Уже и Греф решил на танках сделать бизнес
Судя по рекламным объявлениям, наибольшим почитателем танков в России является… Сбербанк, который выпустил серию монет разного достоинства с изображением бронетехники – целый набор из 72 моделей танков разных лет. Такую монетку в кошельке вряд ли найдёшь – нумизматы разобрали в коллекции. С точки зрения бизнеса, ход Германа Грефа был удачный.
Ещё один «почитатель» российских танков – Польша, которая с опаской смотрит на Калининградскую область, где разворачивается 18-я моторизованная дивизия, в составе которой предполагается создание четырёх танковых полков. До Варшавы – рукой подать.
Танков много не бывает – это аксиома. Здесь другой вопрос – зачем России (не только Сбербанку РФ на монетах) такое количество танков, причём достаточно разнородных? Если судить по гособоронзаказу 2021 года, армия получит порядка 400 единиц бронетанковой техники (в прошлом году было 300). «Модельный ряд» не сильно изменился – это известные, пусть и модернизированные, Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М «Прорыв» и ещё давно ожидаемая «Армата» (Т-14).
Танков в России действительно много. В «закромах» их хранится огромное количество. По подсчетам американского издания We Are The Mighty со ссылкой на данные сайта Global Firepower в российском арсенале находится примерно 22 тысячи танков. У европейских стран, входящих в НАТО, бронемашин на вооружении немногим более 11 тысяч. С учетом США и Канады число танков в альянсе достигает 18 тысяч. То есть очевидное преимущество России по бронетехнике. Но цифры врут. Из реально боевых машин, которые на ходу, у нас немногим более 5 тысяч танков. Остальные находятся либо на хранении, либо готовятся к модернизации. Большего в условиях современной войны и не надо. Танк штука мощная, но порой, особенно в городских условиях, достаточно бесполезная.
После Великой Отечественной войны, исход которой во многом определили, в том числе и танки, в Советском Союзе продолжился бум танкостроения. Их разработкой и производством занимались сразу несколько предприятий, которые выдавали свои виды бронетехники.
Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева создал танки Т-54/55, затем Т-62/64, которые потом послужили основой для Т-80, которые выпускались на Кировском заводе в Ленинграде, на «Омсктрансмаше» – с газотурбинными двигателями, и в самом Харькове – с дизельными.
Конструктор военной техники Валерий Венедиктов на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле создавал свой Т-72. Немногим позднее там же конструктор Владимир Поткин переработал эту модель, ставшую самым продаваемым в мире танком Т-90. В итоге российская армия имеет на вооружении Сухопутных войск (а теперь ещё и в десантно-штурмовых бригадах ВДВ) три типа различных танков.
Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, многие военачальники тех лет выросли из «танкового шлемофона» – имели опыт службы в бронетанковых войсках, а потому априори отдавали предпочтение этой военной технике.
Во-вторых, протяженность границ страны была довольно обширной – 62 710 километров (сейчас немногим меньше – 60 932 км), треть из которых была сухопутной, а танки могли быть оперативно переброшены на любой потенциально опасный участок – вплоть до берегов Ла-Манша (под эту идею и создавались быстроходные Т-72 и Т-80).
В-третьих, Советский Союз обеспечивал танками все страны блока Варшавского договора и страны социалистической ориентации, и здесь требовалось разнообразие в типах боевых бронированных машин. Экспортных моделей было больше, чем собственных. Сейчас, к примеру, в индийской армии на вооружении более тысячи танков Т-90С, в то время как в ВС РФ Т-90, Т-90А, Т-90М насчитывается около 350 машин.
Танк, конечно, и сейчас нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованны до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленных сейчас в новом варианте Т-72Б3, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ.
Танки эти, несомненно, вполне успешные и конкурентно способные, однако их век уже постепенно уходит. Это неизбежность, точно также как были ранее сняты с вооружения легендарные Т-34, как потом отказались и от массово выпущенных Т-55, затем от Т-62 и Т-64, которые имели множество модификаций. На смену должен прийти новый танк и здесь единственный вариант - это Т-14 «Армата».
– За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новых и отличающихся бронемашины, – говорит военный эксперт полковник Виктор Мураховский, закончивший Казанское танковое училище. – Это весьма высокий показатель, с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации.
Тем не менее, тогда было разработано и создано три принципиально новых направлений в танкостроении. Это танки серии Т-62-64, Т-72-90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк – Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.
