Армения: Ни переворота, ни войны, а армию обучить
В Генштабе ВС Армении по 3-5 марта проходила работа по уточнению планов боевой подготовки ВС и воинских соединений. В обсуждении ближайших и долговременных задач приняли участие должностные лица Генштаба ВС и воинских соединений, в том числе и командующие воинскими соединениями.
«Работы направлены на обеспечение военной безопасности республики, укрепление обороны границ, (происходит) обсуждение возможных вариантов применения войск и дальнейшего реформирования вооруженных сил», - заявили в пресс-службе Минобороны Армении.
Вышестоящее командование оценило работу по уточнению планов как эффективную и целенаправленную.
Напомним, ранее командование Главного штаба ВС потребовало отставки премьер-министра Никола Пашиняна и правительства, после чего Пашинян уволил начальника ГШ ВС Оника Гаспаряна. Тем не менее, президент Армении Армен Саркисян отказался подписывать ходатайство премьера страны об отставке Гаспаряна. Все эти дни на улицах Еревана проходят митинги противников и сторонников Пашиняна, однако ситуация остается под контролем. По всему видно, что армия пока не собирается совершать в стране переворот.
На этом фоне не очень понятно, что это за обсуждение возможных вариантов применения войск и дальнейшего реформирования вооруженных сил?
— Сообщение МО Армении составлено в таких общих и расплывчатых выражениях, что можно предполагать все, что угодно, — отмечает военный эксперт обозреватель ИА News Front, военный эксперт Юрий Селиванов.
— Данная фразеология сама по себе не выходит за рамки обычного штабного стандарта. Выражение «обсуждение возможных вариантов применения войск» означает лишь то, что в каждой армии в любой момент времени должны существовать оперативные планы на случай разного рода военных угроз. Ничего экстраординарного в этом нет.
Более того, уточнение таких планов после разгрома армянской армии в Нагорном Карабахе и возникновения принципиально новой военно-стратегической ситуации в Закавказье, является насущной и безотлагательной необходимостью. По сути дела, ВС Армении после недавней войны находятся в «точке зеро», от которой должен пойти отсчет их реорганизации и переформатирования. Характер чего будет определяться качественно новой ситуацией в регионе. Так что работы у армянского военного руководства в любом случае непочатый край.
Конечно за этой рутинной штабной риторикой, при желании, можно разглядеть все что угодно, вплоть до планов военного переворота. Но из самого текста коммюнике ГШ это никак не вытекает. Армия, конечно же, может сместить всем надевшего Пашиняна без особых проблем. Однако, на мой взгляд, судьба этой фигуры зависит, от куда более серьезных факторов, в том числе и геополитического характера, которые отнюдь не тождественны возможностям местных силовиков. И вряд ли они станут действовать без учета этого геополитического императива.
«СП»: — В случае смены власти в Армении возможна ли попытка осуществить военный реванш? Чем такая попытка может закончиться?
— Если вы имеете в виду реванш в Карабахе, то это крайне маловероятно. В этом Армению никто не поддержит, в том числе и Россия. Земли НКР это международно-признанная территория Азербайджана, в том числе признанная самой Арменией. Соответственно, любая следующая война за Карабах будет квалифицирована как армянская агрессия. У Армении на такую роскошь ресурсов нет.
Тема Карабаха будет со временем выведена из центра внимания армянского общества и страна займется проблемами собственного развития, которых у нее пруд пруди. Армянская автономия в составе Азербайджана будет существовать еще какое-то историческое время с - постепенным и мягким встраиванием - в жизнь этой республики.
По словам редактора «АПН Северо-Запад» Андрея Дмитриева, развитие событий в Армении выглядит довольно-таки удивительно.
