Авиационной отраслью в России управляют бухгалтеры и экономисты

В «Аэрофлоте» закончилась эпоха Виталия Савельева. Новый генеральный директор национального перевозчика – Михаил Полубояринов. Какое отношение имеет к авиации? Самое прямое, с 2000 по 2003 г. был главным бухгалтером «Аэрофлота». Затем, до 2009-го, – замом генерального. Что тут скажешь, профессионал. Заработать побольше, потратить поменьше. А ты не лётчик... Почему-то представляется, что человек из отрасли авиаперевозок, желательно с опытом лётной работы, на этом месте смотрелся бы предпочтительнее. Во всяком случае была бы уверенность в качественной подготовке пилотского корпуса авиакомпании, уверенность, что самолёты технически исправны. Вспомните истории, когда пилоты откровенно жалуются на отсутствие практики визуальных посадок. Руководство авиакомпаний практически директивно запрещает такие «вольности», чтобы не было перерасхода топлива в том числе. Высокоавтоматизированные боинги и эрбасы в автомате выходят на посадочную глиссаду, пилотам остаётся выпустить шасси и припечатать лайнер к бетонке ВПП. Вторые пилоты часто вообще не имеют устойчивых навыков пилотирования. Капитан передаёт ему контроль над лайнером уже на эшелоне, а взлёт-посадку осуществляет сам. А что случись – пилоты виноваты! Отказы бывают и на совершенно новых и продвинутых самолётах. А что в этом понимает финансист? Он не знает, почему и как самолёты летают. И если лётный директор авиакомпании, который отвечает за подготовку экипажей, смотрит в рот генеральному директору Полубояринову, который остался в душе бухгалтером и экономит на всём, проблем не избежать. Бухгалтер, милый мой бухгалтер... Новым руководителем ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (ВАСО входит в Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» под управлением госкорпорации «Ростех») назначен Фарит Шарафеев. Как сообщает сайт предприятия, новый руководитель ВАСО имеет значительный опыт работы по управлению производственными активами в контуре ОАК. В частности, занимал должности исполняющего обязанности генерального директора и заместителя генерального директора по экономике и коммерции Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова, вице-президента по финансам, заместителя старшего вице-президента по экономике и финансам ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (сейчас «Региональные самолёты» – филиал ПАО «Корпорация «Иркут»). Фарит Шарафеев также работал в авиакосмической отрасли, был заместителем генерального директора по стратегическим преобразованиям ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Занимал руководящие должности на других промышленных предприятиях. Про него источник в отрасли сказал категорично: «Опять не технарь! Опять горе-экономист! Летун, по два года на каждом месте. Производства не знает. Это не Саликов. Так что ждём следующей замены. Ульяновскому «Авиастар-СП» повезло больше – там технарь!» Прочувствуйте разницу, для справки: Вячеслав Саликов в 1963 г. поступил в Воронежский авиационный техникум им. В.П. Чкалова. По окончании техникума с 1967 по 1968 г. работал слесарем-сборщиком летательных аппаратов на Воронежском авиационном заводе. Без отрыва от производства в 1978 г. окончил Воронежский политехнический институт. С 1984 по 1986 г. являлся секретарём парткома завода. С 1986 по 1998 г. работал главным инженером. В июне 1998 г. советом директоров ОАО «ВАСО» был назначен генеральным директором воронежского самолётостроительного предприятия. Погиб в автокатастрофе в 2008-м. К слову, вертолётостроением в России рулит тоже бухгалтер, Андрей Богинский. Про скоростные вертолёты «Камова» уже не вспоминаем. На границе тучи ходят хмуро Ещё несколько странных назначенцев на ключевых постах в авиапроме. Равиль Хакимов, президент публичного акционерного общества «Корпорация «Иркут». Параллельно занимал пост президента акционерного общества «Гражданские самолёты Сухого». Великолепная биография. Родился 31 августа 1978 года. В 2001 г. окончил Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Позднее получил дополнительное образование в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по специальности «юриспруденция». Имеет степень MBA. Трудовую деятельность Хакимов начал в 2004 г. в обществе с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» на должности заместителя директора. В 2007 г. назначен на пост советника министра в Министерстве имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области. Затем являлся начальником «Амурупрадор». И т.