100 лет отечественному танкостроению

Век танкостроения В современных армиях мира, танки – являются основной ударной силой уничтожения, а также поддержкой в наступлении сухопутных частей и соединений. Имея многослойную крепкую броню, мощнейшее вооружение, современные комплексы активной и динамической защиты, системы управления огнём, высокоточные боеприпасы, а также боевые отделения с разветвлённой внутренней и внешней системой связи. Всё это, установленное на современных подвижных шасси с мощным двигателем, делает танк поистине внушительной боевой единицей на поле боя. Современные отечественные танки во всём мире признаны одними из самых лучших и эффективных, а наша страна является одной из ведущих стран мира, где не только производят бронетанковую технику, но и уже на протяжении целого столетия, ведётся проектирование и создание новых образцов техники. А начиналось всё ровно сто лет назад, когда 31 августа 1920 года из ворот завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде на испытательный заезд выехал первый построенный отечественный танк французского происхождения с собственным именем «Борец за Свободу Товарищ Ленин». Танки, как явление войны В целом, танки являлись ноу-хау Первой мировой войны, так как линия фронта стала неподвижной ввиду позиционный войны, когда оружие оборонительное стало превалировать над атакующим. Для изменения характера войны англичанами были разработаны новые тактики и новый вид техники – танк. Впервые англичане применили их во Франции 15 сентября 1916 года в боях на реке Сомме. Страны-участницы войны по обе стороны фронтов, и на западе, и в России усмотрели у танков огромный потенциал и большое будущее. Буквально во всех державах начался танковый бум. Свои танки после англичан стали создавать французы, как итог появились танки типа «Шнайдер», «Сен-Шамон» и «РеноФТ», в Германии были созданы танки «A7V». В годы Первой мировой войны Российская империя не имела своего производства, а заказанные у Франции танки «РеноФТ» до конца существования монархии в нашу страну так и не прибыли. Иностранная интервенция, танки в России Однако французские танки в нашу страну всё же попали, правда зимой 1918 года, но уже вместе с иностранными контингентами вчерашних союзников по Антанте, а «сегодня» в лице сил интервенции, которые уже в ходе начавшейся Гражданской войны принимали участие в боях. На Украине – французы, в Крыму действовали в основном англичане, равно как и на севере в Архангельске, а во Владивостоке на другом конце раздираемой противоречиями страны высадились американцы и японцы. Все страны имели в своих частях артиллерию и авиацию, но особенно рьяно применяли свои танки англичане на севере и французы на юге, именно с французскими танками и связано начало отечественного танкостроения. Радушный приём французским танкистам В ходе боевых действий на Украине в Одессу в декабре 1918 года прибыли два десятка французских танков «РеноФТ», которые были сведены в 303-й штурмовой артиллерийский полк. Свой первый бой они приняли в марте 1919 года против частей 2-й бригады Заднепровской дивизии Красной Армии на Украине. В ходе ожесточённых боевых действий 19 марта во время французского отступления бойцам 15-го стрелкового полка удалось захватить несколько в разной степени целости танков «РеноФТ». После боёв было принято решение отправить один из них в Москву, как подарок Владимиру Ленину и для участия в первомайской демонстрации. Правда танк, как оказалось был повреждённым и не на ходу. Вместо него по брусчатке Красной площади проехал другой танк «РеноФТ». Именно тогда и было принято решение правительства молодой советской страны о том, что для Красной Армии крайне необходимо наладить производство танков для своих нужд, изучив при этом передовые зарубежные аналоги или построить на основе их образцов свои танки. Прообраз современных танков Если взглянуть на конструкции первых танков разных государств, которые с переменным успехом стремились создать свои образцы, то они, по сути, не имеют между собой ничего общего. С другой стороны, взглянув на современные танки, так или иначе, можно подметить общие черты и классическую компоновку. Дело в том, что у всех танков, которые строились до 1917 года, пока не был принят на вооружение французский танк «РеноФТ» – не было того, что уже после Первой мировой войны стало отличительной чертой танков – башни с установленной туда либо пушкой, либо пулемётом, вращающемся на 360 градусов. С появлением этого танка появилась и классическая их компоновка, где спереди находится рабочее место механика-водителя, за ним следует боевое отделение танка, которое сверху венчает башня с вооружением и экипажем, а далее располагается моторно-трансмиссионное отделение. Создателем танка данной концепции, которую впоследствии переняли все танкостроители мира вплоть до конца 1960-х годов, стал прославленный французский конструктор автомобилей и основатель концерна «Рено» Луи Рено и его проектировщик Родольф Эрнст-Мецмаир. Русское