Сто и один рекорд "мадам МиГ". ​​​​​​​90 лет со дня рождения Марины Попович

101 авиационный рекорд, 40 типов освоенных самолетов и вертолетов, 5 600 ч (это более восьми месяцев!) в полете. И не просто в полете, а именно за штурвалом летающей машины. При том более половины — 3 тыс. ч — при испытании новой авиационной техники. Все это Марина Лаврентьевна Попович, военный летчик-испытатель первого класса, "мадам МиГ" по прозвищу иностранной прессы.

Сто и один рекорд "мадам МиГ". ​​​​​​​90 лет со дня рождения Марины Попович
© ТАСС

"Только на самолете можно прогнать фашистов…"

Марина Васильева родилась 20 июля 1931 года на меленьком хуторе близ городка Велиж, ныне это земли Смоленской области. Простая и обычная крестьянская семья. Впрочем, не совсем обычная — отец страстно увлекался музыкой, сам мастерил балалайки и скрипки.

"Мой папа был скрипачом, — вспоминала позднее Марина, — с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: мое будущее — музыка..."

Ее младшая сестра, Валентина, действительно в будущем окончила консерваторию и стала дирижером. Зато будущим Марины стала вовсе не музыка. Ее будущим стало небо!

Музыку для нее заслонила война. Страшный 1941 год навсегда остался в памяти десятилетней девочки: "Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… Помню, как на моих глазах фашисты на самолетах стреляли и гонялись за девочкой, которая несла воду в ведрах на коромысле, ужас… И я захотела стать летчиком, думая, что только на самолете можно прогнать фашистов. Шло время. Нас эвакуировали в Сибирь. Пока росла, война закончилась, фашистов не стало, а желание научиться летать осталось…"

Родные дяди Марины, мамины братья — Григорий и Константин, — в годы Великой Отечественной войны стали летчиками. Словом, роковые и героические для всей страны 1941–1945 годы навсегда определили ее жизненный выбор.

Вскоре после победы в Новосибирске, куда в ходе войны была эвакуирована семья, Марина попыталась поступить в аэроклуб. Но 15-летней девочке не хватило роста. "Мои ноги не доставали до педалей, — вспоминала она, — тогда я поставила себе цель вытянуть ноги. Нашла альпинистские "цапли" и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате то ли я подросла, то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 м и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать…"

В 1948 году она впервые взлетела в небо на тренировочном УТ-2, небольшой крылатой машине с открытой кабиной. Переживания первого полета запомнились ей навсегда:

"Я пришла не щи летчикам варить!.."

В том же году окрыленная во всех смыслах, но все еще наивная Марина отправилась поступать в Новосибирский авиационный техникум. Успешно сдала экзамены и услышала для нее непонятное: "Вы зачислены на сварочный факультет!"

— Я пришла не щи летчикам варить, а летать! — возмутилась растерявшаяся девушка. И наверняка не сдержавший улыбки директор техникума терпеливо пояснил ей: "Мы здесь не щи варим. И не летаем. Мы строим самолеты, а летать учат в летных училищах…"

В итоге юная Марина Васильева так и не стала в Новосибирске летчиком. Зато именно там познакомилась с одним пилотом, изменившим ее дальнейшую жизнь и подарившим фамилию, под которой она вскоре войдет в историю мировой авиации. Весной 1951 года на выпускной вечер в техникум Марины пригласили курсантов военного авиаучилища. Среди них оказался и 22-летний Павел Попович. Позднее он так шутил про начало их романа — "три года разлуки и полный чемодан писем".

Марина тоже оставила воспоминания об их первых свиданиях: "Павел часто писал мне, хотел встретиться. Мне же все было некогда. И все-таки в один из июльских вечеров наша встреча состоялась. Уложив косы короной, нарядившись во все самое красивое, что удалось собрать в общежитии, я отправилась на свидание… Боясь опоздать, я побежала. На привокзальной площади увидела Павла, нервно прохаживающегося вдоль трамвайной линии, то и дело поглядывающего на часы. Он был в новой курсантской форме, в начищенных до блеска сапогах, казалось, в них отражается солнце. Подойдя к нему сзади, я громко сказала: "Здравия желаю, товарищ истребитель!" Он резко повернулся, хмурое лицо его расплылось в улыбке: "Здравия желаю, товарищ пилотесса". Прошли годы, но в минуты хорошего настроения он по-прежнему называл меня пилотессой…"

В скором будущем Павел Попович станет одним из первых космонавтов СССР. И космос тоже приобщится к их любви. Как вспоминала Марина: "На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было. А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек — собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой".

