Зеленский бросил бронированных «Кентавров» в битву за Киев

В Киеве снова пошло в ход оружие. Причем - на сей раз то, которое пока даже не создано. Но для борьбы за власть на Украине президенту Владимиру Зеленскому и его окружению, очевидно, сегодня сгодится и оно.

Зеленский бросил бронированных «Кентавров» в битву за Киев
© Свободная пресса

Таковой, вероятно, вывод следует из очередного грандиозного военно-политического скандала, который на днях разразился в этой стране. Государственное бюро расследований (ГБР) Украины в рамках громкого уголовного дела внезапно организовало ряд обысков на некоторых ведущих предприятиях оборонно-промышленного комплекса. А именно – на судостроительном заводе «Кузня на Рыбальского» и в подразделениях корпорации «Богдан Моторс». Причина – стремление владельцев этих предприятий к незаконной наживе на поставках Министерству обороны Украины «военной техники, оборудования и услуг ненадлежащего качества и по завышенным ценам».

Как пояснили в ГБР, в течение 2015-2019 годов эти предприятия обязались, в частности, поставить «українському війську» 300 медицинских автомобилей «Богдан-2251», более 800 автомобилей повышенной проходимости «Богдан-63172», также три бронированных десантно-штурмовых катера «Кентавр ЛК». Давно минули все сроки, оговоренные в контрактах. Но ничего из перечисленного местные военные так и не получили. Потому что часть оборонной продукции, как заявили в ГБР, не соответствует предъявленным требованиям. К тому же и цены на нее разорительно выросли до неприлично заоблачных высот.

Вообще-то подобные проблемы для давно рухнувшей навзничь украинской «оборонки» давно стали привычными. Возьмите хотя бы широко разрекламированный Киевом танк БМ «Оплот», разработанный ХКБМ им. Морозова на базе советского основного танка Т-80УД.

Он принят на вооружение еще 2009 году, но ни единого грозного «Оплота» так никто ни разу и не видывал, к примеру, на донбасском фронте. С 2015 года из-за почти полного отсутствия финансирования в Харькове прекращены даже попытки наладить его серийное производство для собственного «війська». На 2021 год денежки, правда, на «Оплот» у Киева все же вроде бы нашлись. Но – на единственный экземпляр, который должен быть обязательно готов точнехонько к 24 августа. Если конкретнее - к военному параду в честь 30-летия «незалежности» Украины.

Сбудется ли хотя бы эта заветная «мрія» президента Зеленского, прогрохочет ли новый танк мимо его трибуны в день духоподъемного юбилея – неизвестно. Потому что времени даже и на изготовление одного-единственного «Оплота» остается в обрез. Но ведь на харьковский завод, тоже давно проваливший свою часть программы перевооружения ВСУ, что-то пока не ломятся следователи с силовой поддержкой спецназа? Отчего же в Государственном бюро расследований Украины для обысков выбраны именно «Богдан Моторс» и «Кузня на Рыбальского» и забыты остальные?

Прежде чем высказать собственное мнение на сей счет, позволю себе чуть подробнее рассказать о вызвавшей приступ законного гнева у Киева унылой судьбе нового быстроходного десантно-штурмового катера «Кентавр ЛК» (проект 58503).

Разработанный в инициативном порядке еще в 2015 году Исследовательско-проектным центром кораблестроения (город Николаев), БДШК «Кентавр ЛК» мыслился как важнейшая составляющая будущего «москитного» флота Украины. В Киеве утверждали, что построено будет не менее 18 таких катеров. На первый взгляд, все выглядело действительно по-взрослому.

По сравнению с разработанными теми же николаевскими конструкторами бронекатерами типа «Гюрза», на «Кентаврах» было улучшено противопульное бронирование ходовой рубки, моторного отсека и десантного отделения. Десант – взвод морской пехоты. Вооружение каждого БДШК - два боевых модуля, состоящих из пулемёта (по желанию заказчика - 7,62-мм или 12,7-мм) и автоматического гранатомёта (30-мм или 40-мм), а также реактивная система залпового огня из двух авиационных блоков Б-8М с неуправляемыми 80-мм ракетами типа С-8.

Начальник управления кораблестроения командования ВМС Украины капитан 1 ранга Василь Радчук заранее хвастался: «Мы детально изучили характеристики похожих десантно-амфибийных катерных платформ в мире, таких как шведский катер типа Combat Boat 90 и российский катер типа «Раптор». Так вот, наш катер значительно эффективнее в боевом отношении и имеет улучшенные мореходные особенности. Еще одной из проектных особенностей катера является большой десантный отсек, где можно разместить 32 военнослужащих с легким вооружением и всем боекомплектом.

