Война с памятниками – война против народа
Чем Львов отличается от Берлина? Отличий, безусловно, множество. Одно из них – отношение к памятникам советским воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Юрий Анисимов. Оно диаметрально-противоположное и, однозначно, не добавляет уважения руководителям Львова, старинного города высокой культуры и доброжелательного отношения к людям, включая и павших при его освобождении.
В конце апреля нынешнего года во Львове начался окончательный демонтаж Монумента славы Советской армии – одного из последних памятников победителям фашизма на территории области. После победы «революции достоинства» здесь почему-то исключительное предпочтение отдаётся дивизии СС «Галичина», разгромленной, по иронии судьбы, в этих краях.
Убрать монумент во Львове намеревались еще в 1992 году, но в то время его снос не подпадал под закон о декоммунизации.
Тактику решили изменить: просто перестали выделять деньги на содержание монумента, чтобы затем, избежав скандала, снести под предлогом аварийного его состояния. Характерно, что при этом всячески поощрялся вандализм в отношении памятника со стороны радикальных группировок. Естественно, монумент разрушался и производил гнетущее впечатление. У горсовета деньги на его демонтаж, разумеется, сразу же нашлись.
Собственно говоря, территория западных областей Украины давным-давно стала заповедником ксенофобии, замаскированной под «истинные европейские ценности».
Непонятно, почему руководители стран, основателей Европейского Союза, предпочитают этого не замечать, как, впрочем, и того, что в некоторых странах Восточной Европы и Прибалтики ситуация такая же. Здесь также ещё не переболели русофобией и, поощряемые Западом, продолжают строить свою политику на ненависти и к России, и к Советскому Союзу. Там, как и во Львове, уничтожают советские памятники.
Справедливости ради, надо отметить, что на остальной территории Украины памятники советским воинам еще остаются в целости и сохранности, в том числе в Киеве, Харькове, Одессе…
В дни памятных дат, вопреки рекомендациям Украинского института национальной памяти, созданного галичанином Владимиром Вятровичем, там всегда многолюдно. 9 мая тысячи людей приходят к памятникам и возлагают цветы, несмотря на то, советская символика на Украине категорически запрещена, а за георгиевскую ленточку грозит уголовное наказание.
Многие граждане Украины всё это воспринимают негативно и никак не могут понять, почему в столице поверженной фашистской Германии, в Берлине, никто не запрещает георгиевские ленточки, а памятники советским воинам всегда находятся в образцовом состоянии.
Как известно, во время штурма Берлина погибло 75 тысяч советских солдат, среди которых немало украинцев. В их честь и были установлены грандиозные стелы и памятники.
Центральным мемориалом считается памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Есть памятники и в других районах Берлина. Ежегодно 8 мая проводится торжественное возложение венков к могилам павших воинов. Такие же церемонии проводятся в Австрии, Финляндии, Норвегии, Сербии, Венгрии – там к памятникам и захоронениям относятся с уважением.
В Вене на Шварценбергплатц в 1945 году был открыт советский мемориальный комплекс. Фигура советского воина-знаменосца на постаменте окружена бетонной колоннадой. На постаменте высечены имена бойцов, геройски погибших при взятии Вены. Всего в боях за столицу Австрии погибло 18 тысяч красноармейцев, а при освобождении Австрии – почти 27 тысяч человек. И благодарные австрийцы никогда не требовали его снести.
К сожалению, на Украине ситуация несколько иная. У некоторых политиков советские памятники почему-то вызывают раздражение и неприязнь. Их пытаются увязать с нынешней политикой Кремля и настроить население на неприязненное отношение ко всему, что связано с советским периодом истории.
Продолжается вынашивание планов по «декоммунизации» статуи «Родина-мать» в Киеве, сносу памятника освободителю Украины от нацистской чумы Николаю Ватутину, монумента легендарной Тачанки на Херсонщине, переименованию улиц, носящих имена Жукова, Гагарина и т.д.
Инициаторы этих планов не хотят понять, что подобные действия не находят понимания у значительной части населения и не останутся без последствий. В стране неизбежно будут возникать протестные настроения, так как взгляды на историю значительной части граждан зачастую не совпадают с мнением государственного руководства.
Людей особенно раздражает навязывание памятных знаков, почитаемых в западных областях. На юго-востоке и даже в центральных областях их нередко не воспринимают настолько, что доходит до абсурда, когда «неугодными» становятся памятные знаки только за то, что их поставили представители партий, популярных на западе страны.
Так, например, в Кривом Роге Днепропетровской области вандалы разбили памятник «Борцам за свободу Украины» только за то, что его установила местная организация ВО «Свобода». Причём памятник уничтожали дважды. Первый раз, когда памятный крест с табличкой был установлен в центре города, что вызвало недовольство определенной части горожан. Тогда неизвестные разбили крест, но его удалось реставрировать и перенести во двор церкви. Но и на этот раз – видимо, уже помня прошлый опыт, – злоумышленники не просто разбили крест на большие куски, а измельчили их и один из кусков унесли с собой.
К сожалению, мало сомнений относительно того, что любой памятный знак, поставленный в каком-либо населённом пункте западного региона активистами ОПЗЖ, постигла бы точно такая же участь.
И это пугает. Центральной власти пора предпринять все для прекращения подобного варварства с обеих сторон и серьёзно заняться восстановлением взаимопонимания между «западом и юго-востоком».
Как известно, на Украине волна уничтожения памятников и памятных знаков началась не сегодня. Ещё в начале 2011 году был уничтожен памятник Сталину в Запорожье. Многим надолго запомнились позорные эпизоды из нашего недалёкого прошлого, когда разъярённые толпы людей, потерявших человеческий облик, кувалдами крушили советские памятники, хотя можно было цивилизованно решить вопрос об их сносе, получив поддержку большинства живущих здесь людей. Таким образом, удалось бы предотвратить потоки взаимной ненависти между защитниками памятников и их оппонентами.
И, наконец, давно пора осознать, что право решать, кому, где и какие памятные знаки надо устанавливать, должно быть передано на места, как это сделано в Соединённых Штатах Америки или в Финляндии. В противном случае, эта вакханалия не закончится никогда…