Дырявый ракетный зонтик Украины предложено штопать американцам

Вице-премьер Украины по вопросам реинтеграции неподконтрольных территорий (читай – Крыма и Донбасса – «СП») Алексей Резников выступил за развёртывание на территории своей страны подразделений ПВО США, сообщает ТАСС. «Важно расширить пакет в сфере безопасности для Украины. В первую очередь, за счет развертывания сил ПВО, даже путем размещения (на Украине – «СП») американских подразделений. Наше законодательство это позволяет», — сказал Резников на встрече с главой Джеймстаунского фонда Гленом Говардом.

Дырявый ракетный зонтик Украины предложено штопать американцам
© Свободная пресса

Свою просьбу он объяснил тем, что Москва «полностью изменила баланс в Чёрном море и оккупировала Азовское море». «Мы особенно обеспокоены действиями РФ, которые направлены на подготовку Крыма к развёртыванию там ядерного оружия, — обеспокоился политик.

Общественное пространство и в Москве, и в Киеве эта новость буквально взорвала. Многие в обеих столицах на все лады стали обсуждать: следует ли в ближайшей перспективе ожидать появления первой настоящей американской военной базы где-нибудь под Харьковом, Мелитополем или Одессой? Не такой, как та, что с 2017 года возводится в Очакове 1-м мобильным строительным батальоном американских ВМС ((NMCB 1, так называемые «Seabees» или «Морские пчелы»).

Официально - под видом некоего морского операционного центра для украинского Военно-Морского флота. Неофициально – как пункт технической разведки и наблюдения за российским Крымом и база для тайных спецопераций американских «морских котиков», прикрытием деятельности которых на чужой территории вполне мог бы стать дислоцированный в том же Очакове 73-й морской центр специальных операций ВМС Украины (боевые пловцы).

Впрочем, все это – больше из области очень похожих на правду догадок, исходной точкой которых служит тот факт, что в бескорыстной благотворительности Вашингтон в этих краях до сих пор замечен не был. Если он и тратится на что-то под Очаковом, то лишь к явной собственной политической выгоде.

Однако на сей раз Резников предложил Вашингтону нечто совершенно иное. А именно – поскорее переправить в его страну хотя бы несколько батарей, предположительно, зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот» вместе со штатными американскими расчетами. Оборудовав для них предварительно, понятное дело, стартовые позиции, склады, подъездные пути, систему охраны и комфортабельные военные городки. Тогда – да, это будет настоящая военная база армии США на Украине. Вот только есть ли хоть малейшие основания полагать, что дело пойдет именно по этому, очень худому для всего мира варианту?

На мой взгляд, шансов на это у Киева – ни малейших. Следует, полагаю, выдохнуть и успокоиться. Ровным счетом ничего такого не произойдет.

Во-первых, потому, что само предложение Резникова на самом деле выглядит очень странным. Если бы у руководства Украины и впрямь была хоть малейшая надежда в ближайшие годы заманить к себе «Пэтриоты», то логичнее, согласитесь, чтобы с подобной инициативой выступил не какой-то там насквозь штатский вице-премьер, пусть даже и «по вопросам реинтеграции неподконтрольных территорий». А, предположим, министр обороны Украины. Или сам президент Владимир Зеленский, встреча с которым у Джо Байдена в Вашингтоне запланирована уже на 30 августа.

Если бы у Киева это было всерьез – вот и подождать бы ему всего каких-то три недельки. А потом и обсудить идею о будущей военной базе с глазу на глаз с тем, кто только и уполномочен решать вопросы такого рода. То есть – с Байденом.

Кроме того, обратите внимание, кто был в собеседниках у Резникова. Не обличенный вообще никакой властью в Соединенных Штатах аналитик Гленн Говард, бывший консультант Министерство обороны США и Национального разведывательного совета этой страны, а сегодня - глава насквозь «цэрэушного» Джеймстаунского фонда, созданного в 1984 году для борьбы с СССР. Проблему создания первой американской военной базы на Украине с ним, безусловно, можно обсуждать хоть до посинения. Только на конкретные практические шаги рассчитывать не приходится.

