Войти в почту

Разведчик морского дна: «Владимир Козицкий» поможет «Варшавянке» топить эсминцы НАТО

Гидрографические суда и катера, которые стоят на вооружении ВМФ России, к боевым кораблям причислить сложно – ни орудий, ни ракет и торпед, но значимость их нельзя недооценивать, как и любых других вспомогательных посудин флота. Крейсера, эсминцы, а уж подводные лодки и подавно без гидрографа – как без рук, вернее без глаз, которые сканируют морское дно и чётко выдают глубины и препятствия.

Разведчик морского дна: «Владимир Козицкий» поможет «Варшавянке» топить эсминцы НАТО
© Свободная пресса

Сейчас вот Черноморский флот получил в свой состав новый большой гидрографический катер (БГК) «Владимир Козицкий», на котором в Новороссийской военно-морской базе торжественно подняли Андреевский флаг.

Буквально неделей ранее ЧФ получил аналогичный БГК «Борис Слободник». Это свидетельствует о возросшей востребованности флотских гидрографов, в том числе и на Чёрном море, которое, казалось бы, изучено вдоль и поперёк, но свои тайны, «чёрные дыры», на морском дне и здесь всё-таки имеются. И связано это в первую очередь с активностью российских дизель-электрических подводных лодок проекта «Варшавянка» в составе Черноморского флота, которым нужна подробная локация, чтобы знать, где поднырнуть можно, а где и подвсплыть.

Собственно, изначально гидрографические суда и катера в составе ещё советского ВМФ требовались для исследования в морях и океанах, чтобы обеспечить плавание подводных лодок в удалённых районах Мирового океана. В составе того же Черноморского флота был создан 422-й дивизион гидрографических судов (на других флотах подобные подразделения тоже существовали), который исследовал не только ближнюю акваторию. К примеру, ещё состоящее на службе гидрографическое судно «Створ» (1983 года постройки, польская судоверфь в Гданьске), водоизмещением 2500 тонн, обладает автономностью в 40 суток и способно совершать морской поход дальностью до 8000 морских миль.

На борту такого судна имеется всё необходимое для проведения гидрографических исследований, что позволяет делать маршрутные промеры и промеры по глубине, измерять температуру воды в разных слоях (подобные сведения тоже необходимы для командира подводной лодки). Есть в наличии и два гидрографических промерных катера, которые спускают на воду для более детальных исследований, например, рифовой зоны, когда само судно стоит на якоре. Помимо «Створа» в составе гидрографической службы ЧФ оставалось ещё одно аналогичное – «Донузлав». Теперь отряд гидрографов пополнился «Борисом Слободником» и «Владимиром Козицким».

К слову, и Владимир Николаевич Козицкий и Слободник Борис Давидович, чьи имена получили новые большие гидрографические катера, были участниками Великой Отечественной войны, имеют боевые награды и, что нетрудно предположить, возглавляли в разные годы Гидрографическую службу Черноморского флота. Так что БГК получили достойные имена.

Новые гидрографические катера проекта 23040Г к кораблям дальней морской зоны, конечно, сложно причислить. ВМФ РФ уже получил пять таких «проходимцев» для подводных лодок, которые сошли со стапелей судостроительного завода «Нижегородский теплоход».

БГК построены по проекту 23040 – аварийно-спасательного катера, который также называют рейдовым водолазным катером. Его водоизмещение составляет около 118 тонн и идти на большую океанскую волну он не способен. Тем не менее, катер нашел применение не только на Черноморском и Балтийском флотах и Каспийской флотилии, но и на «серьёзных» Северном и Тихоокеанском флотах. В гидрографическом варианте он тоже присутствует во всём ВМФ РФ. Всё дело в «начинке» гидрогрофа.

БГК проекта 23040Г предназначен для высокоточной площадной съемки рельефа дня и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров и съемки рельефа дна на глубинах до 2000 метров. К слову, максимальная глубина Чёрного моря составляет 2 210 метров, а максимальная глубина погружения для подводных лодок проекта «Варшавянка», для которых и будут «щупать» дно гидрографы – 300 метров (оптимальной считается 240).

БГК предназначен для обслуживания всех типов плавучих предостерегательных знаков (ППЗ), постановки/съёмки ППЗ до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метров. Может использоваться для доставки личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования, навигационно-гидрографического обеспечения спасательных и поисковых операций. Катер также способен осуществлять лоцманскую проводку и ликвидирование подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.

Гидрографический флот ВМФ России в последние годы и обновляется, и пополняется новыми кораблями. Правда, большей частью малого класса. Помимо упомянутых БГК проекта 23040Г «Борис Слободник» и «Владимир Козицкий», которые вошли сейчас в состав Черноморского флота, построены также два малых гидрографических судна проекта 19910, большие гидрографические катера проекта 19929, большие гидрографические катера проекта 23370Г. Новых океанских гидрографов, как упомянутые «Створа» и «Донузлав» (проект 862/П) в составе Черноморского флота, сейчас не выпускают. Да и те, которые всё ещё находятся на службе, были построены в 1980-е в Польше.

Всего гидрографических судов проекта 862 было построено 18. Сейчас в составе ВМФ РФ осталось восемь – три на Балтике, по два на Северном и Черноморском флотах и ещё одно на Тихоокеанском. Там, к слову, гидрографической судно «Маршал Геловани» принимало участие в дальнем походе, который совершала группа кораблей ТОФ к Гавайским островам. Участие понятно – судно оснащено двумя РЛС «Дон», радиопеленгатором «Румб», оборудованием для батитермографных, метеорологических и химико-гидрологических наблюдений.

Это общая нынешняя тенденция всего Военно-морского флота России – строим корабли малого класса, но с большим потенциалом. Вероятно, что и проект 23040Г обладает некими исключительными особенностями в области гидрографии. И если в том же Чёрном море он будет чётко выполнять свои задачи и проложит подводные маршруты для «Варшавянок», то уже в Средиземном с его глубинами до 5120 метров и штормами, как например, в январе 2020 года, когда высота волн шторма Gloria в районе Валенсии составляла 8 метров, такомуБГК находиться просто опасно.