Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода

Спуск на воду и хождение «Челюскина»

Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
© runews24.ru

На верфях датской компании Burmeister & Wain в первой трети XX века был построен очередной пароход. Сами конструкторы назвали его «пароходом ледокольного типа». Имя нового судна – «Челюскин». Пароход «Челюскин» имел водоизмещение 7,5 тысячи тонн. В Дании сообщили, что судно, построенное по заказу советского руководства, предназначено для специальных целей и специального торгового мореплавания.

11 марта 1933 года пароход был спущен на воду, в мае того же года он успешно прошел испытательный поход. И уже 6 июня стартовал первый официальный поход корабля, в этот день «Челюскин» вышел из порта в Ленинграде, но вышел под названием «Лена» (судно было предназначено для хождения между устьем Лены, отсюда и его первоначальное название). Первым командиром корабля стал капитан Торгфлота СССР Петерис Биезайс. Только впоследствии судно получило свое официальное название в честь русского мореплавателя и полярника Семена Ивановича Челюскина.

2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток. Судно должно было отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути – тому самому, который сегодня продолжает оставаться крайне востребованным.

На борт парохода взошли 112 человек. На трудных участках пути планировалось задействовать помощь ледоколов, чтобы они пробивали льды для беспрепятственного хождения нового парохода.

 

Первые трудности

С первыми льдами «Челюскин» встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. Для прохождения трудного участка были задействованы ледоколы, после чего пароход продолжил свой путь. 1 сентября того же года был достигнут мыс Челюскин.

Уже 23 сентября «Челюскин» снова встретился со сплошными льдами, но на этот раз в Чукотском море. Пароход окончательно застрял во льдах примерно в том месте, где в 1932 году произошла авария ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Тем не менее, «Сибиряков» прошел Северный морской путь за одну навигацию.

4 ноября 1933 года «Челюскин» благодаря успешному дрейфу со льдами вышел в Берингов пролив. До берега оставалось совсем немного, однако потом судно потянуло назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года судно было сжато льдами и затонуло в течение двух часов.

 

Экипаж за бортом

Экипаж «Челюскина» заранее до трагедии выгрузил все необходимое прямиком на льды. Также были вынесены доски и кирпичи, из которых на скорую руку построили бараки, чтобы не умереть от холода.

На лед вышли 104 члена экипажа, в числе последних – капитан Владимир Воронин, который перехватил бразды правления в Мурманске после того, как с борта сошел Петерис Биезайс. Напомним, что экипаж корабля изначально составлял 112 человек, но еще до происшествия, ранее, около острова Колючин на берег сошли по разным причинам восемь человек. На лед также из последних вышли руководитель экспедиции по фамилии Шмидт и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. Последний погиб во время затопления корабля – его задавило палубным грузом.

 

 

Эвакуация экипажа «Челюскина»

Спустя всего два дня в Москве была образована комиссия, которая занялась формированием экспедиции в Чукотское море для эвакуации доблестного экипажа «Челюскина». Возглавил экспедицию Валериан Куйбышев – советский партийный деятель, участник Гражданской войны и кавалер ордена Красного знамени. Его имя еще ранее носил город Самара.

 

Эвакуировать «челюскинцев» пришлось с помощью авиации. 5 марта первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский подлетел на самолете АНТ-4 и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующего рейса пришлось ждать еще месяц.

7 апреля 1934 года летчики Василий Молоков, Николай Каманин и Михаил Водопьянов в течение недели на самолетах Р-5, а также летчик Маврикий Слепнёв на самолете «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 успешно вывезли остальных членов экипажа «Челюскина». Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Последних «челюскинцев» высадили в чукотском становище Ванкарем. 2 апреля Летчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин самостоятельно добрались до становища на самолете-амфибии Ш-2.

Все 104 члена экипажа «Челюскина» были спасены. Им пришлось два месяца жить в условиях полярной зимы.

 

Поиски «Челюскина»

После гибели парохода были организованы неоднократные попытки его поиска. «Челюскин» искали в 1936, 1974, 1979, 1980, 1989, 2004 годах. Только в 2006 году удалось найти место затопления парохода.

В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили – это и есть «Челюскин». Но произошло это спустя год.

В сентябре 2020 года состоялась экспедиция Русского географического общества и Северного флота. Экипаж ледокола «Илья Муромец» при помощи многолучевого эхолота провели трехмерную акустическую съемку затонувшего «Челюскина». В экспедиции задействовали необитаемый морской аппарат «Марлин-350», который сделал видеозапись объекта. До этого сделать подобное никому не удавалось из-за сильного течения и мутной воды (гибель произошла в районе Берингова пролива).

 

Награждение «челюскинцев» и их спасителей

Четверым эвакуаторам «челюскинцев» вручили звания героев Советского Союза: вышеупомянутому Ляпидевскому, а также летчику Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову и Николаю Каманину.

Им же присудили Ордена Ленина. Наградой также удостоили летчиков Слепнёва М. Т., Водопьянова М. В., Доронина И. В. и Петрова Л. В. Ордена Ленина также вручили обслуживающему персоналу.

Штабу спасения «челюскинцев» вручили ордена Красной Звезды, ту же награду выдали остальным членам экипажа. Орден Красного Знамени получили радисты, бортмеханики, второй пилот самолета АНТ-4, начальник станции Уэллен и его заместителю по фамилии Хворостянский, а также двое уполномоченных ОГПУ и механик рации станции мыс Северный.

Звание «Почетный чекист» получил один человек – летчик Александр Светогоров, который погиб спустя год после спасения «челюскинцев».

 

 

Итоги операции

Несмотря на гибель «Челюскина», советскому руководству удалось доказать: навигация грузовых судов на Северном морском пути возможна. Но обязательным условием на тот момент являлось наличие ледоколов, которые должны сопровождать торговые суда. На этом основании в СССР была положена новейшая в истории человечества веха – строительство ледокольного флота, который по сей день является достоянием России, как правопреемницы Советского Союза.

 

Фото: из открытых источников