Ленд-лизу – 80: как США в годы войны оказывали помощь СССР

Ровно 80 лет назад президент США Франклин Рузвельт подписал закон о ленд-лизе. Это государственная программа, которая позволяла американцам оказывать помощь союзникам, прежде всего Франции и Британии. А первый конвой с американской помощью Советскому Союзу поступил только в августе 41-ого, сообщает исторический обозреватель телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Ленд-лизу – 80: как США в годы войны оказывали помощь СССР
© Мир24

Михаил Шашков на фронте с 1943-го. Тогда все ждали, что союзники вот-вот высадятся в Европе. А пока вторым фронтом в окопах называли американскую тушенку, которую бойцы сразу полюбили.

«Вместе с тушенкой и законсервированная колбаса. Упаковочка 200-граммовая… Галеты подбрасывали, мы их тоже употребляли», – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Михаил Шашков.

Первый транспортный конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941-го года. На его борту были армейские ботинки, каучук, а также вооружение: глубинные бомбы, магнитные мины, истребители «Харрикейн».

«Одной из самых больших проблем были сроки поставок. В самое тяжелое время, в 1941 году, Советский союз получил по ленд-лизу меньше 0,1 процента от той помощи, которую оказывали другим странам антигитлеровской коалиции», – констатирует заместитель начальника экскурсионного отдела Музея победы на Поклонной горе Светлана Клевцовская.

Грузы в Советский Союз шли по нескольким основным направлениям. Самыми быстрыми и опасными были арктические конвои. Морская часть пути занимала две недели. Более безопасный, тихоокеанский маршрут, обеспечивал около половины всех поставок. По нему корабли шли почти месяц. Трансиранский маршрут заработал в ноябре 1941-го. Время в пути – около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране создали необходимую инфраструктуру. И даже наладили производство американских автомобилей.

Альберт Фоулсер – ветеран Королевского военного флота. Вспоминает тот день, когда его команде сообщили, что пункт назначения – русский порт.

«Нам сказали – берите пальто, теплую одежду: вы едете в Россию. Мы поехали в первый конвой в Россию – было очень холодно. Мы буквально снимали льдышки с наших пальто, корабля, с нашего оружия. Тогда мы потеряли нашего первого офицера. Мы были тогда молоды и не знали страха. И все понимали – вместе с русскими делаем одно дело. Военному моряку на всю жизнь запомнились первые минуты на советской земле.», – говорит Фоулсер.

«Мы приехали в порт. Спустились с корабля, и нам сразу налили водки. И потом к нам подходили офицеры, они никогда не видели такой теплой одежды, как была на нас. Они приходили в восторг. Мы даже подарили им что-то из одежды», – продолжает ветеран Королевского военного флота, участник Арктических конвоев Альберт Фоулсер.

Немецкий флот объявил настоящую охоту за конвоями. Королевские ВМФ потеряли 85 торговых судов и 16 боевых кораблей. Бороться приходилось и с противником, и с погодой.

«Само по себе Баренцево море – штормовое море. Зимой корабли получали обведение палуб. Приходилось сбивать лед. Если лед не сбивать, то корабль мог перевернуться. Было такое, с американскими судами «Либерти», что, когда к ним подходило штормовое море, корпус ломался на две части», – поясняет историк Александр Мазур.

В трюмах – продовольствие, одежда, радиостанции, телефонный кабель и техника. Танки «Шерман», «Матильда», «Валлентайн». Грузовики «Доджи» и «Студебекеры». Джипы «Вилисс».

«Машина была достаточно простой в эксплуатации. Привозили их машинокомплектами. В разобранном виде. Это были деревянные ящики, где были колеса, двигатель. Это был конструктор в хорошем смысле этого слова», – рассказывает специалист-историк Музея Победы на Поклонной горе Александр Михайлов.

