День памяти и день отмщения. Что произошло в июле 1953-го

Один из самых известных обелисков Владивостока находится в Жариковском сквере, на улице Светланской. Но это не просто обычный памятный знак. Под ним погребен прах десятков советских людей, погибших при нападении американских истребителей на безоружный транспортный самолет Ил-12, возвращавшийся из Порт-Артура 27 июля 1953 г.

День памяти и день отмщения. Что произошло в июле 1953-го
© Konkurent.ru

«День 27 июля 1953 г. выдался на редкость жарким и влажным, — вспоминали очевидцы. — Командир экипажа, капитан Дмитрий Глиняный, и его помощник, старший лейтенант Иван Игнаткин, проверяли по списку пассажиров у трапа самолета. Многих из них летчики хорошо знали. Это были военные авиационные врачи — подполковники медслужбы и майор.

Кроме них летели в отпуск молодые офицеры — капитаны, лейтенанты…

— Командир, когда полагаете быть дома? — поинтересовался кто-то из пассажиров.

— На ужин успеем, — весело пообещал капитан Глиняный.

— Счастливчики, — заметил кто-то из провожающих…».

Но рейс немного задерживался — ждали припозднившегося пассажира. Который так и не появился. Но именно он то и оказался реальным счастливчиком…

В 11 часов утра самолет Ил-12 593-го отдельного транспортного авиационного полка Тихоокеанского флота все же стартовал с аэродрома военно-морской базы СССР — Порт-Артура и направился во Владивосток. На борту находились 20 человек — 6 членов экипажа и 14 пассажиров: медперсонал ТОФ и офицеры, которых отправили в командировку и отпуск.

Вот что гласит о дальнейшей судьбе самолета выписка из Акта расследования обстоятельств гибели Ил-12 593-го отдельного транспортного авиаполка ВВС ТОФ, хранящаяся в фондах Центрального военно-морского архива (один из немногих рассекреченных по этому делу документов):

«В 11 час. 16 мин. станции ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) отметили самолет Ил-12, следовавший по перелетной трассе, над пунктом Хуадянь, а в 11 час. 18 мин. в этом же районе обнаружили две группы самолетов типа F-86, по 4 самолета в каждой группе, следовавшие на север.

В 11 час. 26 мин. над пунктом Хуа-Гоу произошла встреча самолета Ил-12 с одной из групп F-86, после чего радиолокационные станции самолет Ил-12 не отмечали.

По показаниям местных жителей, между 11 и 12 часами дня 27 июля они услышали необычный звук и стрельбу в воздухе, затем последовал взрыв. После взрыва они видели падающий горящий большой самолет, от которого в воздухе отделялись предметы. На месте падения Ил-12 обнаружено: на кабине и фюзеляже 19 пробоин от крупнокалиберного пулемета; у 6 трупов из двадцати имеются следы пулевых ранений.

Все собранные материалы подтверждают, что самолет Ил-12 был атакован в 11 час. 26 мин., сбит и упал в 4 километрах от деревни Маоэрошань, провинция Гирин (ныне — Цзилинь)».

Таким образом было установлено, что транспорт был атакован четырьмя истребителями США.

«… Я осуществлял полет на истребителе-разведчике по «оранжевой» степени боеготовности. В 12 час. 30 мин. обнаружил самолет противника, когда он был под моим самолетом. Совершив два захода с целью опознания, я увидел на самолете Ил-12 большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолета противника загорелись, а затем самолет взорвался…» — написал в своем рапорте сбивший Ил-12 летчик американских ВВС капитан Ральф Парр. Свои действия он оправдывал тем, что принял Ил за северокорейский военный транспорт.

Мог ли он действительно ошибиться? Конечно же мог. Шла война. На которой даже свои ошибались. Так, например, погиб капитан Евгений Стельмах, самолет которого был сбит во время отражения массированного налета американцев на электростанцию на реке Ялуцзян. Он катапультировался и приземлился на территории северной Кореи. В перестрелке с корейцами, принявшими его за американского летчика, он был смертельно ранен. Тело погибшего похоронили в Порт-Артуре…

Все пассажиры сбитого Парром ИЛ-12 погибли. Советская пресса сначала писала, что погибло 15 пассажиров, и только когда в обломках нашли штурманскую планшетку со списком, поняли, что один из тех, кто должен был лететь, на самолет не успел. Поругался с женой, да так, что опоздал к вылету. А одного матроса сняли с рейса, чтобы освободить место торопившемуся офицеру. В 1999 г. этот матрос еще проживал во Владивостоке…

Когда самолет нашли через несколько дней, стояла страшная жара и остатки погибших захоронили в Порт-Артуре. В декабре того же года их кремировали и перевезли во Владивосток. Здесь 18 декабря 1953 г. их захоронили в братской могиле в Жариковском сквере на улице Ленинской. 26 июля 1955 г. на могиле был открыт монумент по проекту скульптора М. Андронникова.

