У «Арматы» есть экспортный потенциал, но для начала нужно довести данный проект до ума, считает военный эксперт, старший сотрудник Центра комплексных исследований ВШЭ Василий Кашин. У «Арматы» есть экспортный потенциал Издание MilitaryWatch назвало пять потенциальных покупателей российского основного боевого танка Т-14 «Армата», в число которых вошли Индия, Белоруссия, Алжир, Вьетнам и Египет, которые на протяжении длительного времени закупают у РФ бронетехнику. Если брать индийское направление, то для этой страны Москва обычно создает специальные модификации по заказу ее вооруженных сил. Ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров замечал, что у танка танка Т-14 «Армата» формируется экспортный облик. В рамках проекта «Армата» создается не только танк Т-14, но и тяжелая БМП Т-15. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу отметил, что Россия продолжает работу над Т-15, причем в прошлом году был представлен вариант с модулем «Кинжал» и скорострельной пушкой в 57 мм, которые качественно усилили боевой потенциал этого новейшего военного средства. Проект «Армата» с самого начала разработок находится под личным контролем главы военного ведомства, причем сейчас принято решение не форсировать события и довести данный образец военной техники до ума. По словам Шойгу, танки составляют основную ударную силу сухопутных войск в ходе наступательных и оборонительных операций, поэтому в танковых соединениях постоянно повышается уровень технического оснащения, для чего и был разработан проект «Армата». Если брать перспективы экспорта Т-14, то этот вопрос ограничен тем, что танк пока далек от серийных поставок в Российскую армию. «Предварительный интерес к «Армате» со стороны зарубежных покупателей был и на более ранних стадиях разработки, чем сегодня. Поэтому, когда у нас будет налажено ритмичное сирийское производство этого танка, можно будет поговорить и о его экспорте. Для этого надо, чтобы машина завершила цикл испытаний и активно эксплуатировалась в Российской армии», - констатирует Кашин. Определенный экспортный рынок для «Арматы» гарантирован, поскольку в мире не так много производителей современных танков. Кроме того, в серийном производстве нет образцов, которые были бы сопоставимы с Т-14 по техническому уровню. «Разумеется, нужно учитывать более высокую стоимость «Арматы» по отношению к другим типам танкам, особенно к тем образцам, которые остаются у нас в серийном производстве. Поэтому первоначально Москва пойдет на небольшие серийные закупки, причем это произойдет достаточно скоро», - резюмирует Кашин. Сразу после этого будет открыта дорога для экспорта, причем кандидатами, как отмечает эксперт, являются растущие азиатские экономики. «В первую очередь это Индия и страны юго-восточной Азии», - заключает Кашин. Россия получит танк на десятилетия вперед Экспорт «Арматы» позволит получить деньги для дальнейших работ по проекту, а это основополагающий компонент любого военного начинания. Только производство и эксплуатация могут убрать детские болезни оружия и создать совершенный образец. Данный проект является важной частью планов Минобороны РФ и лично Шойгу по выводу ВС РФ на новый технологический уровень. Таким образом мы сможем обеспечить защиту нашей страны от любого вмешательства извне. Для этого были разработаны и поправки в Конституцию РФ, всенародное голосование по которым пройдет 1 июля. С другой стороны, в первой половине десятых годов разговор шел о закупке 2400 единиц боевых машины на платформе «Армата», но эти планы не выдерживаются, причем называются самые разные причины. «Цифра в 2400 единиц включала в себя не только основной боевой танк, но и все машины на этой платформе. Отечественный опыт внедрения принципиально новой бронетехники показывает, что данный процесс требует длительной отладки, устранения недостатков и создания базы для эксплуатации такой техники. Занимает это больше времени, чем доведение до серийного производства сложнейших образцов боевой авиации, ведь танки эксплуатируются в труднейших условиях», - констатирует Кашин. С бронетехникой работает персонал с более низким образованием, чем в авиации, поэтому любые сложности с эксплуатацией в условиях боевых действий приведут к утрате машины. Из-за этого технологических изъянов в бронетехнике быть не должно. «При принятии на вооружение в СССР танка Т-64 первая тысяча образцов этой машины оказалась непригодной к нормальной эксплуатации. После чего эти танки пришлось отправить на базы хранения из-за нерешаемых вопросов с надежностью и невозможностью работы в разных климатических условиях», - резюмирует Кашин. У России нет таких материальных возможностей, как у СССР, поэтому при внедрении всех видов новейшей боевой техники Минобороны РФ придерживается осторожного и поэтапного подхода. «Аналогичный процесс был с Су-57, который долго испытывали, экспериментируя с предсерийными образцами. И только после, как появилась уверенность, вышло решение Президента РФ о закупке 76 истребителей», - заключает Кашин. «Армата» прошла цикл испытаний в войсках и сейчас, как отмечает эксперт, будет производиться в небольших партий для продолжения доводки данной машины. Одновременно с этим продолжится производство других моделей танков. «После того, как будут решены детские проблемы этой платформы в виде надежности и других трудностей, мы получим машину на десятилетия вперед. Современные танки базируются на платформах, разработанных полвека назад. И в случае «Арматы» внедряется платформа, где новое все, и где нет точек пересечения со старыми танками», - констатирует Кашин. Если работа по доводке и внедрению «Арматы» войска будет проделана полностью, то мы получим платформу, на которую Российская армия сможет рассчитывать еще пятьдесят лет.