Для сравнения, современный шведский десантный катер Combat Boat 90, проект которого приняли для разработки собственной платформы ряд стран НАТО, может разместить только 21 человека. Также важно, что есть бронированный корпус, а это еще одно его преимущество, ведь личный состав, который будет находиться в ходовой рубке и десантном отсеке, будет в безопасности».

А официальная телестудия ВМСУ «Бриз» пошла еще дальше. В видеоролике о ходе испытаний катеров она заявила, будто украинские «Кентавры» станут «достойным ответом устаревшим большим десантным кораблям Черноморского флота РФ». Потому, дескать, что те гораздо медленнее и «давно исчерпали свой ресурс». При этом абсолютно «за кадром» у военных журналистов из «Бриза» остался тот факт, что речь идет о боевых единицах совершенно различного класса, назначения, вооружения, десантовместимости, водоизмещения и прочее.

Однако не станем попусту учить азбучным истинам коллег из соседней страны. Сама суровая украинская действительность решительно перечеркнула их восторги. Головной катер «Кентавр-ЛК» «Кузня на Рыбальском» спустила на воду 14 сентября 2018 года. Он был включен в состав ВМСУ под наименованием БДШК-01. Ровно через неделю там же закачался на волнах и точно такой же его собрат – БДШК-02.

Через пару месяцев первые «Кентавры» своим ходом перешли по Днепру в Одессу и там приступили к ходовым испытаниям на Черном море. И тут началось…

Сюрприз первый и главный: вместо заявленной разработчиками максимальной скорости в 45 узлов оба БДШК ни в какую не соглашались давать более 30 узлов. Что сделало «Кентавры» очень уязвимыми при высадке десанта под огнем противника.

Сюрприз второй: хоть как-то воевать эти катера, оказывается, могут при волнении моря не более трех баллов и скорости ветра не свыше 12 метров в секунду. А если погода на войне окажется свежее? На сей счет в руководящие документы ВМСУ заранее пришлось внести рекомендации командирам БДШК «не отдаляться от пункта укрытия на расстояние более 50 миль».

Сюрприз номер три на редкость злобно прокомментировал известный киевский военный эксперт Тарас Чмут, в прошлом сам морской пехотинец ВМСУ. По его словам, «конструкция катера просто ужасна». Чмут обозвал его потенциальной «братской могилой». А все, пишет бывший украинский морпех, вот почему: «Единственная аппарель на баке узкая, а чтобы до нее дойти надо пройти немало узостей где спокойно можно зацепиться снаряжением или оружием. Места в десантном отделении крайне мало, места под рюкзаки, РПГ/ПКМ/АГС/боекомплект или групповое имущество нет. Где положить раненого или как загрузить какой-то габаритный груз тоже не понятно».

В общем, двух с половиной лет, которые миновали после начала испытаний «Кентавров» в Одессе, не хватило, чтобы поставить хотя бы один из них на вооружение ВМСУ. Между тем, завод «Кузня на Рыбальского», защищая честь фирмы, уверяет, что у него уже не два, а три десантно-штурмовых катера «готовы на 90 процентов». Но оставшиеся 10 процентов готовности бестолково спроектированных катеров одолеть, видимо, неподвластно на Украине никому. Проще незадавшиеся новинки утопить и позабыть о них.

Однако кому и как позабыть? Деньги-то из и без того тощего оборонного бюджета Украины, как теперь выясняется, потрачены неизвестно на что. И за это кто-то же должен ответить? Вот ГБР Украины и спустили с цепи на «Кузню на Рыбальского».

Но тут мы просто вынуждены вернуться к вопросу: а почему именно на нее и на «Богдан Моторс»? Что объединяет эти два крупнейших оборонных предприятия Украины?

Единственное: до недавнего времени оба принадлежали прежнему президенту этой страны Петру Порошенко. Непримиримому критику Зеленского, не скрывающему своих реваншистских настроений перед грядущими выборами главы государства.

Что с того, что еще в ноябре 2018 года, когда уже вовсю запахло жаренным, Петр Алексеевич благоразумно через собственный инвестиционный фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» продал 2 535 263 акции «Кузни на Рыбальского» другому известному украинскому бизнесмену Сергею Тигипко за почти $236 миллионов? Что с того, что компанию «Богдан» он же давно толкнул своему ближайшему бизнес-партнеру и в ту пору заместителю главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Олегу Свинарчуку (который позже сменил фамилию на Гладковский)?

Ведь именно при Порошенко и «Кузня на Рыбальского», и «Богдан Моторс» совершенно неслучайно и получили от Минобороны Украины столь крупные заказы, с которыми, как сегодня выясняется, были абсолютно не в состоянии справиться. Если эту неслучайность удастся доказать следователям ГБР – таким аргументом Зеленский сможет на предвыборных дебатах свалить кого угодно. Что, скорее всего, столь выборочно и привело в действие главный карательный орган Киева.

Потому что на Украине война – войной. А президентские и парламентские выборы – по распорядку.