Мраморная колонна с бронзовым навершием получила официальное название — Монумент жертвам воздушного разбоя военных самолетов США.

Каковы же были причины этого разбоя? До сих пор документы этого нападения находятся под грифом «секретно», как у российской, так и американской стороны. В качестве оправдания американцы заявляли, что самолет сбит над территорией Кореи, где еще шла так называемая Корейская война — хотя утром и было подписано соглашение об ее окончании, однако вступало оно в силу только в 22 часа и формально война еще продолжалась. Однако советские военные привезли на место падения представителей ООН, и стало понятно, что самолет сбит на китайской территории.

У штурмана Ивана Мулина осталось трое детей. Несколько лет спустя к вдове капитана пришел военный, отказавшийся назвать себя, и рассказал, что будто бы по тому же маршруту и в то же самое время должен был лететь другой ИЛ-12 с высшим комсоставом ТОФ на борту. И якобы, когда советской разведке стало известно, что американцы знают о готовящемся полете, рейс штабного самолета отменили. А чтобы не подставлять ценный источник информации, выпустили ничего не подозревавший гражданский самолет… По другой версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться из Порт-Артура во Владивосток.

— В тот день в Порт-Артуре, действительно, проводилась партийная конференция базы ВМС. Американцы предполагали, что в этот день бортом Ил-12 будут вывозить в СССР с Ляодунского полуострова командный состав наших ВМС. Но партийная конференция затянулась, и поскольку самолету было дано ограниченное время для полета, вместо начальства на нем отправили членов медкомиссии флота и молодых офицеров. Американцы, видимо, не знали, что в последний момент произошли изменения. Они специально охотились за этим самолетом, и для его перехвата была поднята четверка капитана Парра. Гибель ни в чем не повинных людей ложится черным пятном на все ВВС 5-й ВА США в Корее. И навсегда останется на совести этого летчика, — говорит военный историк, бывший начальник разведки ВВС Тихоокеанского флота, полковник запаса Павел Левшов. — Ральф Шерман Парр был одним из лучших американских асов, и существует версия, что он очень хотел успеть стать двойным асом, а для этого нужен еще один — десятый — сбитый враг. Вот он и расстрелял «сидящую утку», как называли боевые летчики транспортный самолет…

Так что версий причин гибели советского Ил-12 много, но окончательного ответа нет. И вряд ли уже будет.

2 августа 1953 г. замминистра иностранных дел Советского Союза А. А. Громыко вручил ноту протеста послу США Ч. Болену по поводу того, что «4 американских истребителя, вторгшиеся в пределы Китайской Народной Республики, атаковали и сбили в районе г. Хуадянь, в 110 км от китайско-корейской границы, советский пассажирский самолет Ил-12, совершавший регулярный полет из Порт-Артура в СССР по установленной трассе». Советское правительство потребовало компенсацию в размере 1,85 млн долларов. И вдруг все сообщения об инциденте исчезли со страниц газет и из радиоэфиров. Просто через два дня — 29 июля 1953 г. недалеко от берегов Приморья, в 40 милях южнее мыса Поворотного, наши истребители МиГ-17 сбили американский разведывательный самолет Б-50 «Суперкрепость», рухнувший в море.

Сбивший «Суперкрепость» приморский летчик А. Рыбаков так описывал это событие впоследствии: «Убедившись по показаниям приборов, что нарушитель находится над территориальными водами СССР, стал приближаться к нему с целью показать, что он нарушил воздушное пространство Советского Союза и должен его покинуть. В момент выполнения этого маневра я почувствовал два сильнейших удара по корпусу и крылу своего самолета, после чего кабина разгерметизировалась. «МиГ» стал плохо управляться. Ведомый доложил, что самолет-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. То же сделал и ведомый по моему приказу. Сразу же после этого самолет-нарушитель с резким креном через крыло ушел вниз и скрылся в сплошной облачности. Парашютистов ни я, ни мой напарник не видели, падение же самолета мы наблюдали всего несколько секунд…»

Из команды «ушедшего вниз» самолета спасся только один человек — первый лейтенант Джон Эрнст Рош. Высланные американцами спасатели подняли четыре мертвых тела, одно тело впоследствии прибило к берегам Японии, а остальные 11 погибших членов экипажа «Суперкрепости» так и не были найдены и, возможно, покоятся на трехкилометровой глубине в останках Б-50.

Советская сторона объяснила свои действия тем, что американский разведчик находился над территориальными водами СССР, американцы же эти воды считали международными и, в свою очередь, потребовали долларовую компенсацию у СССР. Взаимным решением оба инцидента решено было, так сказать, взаимозачесть и всякие дальнейшие прения прекратить, а все материалы засекретить.

И только в 593-м отдельном транспортном авиационном полку Тихоокеанского флота оставалась ходить версия того, что американцы к нам не залетали, а были справедливо наказаны за 27 июля…

Юрий УФИМЦЕВ