— Даже оставив в стороне различные обвинения в адрес премьера Никола Пашиняна (типа ангажированности Западом и т.п.), очевиден тот факт, что он позорно проиграл войну и должен уйти. Очевиден со стороны, но не для существенной — как выясняется, судя по митингам — части армянского общества, которая ему верит. Интересно, что ещё он должен был сделать, чтобы сторонники перестали его поддерживать? Может, паспорт турецкий получить?С другой стороны, поразительно поведение Генштаба. Генералы выступили и заявили, что Пашинян должен уйти. Далее по логике должен следовать его арест и введение военного положения. Но ничего подобного не происходит. И это напоминает ГКЧП, в состав которого входил престарелый маршал Дмитрий Язов, но приказ на арест Бориса Ельцина они отдать испугались. Зато сам Ельцин не сомневался ни в 1991-ом, арестовывая маршала Язова и Ко, ни в 1993-ем, расстреливая парламент из танков. И остался, к несчастью для нашей страны, победителем. Вот и в Армении — к несчастью для неё — «победителем» пока выглядит Пашинян. Похоже, вслед за проигранной войной армяне получают и продутую революцию...Вероятно, выход в том, чтобы появилась какая-то третья сила, так как предыдущие власти тоже дискредитированы и несут свою долю ответственности за поражение в войне. Армянам сейчас нужен лидер, типа маршала Ивана (Ованеса) Баграмяна.
Героический и идейно подкованный был человек: после Февральской революции и получения Арменией независимости был дашнаком, храбро сражался с турками, потом перешел на сторону Красной армии и устанавливал советскую власть в Закавказье. Вышвырнуть собственных «турок» из власти и начать строительство новой Армении в тесной интеграции с Россией — самая актуальная повестка на сегодня для Еревана
— Возможно, сообщение о мероприятиях в Генштабе взаимосвязано с совместными командно-штабными учениями, прошедшими 2-4 марта под руководством командующего Объединенной группировкой войск ВС Армении и России Тиграна Парваняна, — считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Кроме того, руководство Минобороны Армении фактически поддержало Никола Пашиняна в конце февраля 2021 года в ходе его конфликта с руководством Генштаба, потребовав «воздерживаться от заявлений от имени вооруженных сил, не вовлекать армию в политические процессы, не подчинять безопасность страны собственным политическим интересам». Недавнее сообщение, распространенное пресс-службой Минобороны Армении, вероятно, призвано хотя бы частично успокоить прессу и общественность, показать, что деятельность вооруженных сил идет в обычном режиме.
«СП»: — Военные проиграли в противостоянии с Пашиняном? Или еще не все закончено? Или, по сути, и противостояния не было?
— Пока мы наблюдали достаточно осторожную тактику руководства Генштаба ВС Армении.
Возможно, представители Генштаба ВС Армении считали, что если последует более масштабное вмешательство военных в конфликт, то Пашиняна не поддержит Москва. Но может быть, они не были уверены и в реальной готовности армейских подразделений выступить против действующего правительства. Хотя переход конфликта в публичную плоскость свидетельствует, что поддержку соответствующих заявлений со стороны ряда влиятельных игроков руководство Генштаба ВС Армении получило. Однако представители оппозиции, возможно, сейчас не очень надеются на более масштабное вмешательство военных в политический конфликт — вероятно, так можно понимать и реплику Роберта Кочаряна про излишнюю сдержанность генералитета.
«СП»: — В случае смены власти в Армении попытка осуществить военный реванш возможна? Ведь это востребовано обществом?
— Скорее, сейчас многие армянские политики (в том числе, целый ряд оппозиционных) полагают, что значительная часть общества опасается новой эскалацией конфликта.
Вспомним, например, осторожное заявление Вазгена Манукяна на митинге 5 декабря 2020 года, что трехстороннее заявление о прекращении огня «де-факто сейчас действует» и «мы не можем отказаться от него, поскольку это будет означать возобновление войны с Турцией и Азербайджаном, а также будет рассматриваться как шаг против российских миротворческих сил, размещенных в Карабахе». Риторика руководства Армении и при Николе Пашиняне, и в случае его свержения, может становиться жестче, но в ближайшем будущем это, скорее всего, не будет означать готовности к военному реваншу на практике.
«СП»: — А потом?
— По мере преодоления шока, вызванного итогами осенней вооруженной эскалации вокруг Карабаха, а также смягчения экономического кризиса и эпидемиологической обстановки, запрос граждан Армении, по крайней мере, на более активную внешнюю политику и более жесткую внешнеполитическую риторику постепенно может возрасти. Однако достаточные ресурсы для реализации такой политики у Еревана вряд ли появятся в ближайшей перспективе. Да и Россия, как крайне значимый для Армении внешнеполитический партнер, сейчас явно не настроена на сценарий, который был бы связан с возобновлением военных действий в Карабахе.