Как летчику удалось угнать истребитель? История Виктора Беленко
Больше важного и интересного на нашем YouTube-канале!
Эта история шокировала не только опытных пилотов, но и всех жителей Советского Союза. Казалось, что угнать боевой самолет прямо с аэродрома нереально. Но Виктор Беленко доказал обратное. Что заставило летчика пойти на такой отчаянный поступок?
Главный герой
Виктор Беленко — с виду обычный парень, который в детстве особо не отличался от сверстников. Он родился в Нальчике Кабардино-Балкарской АССР в 1947 году. Воспитывался Виктор в неполной семье. За мальчиком частенько присматривали родственники. Несмотря на проблемы в семье, Виктор окончил школу с серебряной медалью и продолжил обучение в вечерней. В 1967 году он поступил по направлению в Армавирское авиационное училище. После окончания учебного заведения в 1971 году Беленко попал по распределению в Ставрополь, где стал летчиком-инструктором.
Беленко отлично выполнял свои обязанности, но мечтал попасть в боевой полк. Через четыре года службы он попросил, чтобы его перевели на Дальний Восток. Командованию идея летчика-инструктора не понравилась. Между летчиком и руководством все чаще стали возникать конфликты. Дело даже дошло до того, что Беленко заявил о подаче рапорта об увольнении из-за нежелания служить рядом с командирами, злоупотребляющими спиртными напитками. Только после этого руководство все же одобрило просьбу Виктора и направило его в 530-й истребительный авиационный полк, где он получил должность старший летчик и стал летать на МиГ-25П.
Читайте также: Предатель, псевдоисторик, ревизионист. За что не любят Виктора Суворова?
С чистого лица
После перевода на Дальний Восток Беленко немного успокоился, прекратил конфликтовать с начальством и начал зарабатывать авторитет на новом месте работы. Постепенно он стал продвигаться по служебной лестнице. Вскоре Виктор получил должность исполняющего обязанности начштаба эскадрильи, а по партийной линии — стал заместителем секретаря партбюро. Но даже это не удовлетворило амбиции летчика. Недовольство нарастало. К тому же, в январе 1976 года у Беленко истек срок выслуги лет в звании «старший лейтенант». Он надеялся получить «капитанское», но из-за медлительности командования остался без нового звания. Виктор Иванович на это обиделся уж очень сильно. Он так и не смог простить советскому руководству то, что его работа в авиации не была должным образом оценена.
Усугубляло ситуацию и то, что Беленко замечал всю ложь советской пропаганды. Его жутко раздражало, что по радио и телевизору постоянно рассказывали о «загнивающем Западе» и о развале США. Но если в Америке все было так плохо, как они смогли отправить на Луну и вернуть обратно своих космонавтов? Почему большинство нобелевских лауреатов из США? Ответы на все эти вопросы советский летчик не мог для себя найти.
Отчаянный поступок
Виктора Ивановича постоянно терзали сомнения. Его психологическое состояние ухудшалось. По словам сослуживцев, он все время был взвинчен, ругался с руководством и нарушал порядки системы. Все это привело к тому, что летчик решился на отчаянный поступок — похитить новенький истребитель. К роковому дню Виктор готовился месяц, но перед угоном чуть было не спалился. Он собрал все необходимые документы и заправил полные баки вместо необходимой половины, заявив, что хочет дольше полетать. При этом летчик был сильно бледным, на шее у него появились красные пятна. Он не смог сам даже прикрепить к шлему фишку радиостанции. Глядя на все это, коллеги тревогу не забили.
6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко поднялся в небо на МиГ-25П и вскоре исчез с радаров. Советская сторона тут же заволновалась. Первая версия — разбился. Но как? Самолет ведь новый. В тот же день японское радио сообщило о посадке советского самолета в городе Хакодате, что находится на острове Хоккайдо.
Читайте также: Владимир Половчак. История самого юного советского перебежчика
Звание предателя
В СССР Беленко тут же назвали предателем. Власти настаивали на немедленном возвращении летчика и истребителя на Родину. Но японцы не спешили с возвратом. Они сначала изучили чудо техники, а потом уже вернули самолет частями, сложенными в коробки. Летчик отказался возвращаться из-за обиды на свое на командование, которое не присвоило ему капитанское звание, и попросил политического убежища в США. Тем более дома после содеянного ему грозила смертная казнь. Поступок Беленко стоил СССР 2 млрд рублей. Конструкторам пришлось перекраивать все шифры в истребителях и другие детали. После переделки на всех самолетах появилась особая кнопка, разрешающая огонь по своим. Назвали ее в честь Беленко.
Сам же предатель, несмотря на слезы и уговоры жены, остался жить в США. Сначала Виктор Иванович преподавал в военных академиях тактику ведения воздушного боя. Затем он стал вести лекции об обычаях и традициях Советского Союза. В Америке Беленко снова женился, хотя с экс-супругой не разводился. За годы брака у него в семье родилось трое детей. Казалось, что жизнь наладилась, но советский летчик вдруг подал на развод, оставил жене все нажитое имущество и исчез из поля зрения прессы.
Читайте также: Патоличев и Устинов. За что им одиннадцать раз вручили Орден Ленина?
Больше интересных статей в нашем Telegram! Подпишись, чтобы ничего не пропустить!