Путешествия с Ростехом: Казань

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, Жуковском, Перми, Туле и Лыткарино, а сегодня отправляемся в столицу Республики Татарстан – Казань.

Путешествия с Ростехом: Казань
© Ростех

Официальная «третья столица России» гордится не только своей самобытной архитектурой и спортивными объектами международного класса, но и крепкой промышленностью. Здесь собирают военные и гражданские самолеты, поднимают в небо вертолеты, создают уникальные радиолокационные системы и оптические приборы. О некоторых предприятиях Казани, входящих в контур Госкорпорации Ростех, – в нашем материале.

Место встречи двух миров

В Казани, столице Татарстана, как в металлургическом тигле, на протяжении тысячелетней истории сплавляются народы и культуры. Здесь Запад встречается с Востоком, современность с архаикой, традиции с новаторством.

Столетиями Казань занимала третье место среди городов России после Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня Казань – средоточие культурной, экономической, научной жизни Поволжья. Ежегодно миллионы туристов приезжают в город полюбоваться архитектурой и приобщиться к традициям татарского народа. Привлекательна Казань и для бизнеса − она регулярно входит в рейтинги городов с самым благоприятным деловым климатом. В городе расположены крупнейшие технопарки страны, а на противоположном от Казани берегу Волги растет один из самых молодых наукоградов России − Иннополис.

WorldSkills Kazan 2019

Развитие промышленности в Казани имеет многовековую историю. В XX веке ключевыми событиями отрасли стали индустриализация 1930-х годов, стройки предвоенных лет и эвакуация в Казань крупных предприятий из европейской части страны в Великую Отечественную.

Сильны в Казани и спортивные традиции. Кроме Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по футболу в 2018 году, здесь год от года при поддержке Ростеха проводятся всероссийские Корпоративные игры. А в 2019 году лучшие мастера рабочих профессий со всего мира съехались в Казань на 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, где Ростех традиционно представил свою команду и выступил партнером.

Прогулки по Авиастроительному району

История промышленной Казани начиная с 1930-х годов неразрывно связана с авиацией. Если выйти на станции метро «Авиастроительная», что находится в одноименном районе города, то окажешься в шаговой доступности сразу от двух ростеховских предприятий авиационной Казани.

Самое старое предприятие авиапрома Татарстана – Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова. Производство было основано в 1932 году, до Великой Отечественной войны здесь выпускались гражданские и военные самолеты, в том числе крупнейший в мире АНТ-20бис. В войну завод прирос мощностями эвакуированного московского собрата, и число рабочих достигло 30 тысяч. Фантастическими темпами (10-12 машин в сутки) казанский авиазавод поставлял военным пикирующие бомбардировщики Пе-2, для отправки которых на фронт даже существовал специальный перегонный полк.

Выкатка Ту-160М2. Фото: ПАО «Туполев»

В мирное время казанцы продолжали выпуск бомбардировщиков – Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22М. В 1980-е здесь осваивается самый крупный и один из самых мощных боевых самолетов в мире – стратегический бомбардировщик Ту-160, который за изящество линий называют «Белым лебедем». В 2015 году выпуск Ту-160 был возобновлен. Среди гражданских моделей завода – Ту-70, Ту-104Б, Ту-214. Последний из них, среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, в различных модификациях производится на заводе до сих пор. Предприятие входит в ПАО «Туполев» в структуре Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.

Казань вертолетная

Казанский вертолетный завод (КВЗ), отметивший в прошлом году свое 80-летие, не сразу получил свой современный профиль − в годы Великой Отечественной войны здесь выпускались боевые «этажерки»-бипланы По-2. Эти почти полностью деревянные самолеты доставили немало неприятностей врагу, перенося больше боеприпасов, чем тяжелые бомбардировщики. Каждый второй боевой вылет времен ВОВ осуществлялся на бипланах, созданных руками казанцев.

В 1952 году крупносерийным производством первого вертолета под маркой «Ми» начинается новая глава в истории КВЗ. Следующей винтокрылой машиной, закрепившей успех казанского предприятия, стал первый советский военно-транспортный вертолет Ми-4. До этого в мире никто не делал вертолетов с грузовым отсеком внутри корпуса машины.

С 1965 года визитной карточкой казанских вертолетостроителей становится легендарный многоцелевой Ми-8 – один из самых массовых вертолетов в мире. И сегодня машины серии Ми-8/17 продолжают выпускаться силами КВЗ. Вертолеты Ми-8МТВ-1 (экспортный вариант носит название Ми-17-1В), Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) и Ми-172 используются в военных, транспортных, медицинских, сельскохозяйственных и других целях.

В наши дни Казанский вертолетный завод входит в холдинг «Вертолеты России» и является ключевым предприятием отрасли, осуществляющим полный цикл создания вертолетной техники. Здесь сконструирован и построен первый в новейшей российской истории легкий вертолет «Ансат», а также производится тяжелый многоцелевой вертолет Ми-38.

Пароль «свой-чужой»

Концерн «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех – лидер российского рынка систем государственного радиолокационного опознавания. Эта важнейшая техника позволяет определить принадлежность объектов военного и специального назначения на суше, на море и в воздухе. Электронные средства для госопознавания разрабатываются и производятся на предприятиях концерна, расположенных в Казани.

За разработку систем отвечает НПО «Радиоэлектроника» имени В.И. Шимко, с 1960-х годов − головной институт страны по тематике оборудования «свой-чужой». Предприятие является основным производителем и поставщиком новейших средств радиолокационного опознавания и аппаратуры криптографического кодирования, в том числе и в экспортном исполнении. Собственная система госопознавания, дорогостоящая и сложная в разработке – привилегия сверхдержав. Поэтому во всем мире используются два основных типа устройств «свой-чужой» − российские и американские. По словам временного генерального директора НПО «Радиоэлектроника» Андрея Белова, отечественные системы не уступают американским, а в чем-то и превосходят их.

Серийным производством разработок «Радиоэлектроники» занимается казанский завод «Радиоприбор». Кроме систем госопознавания на предприятии выпускаются комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для авиации. Изделия казанского «Радиоприбора» устанавливаются практически на все типы самолетов и вертолетов, выпускаемых в России.