д. Начиная с 2010 г. работал в акционерном обществе «Крэт». Прошёл путь от начальника отдела ВТС до заместителя генерального директора по стратегическому планированию и обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. С 2018 г. возглавлял департамент авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. На основании решения совета директоров 8 апреля 2019 г. Равиль Хакимов назначен на пост президента публичного акционерного общества «Корпорация «Иркут». Сейчас, по данным РБК, в процессе увольнения. Этот пограничник руководил предприятием, которое отвечает за создание и выпуск лайнеров нового поколения МС-21. Ещё один авиастроитель Ронис Шарипов, новый генеральный директор ПАО «Туполев». Депутат Государственного совета Республики Татарстан четвёртого созыва, кандидат экономических наук. Является профессором Академии военных наук. В 1990 г. окончил юридический факультет Казанского государственного университета имени Ленина. По окончании вуза на протяжении пяти лет работал в прокуратуре, где занимал должности следователя и надзирающего прокурора. С 1999 г. трудился начальником управления комитета и заместителем председателя комитета Республики Татарстан по делам несостоятельности и финансового оздоровления. В 2000 г. назначен заместителем главы администрации Пестречинского района республики. В 2001 г. у Шарипова началась карьера в промышленности – он занял пост первого заместителя генерального директора – коммерческого директора, а позднее – генерального директора открытого акционерного общества «Казанский оптико-механический завод». И так дошёл до всемирно известной фирмы «Туполев». Правда, на прежних местах работы о нём говорят только хорошее. Прокурорская сущность вникать в детали выручает? Русские и китайцы – братья навек Очень долго запрягаем. Без желания добиться результата, что ли... Годами свысока смотрели на китайское авиационное двигателестроение, говорили об отсутствии там школы проектирования, школы создания материалов. И дождались – в Сети появились фотографии полётов транспортного Xian Y-20B с четырьмя двухконтурными двигателями WS-20 китайского производства. Это первый китайский тяжёлый военно-транспортный самолёт, во многом срисованный с нашего Ил-76 – китайцы, как известно, в копировании достигли заоблачных высот. До сегодняшнего дня все Y-20, стоящие на вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая, оснащались российскими двигателями Д‑30КП-2. В январе 2020 г. стало известно что за период 2009–2020 гг. Китай приобрёл 463 двигателя Д-30КП-2. Надо отметить, что они этот двигатель тоже скопировали, его китайский клон называется WS-18. Сейчас можно сделать вывод, что эту нишу рыбинский «Сатурн» потерял. Предложить Китаю что-то суперсовременное, что скопировать или сделать они не смогут ещё десятки лет, мы не можем. Пермский ПД-14 уже есть, но только встаёт на крыло. ПД-35, в классе тяги от 35 до 40 тонн, и ПД-8, с тягой 7–10 тонн есть пока только на бумаге. Более того, пермяки уверяют, что смогут сделать двигатели большей, чем у ПД-14, и соответственно, меньшей мощности путём «масштабирования» этого самого ПД-14. Специалисты-двигателестроители утверждают – это невозможно. Тут быть категоричным трудно, будущее покажет. Плохо, что за провальные решения и деятельность без достижения искомого результата, на которую тратятся десятки и сотни бюджетных миллиардов, у нас даже под суд не отдают. И это тоже кадровая проблема – «пул» лиц, который принимает судьбоносные решения, состоит из людей без базового опыта работы на производстве. Смею напомнить – в Министерство авиационной промышленности СССР (МАП) вытаскивали из конструкторских бюро и с производств лучших. А сегодня департамент авиационной промышленности Минпромторга России возглавляет Анна Панина, специалист в области финансов. Как она будет принимать решения, что производить надо, а что не стоит, – не ясно. Может быть, её министр Денис Мантуров консультирует? Но Денис Мантуров тоже не специалист в промышленности, авиационной в частности. Ну нет у него базовых данных, за кульманом не стоял, гайки не крутил. В торговле, возможно, он и спец. Но как социолог взошёл на этот пост – уму непостижимо. Пишут, в частности газета «Новая версия», тут основная заслуга тестя. Евгений Кисель, бывший генеральный представитель «Аэрофлота» в Индии, двинул зятя-социолога в авиацию. И вот результат – небо России сейчас уверенно бороздят боинги и эрбасы. Деньги в отрасль закачивались, а на выходе кроме «Суперджета» с ворохом проблем в эксплуатации – пшик. Но тут можно всё свалить на музыкального продюсера. В очередной раз напоминаем – президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь больше прославился на этом поприще. При таких вперёдсмотрящих странно, что у нас ещё что-то летает.

Авиационной отраслью в России управляют бухгалтеры и экономисты
© Аргументы Недели