Но в самом начале их романа были те самые "три года разлуки и полный чемодан писем". Павла отправили служить на Дальний Восток, а Марина по окончании техникума в 1951 году более двух лет проработала технологом сварочного производства на Новосибирском заводе имени Коминтерна, где производили радиостанции и локаторы для военно-воздушных сил (сегодня это одно из крупнейших предприятий радиотехнической отрасли России).

Завод был тесно связан с небом, но Марине самой мечталось и хотелось летать. И вот с этим возникла, казалось бы, непреодолимая проблема.

"Можем в этой жизни не меньше мужчин…"

Если в годы Великой Отечественной войны немало женщин освоили самолеты, в том числе боевые, то с конца 40-х годов, когда авиация стала реактивной, повысились не только скорости, но и требования к физическим кондициям пилотов. В итоге женщин перестали брать в летные училища.

Марине для осуществления мечты пришлось проявить немало упорства и даже, в хорошем смысле, наглости. Девушка, из-за малого роста все еще похожая на девочку, добилась приема у маршала Ворошилова, на тот момент Председателя Президиума Верховного Совета СССР, т.е. официального главы советского государства.

"Еду к Ворошилову. Не принимают, — вспоминала она позднее тот визит в Москву. — Ночую в парке. Одну ночь, вторую. На третий день Ворошилов принял: "Что у вас?" — "Хочу быть профессиональным летчиком". — "Для чего?" — "Хочу отомстить фашистам. Знаете, как они нас бомбили, сжигали!" Климент Ефремович опешил: "Фашисты давно повешены, расстреляны". — "Родятся еще". — "Убедили! А сколько вам лет?" — "22". — "На вид — 16. Ладно, летай!" И написал: "Направить в училище, если есть соответствующие данные…"

Благодаря старому маршалу Марина оказывается в Саранске, столице Мордовии. Там в 1954 году в числе лучших выпускников она заканчивает летно-техническую школу по специальности "инструктор-летчик". Все преподаватели саранской школы были пилотами-фронтовиками, совсем недавно прошедшими великую войну. С их помощью Марина стала отличным пилотом или, как шутил ее муж, — пилотессой.

Брак с Павлом Поповичем они как раз оформили в том же 1954 году. Через два года у них родилась первая дочь, Наташа, а еще через два года целеустремленная молодая мать начала работать летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе СССР имени Чкалова — готовила, как бы сейчас сказали, продвинутых авиаторов-любителей и воздушных спортсменов.

С 1960 года Марина — уже не Васильева, а Попович — летает и на реактивных самолетах, затем пытается подняться даже выше неба — пробует попасть в отряд космонавтов как раз в том году, когда состоялся эпохальный полет Гагарина. Но в космонавты Марину не взяли — вероятно, сказалось, что туда уже был зачислен ее муж Павел, а на любую семейственность в СССР смотрели косо.

Уже в августе 1962 года Павел Попович станет четвертым после Гагарина покорителем околоземного пространства, а Марина Попович, спустя несколько месяцев после встречи мужа из космоса, наконец станет летчиком в рядах вооруженных сил. Правда, как женщину, ее не сразу допустят к боевым самолетам — начинать придется с военно-транспортной авиации. Как-то спустя десятилетия Марина Лаврентьевна ответит на фразу журналиста, что, мол, "женщина и военный самолет — это нонсенс", весьма емкими словами:

"Мадам МиГ"

Марина Попович действительно стала пилотом ничуть "не меньше" коллег-мужчин. С 1964 года она работает летчиком-испытателем в Центральном научно-испытательном институте военно-воздушных сил. В том году она за штурвалом реактивного боевого самолета МиГ-21 первой из женщин на нашем континенте преодолеет звуковой барьер. Это станет сенсацией, и европейская пресса прозовет ее "мадам Миг".

