Рокот космодрома грозит Приморью. Вице-премьер сделал заявление
Плавучий космодром «Морской старт», простаивающий в настоящее время у причальных стен «Славянского СРЗ», восстановят за счет госбюджета и частично коммерческих траншей. По предварительной оценке, необходимая сумма для запуска космодрома составит не менее 35 млрд руб., заявил вице-премьер Юрий Борисов. «Моим распоряжением создана экспертная комиссия, которая состоит из многих рабочих групп, которые отвечают за возможность восстановления «Морского старта». Туда входят все специалисты разного калибра и они должны предоставить отчет в ближайшее время», - сказал Борисов. «Морской старт» был транспортирован из американского порта Лонг-Бич на Славянский судоремонтный завод в марте текущего года. Но перед отправкой плавучего космодрома США сняли оборудование с командного судна и плавучей платформы. «Но это в основном оборудование, которое обеспечивает позиционирование. Мы это можем заменить на глонассовские технологии. Главное, обеспечить пусковую систему, то есть загрузку ракеты, выставление ракеты, заправку ракеты в автоматическом режиме», - обосновал вице-премьер. Всем этим, по его словам, будет заниматься специализированный оператор, учредителем которого могут выступить как государственные «Роскосмос» и «Росатом», так и S7, которому, собственно, и принадлежит «Морской старт». Пока непонятно, с каких ракет будут осуществляться запуски с космодрома. Еще в апреле «Роскосмос» поручил АО «Главкосмос пусковые услуги» (оператор пусковых услуг) провести «маркетинговый анализ» услуг по запуску ракет с использованием «Морского старта». Также оператор должен «оценить конкурентоспособность комплекса в сравнении с космическим ракетным комплексом «Союз-5» на космодромах Байконур и Восточный». Кроме того, «Роскосмос» поручил ракетно-космическому центру «Прогресс» (он производит ракеты) оценить стоимость разработки ракеты «Союз-7» для пусков с «Морского старта», определить цену ее серийного производства и траты на подготовку к пуску. По словам Юрия Борисова, для коммерческого успеха «Морского старта» с космодрома в год необходимо запускать минимум пять ракет. При этом часть пусков должна выполняться по госпрограммам, часть – по коммерческим, желательно, отметил вице-премьер, в процентном соотношении пятьдесят на пятьдесят. При этом он уточнил, что пуски с плавучего космодрома могут быть не только для российских заказчиков. «Мы открыты для зарубежных заказчиков», - сказал зампред правительства. О космодроме «Морской старт» В создании плавучего ракетно-космического комплекса «Морской старт» были задействованы американский Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner, украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Эти предприятия стали учредителями проекта «Морской старт» (Sea Launch), который был официально запущен в 1995 г. В 1998 г. завершилось строительство специального базового порта в калифорнийском Лонг-Бич, передвижной стартовой платформы Odyssey и сборочно-командного судна Sea Launch Commander. До 2014 г. по программе «Морской старт» было совершено более 30 успешных запусков космических аппаратов (в том числе и тяжелых), более 150 тыс. килограммов полезного груза было отправлено на орбиту. В 2014 г. пусковая деятельность была приостановлена. В 2016 г. владельцем комплекса стала группа компаний S7. В этом году S7 создала в Приморье компанию ООО «Космический центр «Морской старт», которая будет заниматься обслуживанием одноименного плавучего космодрома. По информации Минвостокразвития, компания была включена в число резидентов свободного порта Владивосток. Обладателем 100% акций ООО «Космический центр «Морской старт» стала авиакомпания «Сибирь», входящая в группу S7. В апреле основной владелец, председатель совета директоров S7 Group Владислав Филев заявил, что проект реализации в свободном порту Владивостока плавучего космодрома «Космический центр «Морской старт» заморожен. «Мы доставили комплекс во Владивосток, доставили командное судно и стартовую платформу. Сегодня у нас нет возможности чем-то заниматься, поэтому мы программу пока заморозили до лучших времен. Правда, когда мы согласовывали перевозку комплекса в Россию, мне говорили, что условия по размещению будут не хуже, чем в Америке… Не случилось: с финансовой точки зрения хуже вдвое. А платить приходится за портовую инфраструктуру и за стоянку», – посетовал тогда Филев. Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram