Солдаты Победы
Сегодня мы расскажем о некоторых солдатах Победы, которые ушли воевать на фронт со своей Забайкальской железной дороги. «Не хочу ходить по земле — хочу летать» Так о своей мечте стать летчиком писал брату Назар Петрович Губин — будущий Герой Советского Союза. Тогда он вряд ли думал, что его жизнь героически оборвется в 23 года. Родился Назар в большой крестьянской семье в селе Зоргол Приаргунского района. После школы учился в Чите, в фабрично-заводском училище при ПВРЗ, а в 1937 году пришел работать на должность слесаря-автоматчика в паровозное депо станции Чита-I. Через год стал трудиться на шахте в Черновских копях. Оттуда будущий герой был призван в Красную Армию в 1939 году. До войны служил мастером по вооружению в бомбардировочном полку в Могилёве. Воевать на фронте Назар стал с октября 1941 года. Первое время оставался оружейным мастером, но потом настойчивый и целеустремленный сержант прошел спецподготовку и был допущен к боевым вылетам в должности стрелка-радиста пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Командиром экипажа был младший лейтенант Иван Черных, штурманом — лейтенант Семен Косинов. 16 декабря 1941 года при выполнении боевого приказа — нанесении бомбового удара по скоплению немецких войск в районе города Чудово Новгородской области — самолет лейтенанта Черных был подбит. Экипаж принял решение направить самолет в колонну вражеских автомобилей — идти на таран. Им не было и 30 лет. Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Черных, Семен Косинов и наш земляк Назар Губин были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Именем Назара Петровича Губина названы улицы в Ленинграде и Чите. До конца 70-х годов по Балтике и Северному морю курсировал теплоход-лесовоз «Назар Губин». А в Чите имя героя носит школа №51 в поселке Восточном на Черновских. «Не надо блеска орденов, пусть будет мирное небо» Эти слова принадлежат старшине Сергею Ивановичу Матыжонку, которого считают одним из самых результативных советских разведчиков Великой Отечественной войны. На фронт он ушел в 1942 году. Сначала был наводчиком миномета, позже стал разведчиком. Был 12 раз ранен, в большинстве случаев — тяжело. На счету старшины Матыжонка почти 80 блестящих операций. Он лично задержал 26 фашистов, большая часть из которых офицеры, уничтожил более сотни гитлеровцев, в том числе «лучшего стрелка Германии» — полковника фон Вейцеля, брал гестапо в Кенигсберге. Сергей Иванович участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. За свои подвиги был удостоен множества наград, является кавалером девяти орденов, три из которых высшие боевые — Красного Знамени. Еще при жизни он стал легендой 2-го Белорусского фронта. При этом отличался скромностью, после войны до выхода на пенсию возглавлял бригаду осмотрщиков вагонов на станции Карымская. Ценил «настоящую, мужскую работу». Вся его жизнь была связана с Забайкальской магистралью, за доблестный труд на которой ему вручили знак «Почетный железнодорожник». В 1961 году Матыжонок был зачислен в список почётных солдат Забайкальского военного округа (как и знаменитый снайпер Семен Данилович Номоконов). Умер в 1997 году. Перед смертью попросил врачей в палате открыть форточку, чтобы услышать со станции гудок электровоза. Подвигам Матыжонка посвящена повесть Сергея Зарубина «Тропой разведчика». В поселке Карымское его именем названа улица. В канун 70-летия Победы на Забайкальской железной дороге был запущен именной электропоезд и установлен бюст легендарному разведчику. «Вместо железного я подарил ему крест могильный» Так однажды в радиоэфире о сбитом немецком пилоте-асе, уничтожившем 64 советских самолета, сказал наш земляк — Герой Советского Союза Григорий Демьянович Онискевич. На счету прославленного летчика сотни воздушных операций. К весне 1944 года у молодого лейтенанта Онискевича уже было 372 боевых вылета, 57 воздушных боев и 15 сбитых самолетов противника. Григорий Демьянович родился в Чите. После окончания 7 классов работал на Читинском паровозовагоноремонтном заводе. В 16 лет стал посещать читинский аэроклуб — заболел небом. В 1938 году желание юного рабочего-железнодорожника исполнилось. Он поступил в Читинскую военную авиационную школу пилотов. Через год это военно-учебное заведение перевели в Батайск. Войну лейтенант Онискевич встретил в Баку, патрулируя небо над нефтяными вышками. В декабре 1941 года его перебросили в действующую армию: Крымский фронт, Закавказский фронт, Юго-Западный. Он оставался в строю до самого конца войны. Его подвиги не остались незамеченными. 1 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Григорий Онискевич был удостоен высшей награды — Золотой Звезды Героя Советского Союза. Был также отмечен орденами Красной Звезды и Александра Невского, орденом Ленина. После войны продолжал службу в авиации, окончил Военную Академию Жуковского, но в 1956 году по состоянию здоровья ушел в отставку. Сказались старые ранения, не позволившие 38-летнему полковнику продолжить блестящую карьеру военного летчика. Ушел из жизни в 1968 году. Похоронен в Воронеже. Григорий Демьянович часто приезжал в Читу к родным. ПВРЗ зачислил его навеки в списки предприятия. Его именем названы улицы в Чите и Киеве. Подготовил Анатолий Квасов.