Нашел себя: немец помогает сохранить память о войне в российском селе
Приехать в Россию, жениться на русской и поставить памятник жертвам нацистов. План, который выполнил немец Штефан Дюрр. В селе Щучьем Воронежской области он развивает свой бизнес и помогает сохранять память об ожесточенных боях, которые шли на этих землях, передает «МИР 24».
Что немцу хорошо, то русскому тоже. Николай Иванович и Штефан вместе возлагают цветы у памятника неизвестному солдату. 95-летний ветеран тогда, в 42-м, и подумать не мог, что бок о бок пройдет тут с немцем. Село Щучье попало в оккупацию.
«Нас собрали, всех молодых и престарелых угнали на расстрел, девять человек расстреляли, нас отправили в лагерь», – рассказал Николай Вернюков.
Летом 42-го тут развернулась операция «Блау». 13 июля немцы отбросили советские войска подальше. Но уже через три недели Щучинский плацдарм отбили обратно. Более трех с половиной тысяч солдат не вернулись из боя.
«Стратегическая задача была не дать перебросить Вторую венгерскую армию под Сталинград в помощь Пауэльсу, и она была успешно выполнена нашими войсками», – рассказал директор Щучинского краеведческого музея Николай Сафронов.
Этот краеведческий музей в Щучьем открылся не без помощи немцев. Бизнесмен Штефан Дюрр опять постарался. Собрал под крышей 250 экспонатов. Основная их часть переехала сюда из школьного музея.
Еще студентом Штефан Дюрр приехал в советскую Россию в 89-м. Работал в колхозе 50-летия СССР. Теперь у него – один из крупнейших агрохолдингов страны, который дает молоко всей России. С каждым годом он превращает Щучье в место, где хочется жить. На улицах свежий асфальт, открылся новый детсад.
То, что мы здесь можем мирно заниматься сельским хозяйством, вместе работать – это очень большой дар. Я считаю, что никогда не надо забывать о том, что была война», – рассказал Штефан Дюрр.
Николай Иванович прекрасно помнит и оккупацию, и зверства в Щучьем, и что тут творилось в 42-м. Помнит и русский немец Штефан.
Российская земля дала Штефану возможность строить бизнес. А он не упустил шанс помочь тем, на чьей земле раскинулись его фермы. Один немец сделал больше, чем армия чиновников.