Да, возможно, какие-то аналитические материалы Говарда и его фонда и пользуются определенным вниманием в коридорах власти Вашингтона. Однако точно не все. Потому что еще в августе 2018 году этот тип выдал такую, к примеру, роскошную рекомендацию американскому и украинскому руководству: «Чтобы показать миру, что это (Керченский пролив и Азовское море – «СП») часть Украины, вы должны отправить в Азовское море малые корабли класса «Айленд» и попросить береговую охрану США, а также Великобританию, Канаду о совместной операции. Если Россия не пропустит эти суда через Керченский пролив, следующим шагом должно стать поднятие этого вопроса в ООН».

Еще тогда же шеф Джеймстаунского фонда предложил Украине самой попытаться устроить в Керченском проливе «морской Майдан». Обрисовал он свой грандиозный замысел весьма живописно: «У вас много олигархов, владеющих большими красивыми яхтами, которые стоят миллиарды гривен и стоят в порту Одессы. А на этих яхтах красивые украинские девушки, большие вечеринки… Украина должна организовать «Майдан на море».

Смотрели фильм «Дюнкерк» (кинокартина о знаковом для Запада эпизоде Второй мировой войны — операции по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, заблокированных гитлеровскими войсками у французского города Дюнкерк, — «СП»)? Вы должны устроить свой Дюнкерк: как простые граждане отправить ваши яхты, рыбацкие лодки через Керченский пролив, показав, что вы безоружны. Это должен быть мирный протест на море, и Россия не станет стрелять. Это была бы большая пропагандистская победа для Украины. Но нет воображения, воли, желания. Вместо этого вы хватаетесь за голову и говорите о помощи Америки. Почему всегда Америка должна что-то делать для вас?».

Три года прошло. Слава Богу, у простых украинцев хватило ума не лезть под науськивания Говарда под пули наших морских пограничников в Керченском проливе. И ни на какую совместную операцию с боевыми кораблями и катерами никто на подступах к нашему Крыму тоже не пошел. Ни в США, ни в Великобритании, ни в Канаде. Откуда же тогда Киева надежды, что после беседы Резникова с Говардом с отправкой «Пэтриотов» в соседнюю с нами страну все сложится иначе?

Но с чего вдруг вообще возникла эта тема с военной базой? О, тут все очень просто. Вице-премьер Резников заседания своего правительства, надо думать, посещает исправно. Поэтому, конечно, в курсе того, в каких огромных, просто зияющих дырах, нынешний щит украинского неба. Что сегодня представляет собою ПВО его разоренной страны?

Еще в мае 2018 года бывший начальник зенитных ракетных войск Командования Воздушных сил ВСУ генерал Дмитрий Карпенко признал, что «тактико-технические характеристики существующего ЗРВ (зенитно-ракетного вооружения – «СП») не в полной мере удовлетворяют современным требованиям по дальности поражения воздушных целей, маневренности и надежности. Наиболее острой проблемой является физическое и моральное старение парка ЗРВ, что ставит под угрозу способность Воздушных сил ВСУ обеспечить надежную противовоздушную оборону».

В переводе с генеральского на русский это означает, что подчиненные ему части и соединения в действительности пребывают в полном развале. Оставшиеся на вооружении зенитные ракетные системы (ЗРС) С-300ПТ, С-300ПС и ЗРК «Бук-М1» в эксплуатации от 25 до 31 года. Большую часть номенклатуры запасных частей для ремонта такой боевой техники страна не производит, и никогда не производила.

Еще хуже с зенитными ракетами (ЗУР). По словам генерала, «ЗУР 5В55К (Р) к ЗРК С-300П, которые стоят на вооружении Воздушных Сил, изготовлены в 1985-1997 годах». С ЗУР 9М38М1 (9М38) для ЗРК «Бук-М1» еще сложнее, поскольку дата производства самой «юной» из них – 1991 год.

В целом имеющаяся на Украине система ПВО носит исключительно «объектовый» характер, хоть как-то прикрыты лишь города-«миллионники» и основные стратегические направления. Такие, как Крым и Донбасс. Между ними кто угодно летай – не хочу!

Таким образом, имеющейся зенитной рухлядью лишь при большой удаче получится сбить только ничтожно малую часть современных средств воздушного нападения любого противника. Остальное неминуемо обрушится на намеченные цели. Вот и приходится ломать головы над тем, как это быстренько поправить.