Но рекорд достался ей нелегко. "Однажды на взлете, — вспоминала Марина, — у меня отказал форсаж двигателя МиГ-21. У этого самолета маленькое крыло, тяга уменьшилась, а створки сопла остались открытыми, и... самолет упал на взлете, заклинило фонарь. Спасло чудо: фонарь удалось разбить, меня вытащили из горящего самолета, только пропахала носом. Все думали, что мы погибли. Я сначала не испугалась совершенно. Но вот ночью, снова переживая этот полет во сне, я закричала. Утром обратилась в санчасть, а через три дня оклемалась и снова приступила к испытательным полетам…"

Затем Марина испытывает Ан-12, на тот момент один из первых тяжелых транспортных самолетов. Параллельно в 1966 году заканчивает Высшее авиационное училище гражданской авиации. Осенью 1967-го она побила мировой рекорд, ранее принадлежавший американской летчице, — на высотном разведчике Як-25РВ без посадки пролетела более 2,5 тыс. км по кольцевому маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград со скоростью более 737 км/ч. При этом неутомимая пилотесса оставалась женщиной и матерью — в следующем после рекорда 1968 году у нее рождается вторая дочь, Оксана.

Марина Лаврентьевна проработала летчиком-испытателем до 1984 года. Не будем утомлять читателя техническими деталями, но заметим, что работа испытателя воздушных машин — это и в мирное время всегда немалый риск, работа на грани возможностей человека и техники.

В общей сложности Марина Попович установила 101 авиационный рекорд — последним стал небывалый прежде полет на Ан-22. Она командовала экипажем этого самого большого в мире турбовинтового самолета, под ее руководством гигантский Ан-22 "Антей" преодолел 1 тыс. км со скоростью свыше 600 км/ч и грузом 50 т!

К тому времени Марина уже не один год испытывала "Антеи", установила на этих гигантах 10 мировых рекордов. Но любые испытания — это всегда риск, даже просто транспортный полет с рекордно тяжелым грузом. Она позднее так вспоминала те часы: "Погода не приведи господи. Сырая тяжелая облачность. Полет в такой метеорологической обстановке мог привести к обледенению самолета. Экипаж работал слаженно, но вдруг при подлете к поворотному пункту отказала радиосвязь. На наше везение неисправность удалось устранить, и рекорд был установлен…"

"Второй любовью после неба…"

Но жизнь "мадам Миг" наполняли не только самолеты и семья. Она была женщиной романтичной, увлекающейся и разносторонне талантливой. Помимо ста и одного авиарекорда у нее вышел ряд книг — и не только о летчиках, но и сборники стихов. Марина стала и автором сценариев к двум кинофильмам об авиаторах Великой Отечественной войны — "Небо со мной" и "Букет фиалок". Первый фильм вышел на экраны в 1974 году, второй — в 1983-м.

После четверти века совместной жизни они расстались с Павлом Поповичем. Так в жизни бывает. Однако бывшие супруги до конца сохраняли приятельские, добрые отношения. Вторым мужем Марины в 80-е годы стал Борис Жихарев, заметно младше нее, но тоже военный летчик, генерал-майор авиации.

Перестав с возрастом летать, Марина Лаврентьевна осталась очень деятельной женщиной. Вела активную общественную работу, выступала с лекциями, увлекалась различными тайнами науки и даже за граню наук — занималась изучением "торсионных полей" и НЛО, неопознанных летающих объектов.

"Малоизученные аномальные явления стали моей второй любовью после неба", — отвечала она на недоуменные вопросы журналистов и поясняла, что еще Циолковский предсказал не только космические полеты, но и возможное присутствие в космосе иного разума и развитых цивилизаций. "Циолковского современники считали фантастом. Но люди поднялись в космос… Если пророчество Циолковского о космических полетах сбылось, почему не поверить в зрелых существ Вселенной?.." — поясняла Марина Попович.

До конца жизни с нею оставалась семья, дочери и внуки. Уже в нашем XXI веке она так отвечала журналистам на вопросы о семье и воспитании детей:

Марина Лаврентьевна Попович ушла из жизни в конце 2017 года. С нами навсегда остались воспоминания о полетах "мадам Миг" и строки ее стихов. Ими, простыми, но трогательными, хотелось бы закончить этот рассказ:

Ромашки на краю аэродрома,

Простые и нарядные.

Я снова на Земле, я снова дома,

Мои вы ненаглядные.

Нет, не сомну, не наступлю ногой,

А к вам склонюсь, счастливая,

И проведу по лепесткам рукой —

Какие вы красивые!

Сорву три солнечных цветка,

Поставлю в тихой комнате.

И, засыпая, трону вас слегка,

Вы детство мне напоминаете.

А утром, снова уходя в полет,

Возьму вас в небо ясное.

Взгляд на ромашки упадет,

И станет мир прекраснее…