“Русские нарушают Конвенцию Монтре”: США требуют от Турции не пускать наши подлодки через Босфор
Адмирал Джеймс Фогго, командующий Военно-Морскими Силами США в Европе и Африке, 25 июня обрушился с резкой критикой на Россию. Он обвинил Москву в спекуляции режимами Черноморских проливов, которые закреплены в 1936 году в специальном договоре, получившем название в честь Монтре (Швейцария), где и закрепился статус Босфора и Дарданеллы. Напомним, Турция еще до 2-й Мировой получила суверенитет над проливами и обязалась чтить международное морское право. Кроме того, в Конвенции оговариваются разные права для ВМФ черноморских и нечерноморских государств. Первым разрешается проводить через Босфор любые военные корабли, а вторым - тоже, но общим тоннажем, не превышающим 30 тысяч тонн водоизмещения, и на срок не более 21 суток. Тем не менее, Анкара может и приостановить Конвенцию Монтре, если окажется под угрозой войны с одной из “Высоких Договаривающихся Сторон”. Похоже, командующий Военно-Морскими Силами США в Европе и Африке призывает Эрдогана воспользоваться этим правом в отношении наших ПЛ. "Русские развертывают (в Средиземноморье) современные тихие дизельные подводные лодки (ДЭПЛ), способные запускать крылатую ракету “Калибр”, - пожаловался адмирал. - Речь идет о ПЛ класса "Кило", приплывших туда через Босфор”. Чтобы был понятен весь ужас ситуации, Фогго попытался нагнать страха на жителей Евросоюза и Черного Континента. Он сказал буквально следующее: “Подводная лодка класса “Кило” может зайти в любую точку европейских вод и поразить из-под воды любой европейский или североафриканский Капитолий. Вы же не видите, что происходит. Через Босфор прошла субмарина “Ростов-на-Дону””. Короче, Джеймс Фогго делает смелое предположение, что командир подводной лодки “Ростов-на-Дону”, капитан 3 ранга Александр Александров, оказавшись в Средиземном море, по причине природной свирепости обязательно отдаст команду пальнуть “Калибром” по Парижу или Каиру, а то вообще - по Анкаре. В этот момент на его лютом лице появится страшная усмешка голливудского актера Рона Перлмана, играющего русского злодея Константина Каналья. Если учесть, что подлодка названа в честь столицы донского края, известной еще, как Ростов-папа (то есть носит статус гангстерского города № 1 в России), то других вариантов просто нет. И все потому, что наивные турки доверяют русским. Отсюда и фраза: “Вы же не видите, что происходит. Через Босфор прошла субмарина "Ростов-на-Дону”. О, какой ужас!!!” Между тем, пресс-служба Минобороны РФ сообщила: “Подводная лодка "Ростов-на-Дону" движется с черноморского побережья на северо-запад России для проведения планового текущего ремонта”. ПЛ “переходит проливные зоны наряду с надводными кораблями и судами обеспечения. Мероприятия проходят в строгом соответствии с международным правом”. Казалось бы, с чего бы американцам шумиху устраивать. Объяснение дает американский специалист подводных сил специальных операций H.I.Sutton, который расценивает слова Джеймса Фогго, как явный призыв руководства США к Эрдогану “наказать русских за нарушение Конвенции Монтре”. По словам H.I.Sutton, согласно соглашению 1936 года, подводным лодкам запрещается проходить через пролив Босфор, кроме случаев доставки новых ПЛ в Черное море и выхода уже действующих на ремонт. Имеются в виду ВМФ черноморских государств. Но если вспомнить период Холодной войны между СССР и США, то советская средиземноморская эскадра, действующая с июля 1967-го на постоянной основе, была одной из самых мощных. Причем, в ее составе постоянно присутствовали наши подлодки, несмотря на то, что Анкара тогда ни под каким предлогом не пускала краснознаменные субмарины через Босфор. Однако дело не только в принципиальности прежних турецких властей, а в том, что в СССР в этом не было критической необходимости. Так, самые массовые советские средние ДЭПЛ проекта 613 изготавливались и ремонтировались для нужд ЧМФ СССР в Николаеве на заводе № 444 «им. Носенко» (ныне Украина). Кроме того, субмарины, построенные на нечерноморских верфях переводились по внутренним водным