Хоть сколько-нибудь ощутимо улучшить ситуацию теоретически Киев мог бы тремя путями.

Первый – купить готовое оружие за границей. Те же американские «Пэтриоты», например. Так, как это, скажем, в 2019 году сделала Польша. Она приобрела у США две батареи (16 пусковых установок), четыре радиолокационные станции и 208 ракет PAC-3 MSE. При этом янки поначалу собирались всерьез обобрать союзников, выставив за это оружие цену в умопомрачительные 10 миллиардов долларов. Сторговались на 4,75 миллиарда. Но при этом Вашингтон предупредил поляков, чтобы раньше 2022 года ни на одну батарею «Пэтриот» там не рассчитывали. Просто не успевают произвести.

Если бы и Украина отправилась за такой же покупкой за океан, ей пришлось бы занимать очередь за Польшей. То есть – ожидать ЗРС еще дольше. Как минимум - до 2025 года. Как раз к тому времени, когда по расчетам самих украинских генералов из-за достижения предельного срока службы большей частью их ЗРК С-300ПС (ПТ) и «Бук-М1» начнется их обвальное списание в утиль.

К тому же никаких миллиардов долларов за это дело Киев выложить просто не в состоянии. Значит, и толковать не о чем про такие закупки.

Второй путь укрепления обороны украинского неба - начать производить собственные системы ПВО. И этим путем Украина уже, вроде бы, даже двинулась. Еще три года назад ее Минобороны официально объявило, что приступает к разработке собственных зенитно-ракетных комплексов большой и средней дальности.

Стало известно даже и имя будущего чудо-оружия – перспективный многоканальный украинский зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Дніпро». Заранее объявили, что цели типа «истребитель» он сможет обнаруживать на удалении до 150 километров. Но эта тема как-то тихо скисла. Во всяком случае, дело до испытаний так и не дошло.

Потом, в апреле 2021 года, стало известно, что днепропетровское ГП «Конструкторское бюро «Южное» тоже принялось за разработку зенитной ракетной системы «Кильчень» с возможностью поражения целей (вы только не падайте от изумления!) на расстоянии до 280 километров. По словам начальника группы проектного отдела КБ «Южное» Валерия Перькова, ЗРС «Кильчень» сможет вести борьбу со всеми существующими и перспективными летательными аппаратами воздушного нападения. В том числе и теми, которые построены по технологии "стелс" в условиях интенсивной радиоэлектронного противодействия противника».

Дело, как обычно, на Украине и тут уперлось в деньги. Вернее – в их отсутствие. Но днепропетровские конструкторы попытались убедить генералов, что уж они-то все сделают – комар носа не подточит. Только, дескать, дайте гроши нам, а не американцам. И.о. руководителя предприятия Александр Кушнарев просто рвал на груди «вышиванку»: этот путь более экономически целесообразен чем закупку ЗРК Patriot: «С точки зрения стоимости создания. Создание ЗРС "Кильчень" будет стоить около четвертой или третьей части стоимости комплекса Patriot. Если на чашу весов с одной стороны положить стоимость комплекса Patriot - с другой стоимость 5-6 комплексов нашей системы "Кильчень", то 6 комплексов могут прикрыть от 250 до 500 км границ Украины».

Только все это было, похоже, впустую. Кошелек Минобороны Украины, видимо, так до сей поры и не распахнулся перед конструкторами «Южного». Иначе с чего бы вице-премьер Резников, который не может не быть в курсе таких деликатных вопросов, внезапно заговорил о третьем и, кажется, последнем для Киева пути на этой безнадежной дистанции: заполучить те же самые «Пэтриоты», пусть даже и с американскими боевыми расчетами. Разрешив им, если уж так дело пошло, обзавестись собственной военной базой на Украине.

Интересно: Резников просто решил так подергать Россию за бороду обычным информационным вбросом? Или и вправду рассчитывает на благосклонность Вашингтона? В пору, когда американцы сворачивают свои военные базы в Афганистане, готовятся то же самое проделать в Ираке, а там, глядишь, и в Сирии - им нужна новая головная боль еще и под Киевом?

Несерьезно все это.