танкостроение с французскими корнями В связи с тем, что танки были очень необходимы в условиях Гражданской войны, поскольку у войск интервентов и Белой армии танки были. Красная Армия могла выставить против них, лишь не значительное число бронеавтомобилей. В связи с этим, выпуск танков, которые будут направлены в войска, было решено наладить на нижегородском Сормовском заводе, где на тот момент производились бронепоезда. Туда осенью 1919 года был отправлен повреждённый французский танк «РеноФТ». Постановлением Совета военной промышленности было принято решении о постройке сначала 10 единиц, а позже к ним ещё прибавилось пять. В течении года Сормовчане создавали подробную техническую документацию. В виду отсутствия трансмиссии и двигателя заводчане искали пути решения и поиска компромисса отсутствия запчастей, а также установки вооружения. В конце концов 31 августа 1920 года из заводских ворот на испытательный пробег выехал танк, квалифицируемый, как «Рено-русский», с собственным именем «Борец за Свободу Товарищ Ленин». С этого момента и берёт своё начало отечественное танкостроение. Позже, в течение года были построены ещё 14 боевых машин схожей конструкции, которые носили собственное имя в духе того времени. На вооружении они пробыли вплоть до 1931-го года и, хотя они и не приняли участие в боевых действиях Гражданской войны, они стали костяком бронетанковых войск Советского Союза вместе с оригинальными трофейными французскими образцами, а также итальянскими, похожими как две капли воды. Только советский «Рено-русский» отличался от своего прародителя более большим объёмом моторного отсека и впервые спаренным пушечно-пулемётным вооружением в мире и башней. Первый массовый советский танк В 1924 году в структуре Главного управления военной промышленности СССР было образовано танковое бюро, главной задачей которого стало разработка требований для новых перспективных образцов техники на основе полученного опыта в создании и ремонте зарубежных образцов, включая танк «Рено-русский», находящихся на вооружении Красной Армии в то время. Данное бюро в том же году сформулировала и представила новые требования к создаваемым танкам. Одним из активных и успешных коллективов танкового бюро под руководством которого создавались первые опытные танки 1920-х годов стал коллектив ведущего конструктора Сергея Шукалова. Летом 1924 года была начата работа по проектированию, созданию и испытанию лёгкого танка сопровождения и поддержки пехоты в бою. После всех опытно-конструкторских работ 6 июля 1927 года на вооружение Красной Армии был принят малый танк сопровождения «МС-1» или Т-18. Он стал самым массовым не только в СССР танком, но и самым массовым в мире. Всего, включая опытные предсерийные образцы МС-1 и его модификации, с лета 1927 года по весну 1932 года было построено 962 единицы. А что внутри Танк «МС-1» имел классическую компоновку, где отделение управления танком и боевое отделение находятся в лобовой и средней части танка, а в кормовой расположено моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из двух человек – механика-водителя и командира, также выполнявшего функции стрелка. Бронезащита танка была противопульная и защищала его от пуль калибра 7, 62 мм и 9 мм. Для повышения проходимости и устойчивости танка при преодолении рвов и траншей танк был оборудован так называемым «хвостом», крепление которого осуществлялось с помощью шарниров перед атакой. Основу огневой мощи танка изначально составляла 37-мм пушка фирмы «Гочкис», установленная в башню шестигранной формы, вместе с ней монтировалась шаровая установка с пулемётами Фёдорова. Позднее при модернизировании вооружение танка было заменено пушкой ПС-1/2 того же калибра, совмещённой с пулемётом ДТ. Узнаваемой и отличительной чертой танков МС-1(Т-18) являлось наличие командирской наблюдательной башенки с амбразурами, которая сверху имела защитный колпак сферической формы, одновременно являющийся люком для командира. Приводил в движение боевую машину 4-х цилиндровый рядный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, мощностью 35 л.с., после доработки и модернизации мощность довели до 40 л.с. Судьба первого серийного танка отечественной разработки МС-1 В 30-х годах прошлого столетия до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн происходил настоящий бум не только в авиации, когда гнались за скоростью, маневренностью и высотой полёта, но и настоящий бум развития бронетехники. Инженеры ведущих Европейских государств старались сделать свои танки быстрее, манёвреннее, более защищёнными, вооружение более смертоноснее, броню более прочную. Повсеместно внедрялись высококачественные средства наблюдения и средства связи. МС-1 не смотря, на то, что начал поступать в войска с 1927 года, уже к 1932-года морально и материально устарел. Ему на смену в СССР начали приходить новые танки Т-26 и БТ, позже появились средние танки Т-28 и Т-34, а далее тяжёлые Т-35 и КВ. Эпоха таких танков, как МС-1 (Т-18) подошла к концу. Их изымали из частей и заменяли новыми. Оставшиеся танки отправляли в учебные подразделения, использовали в качестве броневых и долговременных огневых точек на границе, вкапывая без двигателя и ходовой части по башню их в землю. Наибольшее количество оставшихся танков, порядка 400 использовали в Ленинградском военном округе и на западной границе СССР, где им заменили вооружение на более мощное. Некоторое количество танков с демонтированным вооружением использовали в сельском хозяйстве, как тракторы. Небольшое количество этих танков ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии и в начале Великой Отечественной войны, правда использовались крайне в ограниченном количестве, технические характеристики уступали танкам противника. Последний из известных фактов участия в боях на советско-германском фронте танков МС-1 относится к периоду Битвы за Москву. В составе подразделений 150-й танковой бригады осе­нью 1941 года использовалось 9 танков этого типа и ещё несколько в качестве дотов на можайском направлении. Танкостроители в годы войны Неоценим вклад в общую победу в Великой Отечественной войне инженеров и конструкторов, механиков и слесарей трудящихся на танковых предприятиях в годы войны. В две, а то и три смены они производили десятки танков в сутки, которые отправлялись на фронт громить врага. Всего за годы войны танкостроителями были разработаны и изготовлены десятками тысяч лёгкие танки Т-60, Т-70 и Т-80, средние Т-34 и его модификации, а также тяжёлые танки КВ-1, КВ-1с, ИС-1, ИС-2 и ИС-3. Танки Т-34 и ИС-2 стали одними из главных символов победы Красной Армии над врагом и освобождения не только нашей страны от врага, но и всего мира. А имена конструкторов Михаила Кошкина, Жозефа Котина, Николая Астрова, Александра Морозова, Льва Горлицкого известны на весь мир. Артефакты Музея Победы В составе экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы под открытым небом представлена широкая экспозиция бронетанкового вооружения стран участниц Великой Отечественной и Второй мировых войн. В частности, полностью представлен весь парк советских бронетанковых войск от танкеток конца 20-х годов прошлого столетия и заканчивая такими тяжеловесами, как Ис-3. К сожалению первых советских таков «Рено-русский» до наших дней не сохранилось, но остались образцы первого серийного танка, разработанного Сергеем Шукаловым МС-1 (Т-18). Один из них находится в составе открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы в виде броневой огневой точки. Корпус легкого танка МС-1 без ходовой части, двигателя и вооружения был пере­дан в дар Музею Победы Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 года. Сотрудники правоохранительных органов ранее в декабре 1997 года пресекли попытку вывоза корпуса танка за рубеж под видом металлолома. Совместно со специалистами Министерства обороны России, музейщики отреставрировали корпус и башню танка, а также установили 45-мм танковую пушку образца 1932 года. В декабре того же 1999 года танк занял своё почётное место в составе экспозиции. Особое место в составе экспозиции занимают танки Т-34. Один из них, танк Т-34-76 изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана», в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнем и гусеницами уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены 2 противотанковые гранаты, от взрыва одной из них гусеница танка разорвалась. Машину по инерции занесло и она затонула в озере Жарки. Экипаж успел покинуть боевое отделение. В октябре 1998 года танк был поднят с девятиметровой глубины озера и 29 апреля 1999 года был передан в дар музею администрацией Новосокольнического района и поисковиками. Также на экспозиции есть и другой танк Т-34-76, изготовленный во второй половине 1942 года заводом № 183, эвакуированном из Харькова в Нижний Тагил с усовершенствованной башней типа «гайка». Он принимал участие в боевых действиях в Великолукском районе Псковской области. 13 декабря 1942 года танки Т-34-76 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от деревни Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк провалился под лед, экипажу тоже удалось спастись. На борту «тридцатьчетвёрки», извлеченного из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры» сохранились надписи «Доватор» и «За знамя ГКО». Эта боевая машина была отреставрирована и заняла своё достойное место в составе экспозиции Музея Победы в 2001 году. Ещё один из танков этого типа установлен на постаменте у входа в дирекцию Музея Победы. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею в ноябре 1998 года, а шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году. И, конечно же, музей имеет в своей коллекции и выпускающуюся с зимы 1944 года последнюю серийную модификацию танка – Т-34-85. Эта боевая машина изготовлена заводом № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1945 году, на том же заводе, где начиналось всё отечественное танкостроение летом 1920 года. ам_пс