Николай Жуковский возглавлял первый в Европе аэродинамический институт в Кучино
Уходит тяжелейший год. Многих текущие события подавляют, и всё меньше мы находим поводов для радости, для национальной гордости. А зря! Даже иммунитет наш во многом зависит от того, насколько велик и позитивен наш коллективный опыт, насколько жива память наша! Вот 22 декабря исполнилось 100 лет, как был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Некоторые источники утверждают, что он был разработан еще до революции. Вспомнили мы об этом в «суете сует»? Или вспомнили, что в уходящем году незамеченными, к стыду нашему, прошли такие юбилеи, как 200-летие историка И.Е.Забелина, о котором было сказано, что «такие звезды светят народу раз в столетие»; 200-летие великого Павла Матвеевича Обухова, прожившего всего 49 лет, но создавшего лучшие в мире литую сталь и орудийные стволы; 300-летие друга Ломоносова, создателя русского фарфора Дм. Ив. Виноградова, который даже где похоронен – неизвестно?! Помним ли мы, что основоположником вирусологии, что по понятным причинам сегодня важно помнить, является Дм. Иосифович Ивановский, вековая годовщина со дня смерти которого прошла незамеченной? Нам вбивают комплекс «Иванов, не помнящих родства», а мы и не сопротивляемся. Вместо славных юбилеев отмечаем… Год Крысы! И ладно такие дореволюционные изобретения, как сухое молоко Осипа Гавриловича Кричевского (1804), рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича (1814), радиаторы отопления русского немца Франца Сан-Галли (1855) семиструнная гитара, тетрис, гранёный стакан или даже первый в мире ледокол Михаила Осиповича Бритнева (1864). Если забывчивость наша будет прогрессировать, мы позабудем и совершенных титанов русской мысли, подлинных гениев. Так вот, наступающий год – год столетия смерти Николая Егоровича Жуковского, о котором другой гений русской науки, академик П.Л.Капица, писал: «Перед Жуковским преклоняется весь мир за открытие основной теоремы, которая лежит в основе расчета профиля крыла аэропланов и благодаря которой стал понятен механизм подъемной силы крыла. Его теорема – это прекрасная яблоня, которую он посадил, и с неё будут срывать яблоки ещё многие века все те, кто строит аэропланы». Н.Е.Жуковский возглавлял первый в Европе аэродинамический институт в Кучино, и наш долг – подготовиться к знаменательной дате загодя. Основоположник мировой гидро- и аэродинамики Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово под Владимиром. Отец его, штабс-капитан Егор Иванович Жуковский, был высокообразованным военным инженером, строившим, кстати, «нашу» Нижегородскую железную дорогу; дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина). С 1858 года учился в гимназии, выделяясь особыми успехами в точных науках, затем на физмате Московского университета. С 1879 года был сверхштатным профессором механики. С 1885 года стал преподавать в Московском университете гидродинамику. 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». В 1894 году был избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой. Н.Е.Жуковский явился родоначальником самых основных, самых драгоценных идей, которыми до сих пор руководствуются учёные и инженеры. Он превратил самолётостроение из эмпирики в строгую научно-инженерную дисциплину. До него самолёты строили вслепую – «получится-не получится». Жуковский дал расчётный аппарат, который позволял заранее рассчитать подъёмную силу крыла, мощность мотора и скорость самолёта. «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», – эти пророческие слова были сказаны Н.Е. Жуковским в 1898 г. Именно он и дал «разум крыльям». В 1890 году Жуковский написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлёй Нестерова». Много сделал он и как учёный-гидродинамик. Ещё в 1890-е годы решил задачу о наиболее рациональной конструкции гребного винта, над которой безуспешно бились лучшие иностранные умы («Вихревая теория гребного винта»). Кроме того, он был превосходным педагогом (преподавал математику и механику в МВТУ и Московском университете) и талантливым организатором. В МВТУ им был организован Воздухоплавательный кружок – по сути, научная школа, из которой вышли будущие мировые знаменитости Б.С.Стечкин, А.Н.Туполев, Б.Н.Юрьев и др. Его стараниями была создана аэродинамическая лаборатория в МВТУ, а по его инициативе – ЦАГИ (ставший одним из крупнейших мировых научных центров) и авиатехникум (будущая Военно-воздушная академия). При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного. В его послужном списке только преподавательские должности – от учителя физики в гимназии до профессора механики в университете. Плоды же научной деятельности представлены в диссертациях, статьях и докладах, которые и принесли ему мировую славу. Похоронен Н.Е.Жуковский на кладбище Донского монастыря в Москве. Именем его названы ЦАГИ, Военно-воздушная инженерная академия и город под Москвой, где расположен ЦАГИ и где раз в два года собирается международный аэрокосмический салон. Интересно, что Николай Егорович никогда не любил летать. Лишь однажды, будучи на всемирной выставке в Париже, он поднялся на небольшую высоту на воздушном шаре, но там, наверху плохо себя почувствовал. Больше не летал никогда. Святослав Коновалов