После трагедии Курска флот получил новые средства поиска и спасения

После трагедии Курска флот получил новые средства поиска и спасения

Двадцать лет назад, 18 октября 2000 года, в Баренцевом море началась операция по подъему тел моряков атомной подлодки «Курск», затонувшей 12 августа того же года. Электронное издание «Армейский стандарт» рассказало о работе интернациональной команды, участвовавшей в операции, и о том, как изменилось за 20 лет поисково-спасательное обеспечение ВМФ России.

Фото: Кадр из видео

К работам по подъему «Курска» привлекли судно-платформу Regalia американской компании Halliburton. Водолазы судна должны были вырезать технологические отверстия в отсеках подлодки и обеспечивать спуски и подъемы в водолазном колоколе российских водолазов.

Наиболее трудную часть работ выполнила российская команда из одиннадцати водолазов-глубоководников. Они входили через технологические отверстия в затопленную подлодку и поднимали тела погибших моряков.

Как пишет издание, в первые годы после катастрофы в ВМФ предприняли шаги к латанию дыр в поисково-спасательных службах флотов и флотилий. Были закуплены импортное водолазное оборудование, необитаемые подводные аппараты, нормобарические скафандры и другая техника, предназначенная для поиска и обследования подводных объектов, находящихся на грунте.

Более системный характер работа по оснащению флота современными средствами поиска и спасения началась после 2013 года, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу утвердил Концепцию развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года.

К тому времени более 70% судов и катеров выслужили установленные сроки службы, а более 50% — эксплуатировались с продленными сроками междокового периода обслуживания.

В 2014–2015 годах были построены 4 спасательных судна, в том числе головное в проекте 21300 «Дельфин» судно океанского класса «Игорь Белоусов».

На нем имеется глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 с жилыми, санитарно-бытовыми и приемно-выходными барокамерами. В составе комплекса, например, глубоководный аппарат проекта 18271 «Бестер-1» с рабочей глубиной погружения 720 метров, водолазный колокол, рассчитанный на глубину погружения до 450 метров, а также необитаемый телеуправляемый подводный аппарат «Seaeye Tiger» с рабочей глубиной до 1000 метров.

Комплекс обеспечивает работу 12 водолазов, сменами по три человека, на глубинах до 450 метров по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией. Он также оснащен оборудованием для реабилитации 60 подводников, эвакуированных с аварийной подлодки.

Именно такой техники не хватало североморцам 12 августа 2000 года, чтобы спасти из 9-го отсека остававшихся в живых в течение суток моряков «Курска», пишет издание.

Подъем затонувшей подлодки “Курск”

Фото: Кадр из видео

Всего с 2013 по 2019 год в состав поисково-спасательных сил ВМФ принято 46 новых судов и катеров. В частности, 33 многофункциональных спасательных судна пунктов базирования, построенных по проектам 23370 и 23040, 11 многофункциональных спасательных судов ближней морской зоны проектов 745мбс, 22870 и 02980 (два судна последних двух проектов — это спасательные буксиры нового поколения), спасательное судно подводных лодок проекта 21300 и спасательный глубоководный аппарат проекта 18271.

ВМФ ожидает от промышленности до конца 2020 года сдачу ещё двух многофункциональных спасательных судов пунктов базирования.

Идет капремонт и модернизация старых судов и спасательных аппаратов. В 2020 году прошли глубокую модернизацию и ремонт 4 поисково-спасательных аппарата «Приз».

Увеличилось количество учений поисково-спасательных сил. В августе 2017 года в северо-западной части Норвежского моря глубоководный аппарат АС-34 погрузился на рекордную глубину – 1005 метров.

Сегодня ВМФ России по статистическому расчету количества спасательных судов и катеров на одну подводную лодку опережает военно-морские силы многих стран мира. Но главное все же не число, а умение грамотно эксплуатировать и пользоваться средствами спасения в экстремальной ситуации.

В планах – разработка нового спасательного судна дальней морской зоны. Спасатель сможет плавать во льдах толщиной свыше 80 см. Еще одна особенность – наличие шахтного спасательного колокола.

Источник