Технике союзников доверяло и советское руководство. Не любивший летать Иосиф Сталин в Тегеран прибыл на американском «Дугласе». Самолеты в СССР перегоняли по двум маршрутам: первый – через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив. Вторая авиатрасса проходила через Аляску, Чукотку и Сибирь. Он вошел в историю как АлСиб. По нему было переброшено почти восемь тысяч самолетов.

«Наш главный ас, Покрышкин, сбил 48 самолетов, летая на «Аэрокобре». И вся его знаменитая эскадрилья, полк были дважды герои Советского союза – они все летали на «Аэрокобрах», – отмечает историк Олег Будницкий.

СССР получал и стратегически важное сырье. Например, высокооктановый бензин для самолетов. К ноябрю 1942 года большая часть советских нефтеперерабатывающих предприятий оказалась захвачена противником.

«Нельзя воспринимать ленд-лиз как тушенку, танки, самолеты. Это и алюминий, из которого собирались самолеты. Я напомню, что крупнейшее месторождение было на захваченной Украине. Из чего их делать было?» – замечает эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов.

Пик помощи пришелся на 1944 год. Советская армия вышла к государственным границам. На освобожденных территориях царила разруха.

«Немцы при отступлении устраивали тактику выжженной земли. Угоняли население, сжигали хлеб. И была реальная угроза смертельного голода… И впервые за все время войны СССР запросил у союзников продовольствие. В СССР отправили 25 процентов свинины, произведенной в США», – рассказывает историк Олег Будницкий.

Но союзники выполняли не все пожелания Москвы. Вашингтон, например, так и не отправил в СССР «Суперкрепость» – бомбардировщик Б-29. А Лондон отказался предоставить формулу «эликсира жизни» для раненых – пенициллина.

«Тогда было принято решение изобрести свой пенициллин. Он получил название крустазин. Его создала советский микробиолог Зинаида Ермольева, которая еще до начала войны произвела штамм против холеры», – подчеркивает специалист-историк Музея Победы на Поклонной горе Александр Михайлов.

Всего за время войны Красная армия получила более 22 тысяч самолетов, 13 тысяч танков, почти 400 тысяч грузовиков. Это больше, чем СССР произвел за годы войны. Союзники поставили около четырех миллионов автомобильных покрышек, 15 с половиной миллионов пар обуви, более 600 тысяч тонн пороха и взрывчатки, пять миллионов тонн продовольствия.

«Как писал Анастас Микоян, все приводят его фразу, и а я с ней согласен: «Безусловно, без ленд-лиза мы бы войну выиграли. Просто она длилась бы дольше», – резюмирует эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов.

Американцы настаивали на оплате только гражданских поставок – паровозов, электростанций, машин. При условии, что их не станут возвращать. То же самое касалось и военной техники. За уничтоженные в боях танки и самолеты США ничего не просили. Считалось, что они оплачены кровью советских солдат. «Как говорил Рузвельт: «Если у соседа горит дом, а у меня есть пожарный шланг, я ему дам пожарный шланг – для того, чтобы не загорелся мой дом. Когда он потушит дом, он мне вернет шланг», – приводит цитату заместитель начальника экскурсионного отдела Музея победы на Поклонной горе Светлана Клевцовская.

СССР получил техники, вооружения и продовольствия на сумму более 12 миллиардов долларов. После войны США потребовали рассчитаться. С суммой Советский Союз не согласился. Начались переговоры.

«Сошлись на сумму 722 миллиона долларов. Были нехорошие отношения, выплачивать не начали. Потом в 72-м году выплатили 48 миллионов, потом опять прекратили. И к концу 2006 года рассчитались. В итоге, с учетом инфляции, СССР заплатил 7 процентов от исходной суммы», – отмечает историк Олег Будницкий.

Но это были инвестиции в будущее. Благодаря программе помощи в Штатах появились новые рабочие места. И две с половиной тысячи заводов. Производство выросло более чем в два раза. После войны в США начался золотой век капитализма. И, как говорил потом президент Трумэн: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, спасли множество американских жизней».