СССР 30‑х и 40‑х в знаковых работах Бориса Игнатовича
Фотоработы талантливых мастеров в советское время сложно разделить на репортажи и произведение искусства. Созданные ими фотографии как правило рассказывают нам о тех или иных исторических событиях, одновременно представляя собой эстетическую ценность. И лучшее тому доказательство – творчество советского фотографа Бориса Игнатовича.
Именно фотография Зощенко стала для Бориса Игнатовича первой на его фотографическом пути. Он снимает писателя-сатирика, покупающим яблоки. Снимок был опубликован в 1923 году в журнале «Смехач». Тогда автор по-настоящему увлекся фотографией и начал изучать технику съемки, свойства оптики и особенности фотографических материалов.
«Шахматный турнир»
«Казачка»
«Работники»
Через несколько лет фотограф уже входил в знаменитую группу «Октябрь» (кроме него, в группе были Александр Родченко, Елизар Лангман, Дмитрий Дебатов и др.). Новые технические приемы, которые использовала группа «Октябрь», вызывали критику со стороны приверженцев традиционного фотоискусства: чаще всего это были обвинения в формализме и в подражании «буржуазной культуре».
Острые ракурсы, головокружительные наклоны кадра, «перекос» композиции у любителей классики вызывали неприятие и непонимание.
«Молодость в новой Москве», 1936 год
Члены «Октября» постоянно полемизировали с «Российским объединением пролетарских фотографов» (РОПФ), которые прославляли счастливую жизнь советских людей при социализме. Игнатович в журнале «Пролетарское фото» писал, что РОПФ подменял «настоящую действительность, документальность советского фоторепортажа слащавой картинкой и позой».
«Учения», 1943 год
С началом войны Борис Всеволодович ушел на фронт. Снимал для армейской газеты, был на передовой, принимал участие в рейдах за линию фронта, летал на самолете к партизанам. Его снимки военных лет вошли в антологию советского военного фоторепортажа.
В концлагере, 1944 год
Благодаря уникальным фотографиям Бориса Игнатовича мы сегодня можем судить о прошлом нашей страны, о жизни народа в первой половине XX столетия и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Игнатович и его коллеги вывели репортажную съемку совершенно на новый уровень, расширив традиционные представления об этом жанре фотографического искусства.
Смотрите также: Рыцари запрещенки: как работали и жили советские фарцовщики