Войти в почту

Печальная картина авианосного флота России. Авианосец «Варан» и его история

Большую волну дискуссий в российских и западных СМИ вызвала публикация эскизного проекта универсального морского корабля (УМК) «Варан» в материалах Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ), которое входит в состав Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Печальная картина авианосного флота России. Авианосец «Варан» и его история
© Русская Планета

Утверждается, что авианосец будет иметь высокую степень автоматизации и обладать возможностью применения робототехнических средств. На палубе «Варана» может поместиться 24 многоцелевых самолёта, шесть вертолётов и до 20 БПЛА.

Водоизмещение УМК составляет около 45 тысяч тонн, длина — около 250 метров, ширина — 65 метров, осадка — 9 метров, скорость — до 26 узлов (48,15 км/ч).

Ранее информация о «Варане» не появлялась в публичном пространстве. Каких-либо подробностей об этом проекте, кроме представленных выше характеристик, нет. Однако представленные Невским ПКБ данные вызвали неподдельный интерес в России и на Западе.

Напомним, что отечественная судостроительная промышленность с момента распада СССР не передала флоту ни одного корабля первого ранга (водоизмещением свыше 5 тысяч тонн), в том числе авианосца.

Правда, печальная картина должна несколько измениться. В июле 2020 года на керченском заводе «Залив» состоялась закладка двух универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900, получивших названия «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» водоизмещением более 20 тысяч тонн.

По сути, Россия начала строить замену французским вертолётоносцам типа «Мистраль», которые были заказаны при Анатолии Сердюкове. О сроках завершения сборки кораблей пока не сообщается, но, как показывает практика, реализация таких проектов рискует растянуться на 10-15 лет из-за нехватки отечественных комплектующих и проблем в кооперации

УДК проекта 23900 призваны усилить присутствие ВМФ России в дальней морской и океанской зонах. Однако ввод в строй данных платформ не заменит России потребность в полноценном боевом авианосце, который ориентирован на применение авиакрыла по наземным и морским целям.

Последние годы российские предприятия периодически предлагают проекты замены одряхлевшего советского тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», ремонт которого изрядно затянулся.

Ещё в 2013 году в закрытом режиме руководству страны был продемонстрирован макет многоцелевого авианосца проекта 23000 «Шторм» с атомной силовой установкой разработки Крыловского государственного научно-исследовательского центра (КГНЦ).

Позже в СМИ были опубликованы следующие характеристики платформы: водоизмещение корабля — 90-100 тысяч тонн, длина — 330 метров, ширина по ватерлинии — 40 м. На палубе «Шторма» могут размещаться около 80-90 единиц авиатехники.

В проекте отмечалось, что платформа должна получить атомную силовую установку, которая даёт практически неограниченную автономность и дальность хода. По габаритам и боевому потенциалу «Шторм» в разы превосходит «Кузнецова».

Однако судьба этого проекта по-прежнему окутана туманом. С большой вероятностью в дело вмешался финансовый фактор.

Предварительная стоимость корабля с атомным реактором, если отталкиваться от общемировой практики, в российских реалиях составит не менее 6 млрд долларов, причём без учёта затрат на авиакрыло (в США расходы изготовление одного атомного авианосца составляют 8-10 млрд долларов)

Неудивительно, что промышленность начала предлагать альтернативы сверхдорогому «Шторму». В 2019 году на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге был представлен макет авианосца проекта 11430 «Ламантин» разработки ПКБ.

Корабль вмещает до 60 летательных аппаратов, водоизмещение «Ламантина» разработчик оценил в 80-90 тысяч тонн, длину — в 350 метров, ширину — в 41 метр, осадку — в 12 м, скорость полного хода — 30 узлов (55,5 км/ч).

Концептуальный облик «Ламантина» был разработан на основе советского тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск». На судне по желанию заказчика может быть установлена как атомная, так и газотурбинная силовая установка.

Ещё более дешёвым вариантом авианосца является неатомный корабль полукатамаранного типа, представленный в том же 2019 году специалистами КГНЦ.

Платформа вмещает до 40 летательных аппаратов, водоизмещение составляет 44 тысяч тонн, длина — до 304 метров, ширина — 74 метра, высота — до 23 метров, осадка — 8 метров, скорость полного хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность — 7,5 тысяч миль (12 тысяч километров)

Теперь на суд общественности конструкторы Невского ПКБ представили «Варан» с такими же туманными перспективами реализации, как и другие концептуальные предложения по авианосцам.

Неприятную, но отрезвляющую оценку «прожектёрству» российской судостроительной промышленности дал военный обозреватель Forbes Дэвид Экс и западные эксперты. Они заявили, что с большой вероятностью «Варан», подобно другим проектам авианесущих кораблей РФ, не увидит свет и останется на бумаге.

Более того, аналитики обратили внимание на недостатки «Варана» в представленном эскизном изображении. Например, оно не даёт понимание, какую силовую установку конструкторы планируют использовать на платформе.

Между тем этот вопрос является одним из ключевых, так как России придётся вложить немало средств в создание двигателя — столь габаритных и мощных агрегатов для надводных платформ РФ не собирала с конца 1980-х годов. Для отечественной промышленности это будет очень серьёзный вызов.

Forbes считает напрасными вложения Минобороны РФ в ремонт «Кузнецова», который потребовал привлечения сотен миллионов долларов. В издании считают, что куда более целесообразно направить эти средства на закладку нового авианосца

Данный тезис является спорным, так как российские власти руководствовались необходимостью возвращения в строй «Кузнецова», что гипотетически позволяет сохранить хоть в каком-то виде авианосный флот. Другое дело, что ремонт тяжёлого крейсера изрядно затянулся, а новый проект так и не был утверждён.

Западные эксперты считают, что Кремль боится идти на риск, закладывая новый авианосец. В Москве прекрасно осознают, что судостроительная промышленность РФ не оправились от постсоветского коллапса.

С этим мнением уже сложно спорить. В условиях финансового дефицита и отсутствия системного плана развития ВМФ и отрасли в целом Россия переориентировалась на постройку на более мелких и простых надводных кораблей.

Отечественная промышленность с трудом строит фрегаты и корветы. Конечно, в нашей стране есть «специалисты», которые с пеной у рта отрицают вышеперечисленные проблемы. Но такая ситуация явно не способствует ускорению решения вопроса с закладкой нового авианосца, без которого Россия не может называть себя великой морской державой.