Вероятно, это наиболее правильное решение на перспективное развитие танковых войск. Аналогично тому, как есть один основной танк в США – «Абрамс», или в Германии – «Леопард», они модернизируются, приобретают новый облик, но это всё те же танки ранних модификаций, усовершенствование которых не требует особого дополнительного вложения средств. У нас по такому пути развивается серия Т-72 – Т-90, а вот с Т-80 с его газотурбинным двигателем и скоростными характеристиками не всё так однозначно.
Скорость для танка особо значения не имеет, скажем, 99% пробега для бронемашины приходится на продвижение в колонне, где любая другая техника тормозит продвижение. Быстрее по определению не получится, а чтобы вырваться на оперативный простор потребуется дополнительное время. И нынешнее продвижение Т-80, даже в усовершенствованном до уровня Т-80БВМ, это лишь система поддержки танкостроительной отрасли, в данном случае «Омсктрасмаша», где их производят. Это, по большому счёту, проблемы бедности. Модернизировать проще, чем создавать что- то новое с «нуля».
Излюбленная тема мало-мальски сведущих в танкостроении экспертов – это сравнение бронированных машин. Тут дискуссий наберется на сотню диссертаций. При этом схожих мнений практически не бывает, у каждого складывается свое представление о конкретных танках, выставленных для конкуренции. А вот как определить какой из них лучше – не совсем понятно, даже при наличии всех ТТХ и вооружений.
Сейчас на поле дискуссий основные «конкуренты» – новый российский Т-14 «Армата» и американский М1А2 Abrams. Их стравливают в лобовой атаке и всякий раз «побеждает» то один, то другой. И это при том, что ни одного случая реального боя между этими танками не было.
– Эксперта, как и танкиста, отличает, прежде всего, уровень подготовки, – считает медиаконсультант Александр Зимовский. – Солидный диванный танкист-аналитик, с сигарой и рюмкой коньяка в руке, не станет анализировать действия двух боевых машин на поле боя. Он оперирует сразу танковыми армиями. Ну, на худой конец, бригадами. Объединяет эти два вида экспертов, обычно, лишь напрочь отсутствующий опыт строевой танковой службы. Отсюда глубокомысленные замечания про «срок жизни танка в бою 30 минут» и «десять «Абрамсов» уничтожили две иракских танковых дивизии Т-72».
На запрос «Т-90 против «Абрамса» Гугл выдаёт почти полмиллиона ссылок. То есть, по максимуму, авторами можно укомплектовать экипажи 150 000 танков. В штате всех армий мира нет такого количества танков, сколько имеется экспертов по этим танкам. Тем не менее, при оценке анализа, проведенного экспертами, всегда надо учитывать следующее.
«Эксперты» не сравнивают танки! «Эксперты» сравнивают табличные данные, ТТХ. Посчитал лошадиные силы, прикинул миллиметры брони, добавил волшебные слова «динамическая броня» и «урановый сердечник» – всё! Готов анализ, «Абрамс» победил, Т-90 проиграл. Наоборот тоже бывает, не обольщайтесь.
– Танки сейчас не в приоритете для российской армии, – продолжает Виктор Мураховский. – Основные средства оборонного бюджета идут на флот, гиперзвуковое оружие и другие приоритеты. Поэтому на танки особо не тратятся и тот же Т-14 «тормозится» из-за финансовых проблем. Это при том, что газотурбинный Т-80 съедает гораздо больше топлива и воздуха – при подводном вождении ему требуется две трубы для его подачи двигателю и экипажу, что тоже создает больше проблем. И здесь, конечно, оптимальным вариантом будет возможность модификации основного танка и постепенное избавление от прежних типов бронетехники.
Одним из приоритетов в развитии танкостроения является унификация боевых машин. Это дешевле в эксплуатации, особенно в боевых условиях. У российских танков она в определенной степени присутствует. В первую очередь за счёт единого калибра вооружения, который сейчас приведён к единому – 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести стрельбу как снарядами, так и управляемыми ракетами. Есть заменяемость запчастей, Т-72 и Т-90 имеют схожую ремонтную базу. С турбореактивным двигателем Т-80 несколько сложнее, его проще отремонтировать при помощи деталей от вертолёта.
Планируемая постепенная замена российских бронемашин на один основной танк, под которым подразумевается Т-14 «Армата», позволит подогнать бронепарк под единый стандарт. Впрочем, это не означает, что и нынешние Т-90, Т-80, Т-72 сразу уйдут под списание. Ещё как минимум 20-30 лет они будут оставаться в строю.