в учениях 450 единиц воздушной техники, это не только самолёты и вертолёты, но ещё и беспилотники – для большей масштабности. В общем, не так уж и густо с самолетами в ВВС, как может показаться на первый взгляд.