путям, например "Б-109", построенная в Ленинграде на заводе "Судомех" (№ 196). С тех пор в этом плане многое, что изменилось. Москва, само собой, на законных правах пользуется правом черноморского государства, прописанного в Конвенции Монтре. Однако наличие в Средиземноморье российских дизель-электрических подлодок проекта 636.3 ("Варшавянка"), или по натовской классификации ПЛ класса “Кило” нарушает бесспорный для НАТО баланс сил в этом регионе. Вот и ищут янки лазейки насолить России, подначивая Турцию. Поскольку отношения с Украиной не сложились из-за откровенно бандеровского курса “незалежной”, ДЭПЛ регулярно плавают на ремонт через Босфор. Адмирал Джеймс Фогго строит свои обвинения на том, что та жа ПЛ “Ростов-на-Дону” по пути на базу ЧМФ РФ запустила “Калибры” по террористам в Сирии. Затем отстрелялась крылатыми ракетами субмарина “Краснодар” тоже по бандформированиям террористов. Америка обвиняет Россию в том, что новые ДЭПЛ для ЧМФ РФ, прежде чем попасть на базы, выполнили боевое задание в Средиземном море. По логике адмирала Джеймса Фогго, русские субмарины должны были, как мышки проскочить через Босфор, заполняя эфир раболепными просьбами простить их за беспокойство натовских кораблей. А заокеанский эксперт H.I.Sutton задается вопросом, почему ДЭПЛ "Великий Новгород", переданная российскому флоту 26 октября 2016 года, только 3 апреля 2019 года впервые прибыла в Новороссийск, в порт ее приписки. И вообще, что она, как и ДЭПЛ Б-271 “Колпино”, делала так долго в Средиземноморье, поскольку изначально предназначалась для ЧМФ РФ? В этой связи Военно-морской институт США (United States Naval Institute, или USNI) обвинил Россию в нарушении Конвенции Монтре, так как "Великий Новгород" и “Колпино” заменили “Краснодар” и “Старый Оскол”, которые через Босфор отправились на плановый доковый ремонт на «Кронштадтский морской завод». Эксперты USNI увидели в этом рокировку с целью постоянного дежурства в Средиземноморье. Правда, что вышеуказанные подлодки отплавали по 5 лет в бесперебойных походах, янки решили не вспоминать, как и то, что средняя длительность боевой службы американской субмарины составляет всего 6 месяцев. После чего ремотники чинят ее столько же, если не больше. А ДЭПЛ в ВМС США вообще нет, последняя - "Гроулер" была спущена на воду 62 года назад. Если бы в России были такие стандарты по ремонтам субмарин, то ДЭПЛ плавали туда-сюда через Босфор каждые полгода. Однако оставим эмоции в сторонке. Важно понять, чего будут добиваться янки? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости давления на Россию. По мнению H.I.Sutton и USNI, Россия должна придерживаться прежних правил технического обслуживания черноморских субмарин, когда ДЭПЛ идут на ремонт без каких-либо остановок. До 2014 года так оно и было, за исключением похода субмарины Б-871 “Алроса” в 2011 году, когда та задержалась на ненадолго для международных учений по спасению подводных лодок. Интересно получается, если какая-либо страна “делает приятно” Америке, это становится нормой и в будущем. Другими словами, отстаивание Россией естественных национальных интересов автоматически приводит к “боданию” с США, которые без устали настаивают на своем. Вашингтон устами Джеймса Фогго указывает Анкаре, что русские субмарины держат в перекрестье перископов корабли ВМС Турции у берегов Ливии, в которой Эрдоган и Путин занимают противоположные позиции. Так и слышится призыв адмирала: “Реджеп, врежь нахалу Владимиру, ты же крутой парень”. Эксперт H.I.Sutton пишет, что у Турции якобы есть международное право остановить военные транзитные суда. Однако политическая ситуация между двумя странами является очень деликатной, и на данный момент нет явных признаков того, что Эрдоган решится поднять руку на Путина. Но завтра все может измениться, поэтому задача-максимум Госдепа и американских спецслужб заключается в том, чтобы вообще отменить договор от 1936 года, а задача-минимум - наглухо запереть ЧМФ РФ в Черном море. USNI предупредил, что США готовятся “к новому витку политической и дипломатической конфронтации” вокруг Конвенции Монтре.