Волгоградцам рассказали об уникальной коллекции танков

"Волгоградская правда.ру" составила топ-6 самых интересных танков-памятников, которые можно увидеть в Волгограде. 17 башен Т-34-76 обозначили передний край обороны Красной Армии в дни боев за Сталинград. Общая протяженность этого необычного мемориала — 30 км, он проходит через четыре района Волгограда. А если подсчитать все танки-памятники на улицах областного центра, в военных городках, расположенных на его территории, а также представленных в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва», то бронетехники в Волгограде наберется на целое подразделение! И это еще один из наших туристических рекордов. 1. Танк Т-34 Самый узнаваемый символ Второй мировой войны Т-34, установленный на площади Дзержинского в Тракторозаводском районе, – памятник танкостроителям. В конце 1941-го – в начале 1942 года именно Сталинградский тракторный завод был основным предприятием, где выпускались танки. После окончания Сталинградской битвы предприятие в достаточно короткое время приступило к ремонту этих машин. На постаментах в Волгограде установлены башни бронемашин, не подлежавших возвращению в строй, поэтому на них видны боевые пробоины. За Мамаевым курганом установлен танк Т-34-76 № 18 «Челябинский колхозник» из состава 121-й танковой бригады подполковника Михаила Невжинского – там, где произошла историческая встреча советских воинов 21-й и 62-й армии в ходе операции «Кольцо». В Красноармейском районе, напротив главной проходной бывшего Волгоградского судостроительного завода, красуется Т-34-76 – в годы войны сталинградская «Судоверфь» выпускала бронекорпуса легендарных «тридцать четверок». 2. Танк Т-60 Самый маленький из всех танков, которые можно увидеть в Волгограде Длина его корпуса 4100 мм, высота – 1750 мм (средний рост мужчины). Боевая масса машины – 5,8-6,4 тонны. Даже калибр пушки у танка самый маленький – 20 мм. Машина была разработана осенью 1941 года с широким использованием в его конструкции автомобильных механизмов и узлов. Танк производился на нескольких заводах, в том числе на Сталинградском заводе № 264, еще известном как Красноармейская судостроительная верфь. В 1942 году именно в Сталинграде был собран 1141 танк Т-60. Всего их было выпущено 4477. Из цехов завода танки шли сразу в бой. В Сталинграде на Т-60 «Малютка» воевала одна из 19 советских женщин-танкистов сержант Екатерина Петлюк. При всех недостатках, свойственных легким танкам, немцы называли Т-60 «неистребимой саранчой». На базе этого танка была разработана реактивная система залпового огня БМ-8-24. Целый полк таких машин отличился в боях за Сталинград в составе 62-й армии генерала Василия Чуйкова. 3. Тяжелый танк ИС-2 «ИС» – это сокращение от имени вождя – Иосиф Сталин. ИС-2 считается самым мощным из советских и союзных серийных танков, участвовавших в боях Второй мировой войны, и одним из сильнейших танков того времени. Боевая масса – 46 тонн. Еще эту боевую машину называли ИС-122 – по калибру пушки. Это был «танк прорыва», который позволял Красной Армии проводить масштабные наступательные операции и преодолевать мощную и глубоко эшелонированную оборону противника. На вооружении Российской армии находился до 1993 года. В 1944-м в Кремле был показ новой бронетехники руководству страны. После осмотра Сталин сказал: «На этих танках будем заканчивать войну». ИС-2 не участвовал в Сталинградской битве – он был разработан и принят на вооружение после ее окончания – осенью 1943-го. Но почетное место рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва» танк этой конструкции занимает вполне заслуженно. Вскоре после окончания битвы на Волге на местном заводе «Баррикады» было организовано производство 122-мм танковых пушек Д-25, которыми и вооружались эти уникальные машины. 4. ИС-3 – тяжелый Первый послевоенный отечественный танк. Работы по его созданию начались в середине 1944 года. А уже в мае 1945 года первые машины были направлены в войска. В боях Великой Отечественной войны этот танк не участвовал, поэтому его и считают первым послевоенным отечественным танком. Его «мировая премьера» состоялась 7 сентября 1945 года на Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне. Вид этой машины весом в 49 тонн, вооруженной 122-мм пушкой, произвел на союзников весьма сильное впечатление. Особенность корпуса – характерная форма верхней лобовой части, за которую танк получил неофициальное прозвище «щука». Впервые в этом танке применена башня, как говорят военные, «приплюснутой полусферической формы, каплевидной в плане». Танк состоял на вооружении Советской армии до 80-х годов, в том числе в частях бывшего Северо-Кавказского (ныне – Южного) военного округа. 5. Т-26 Самый старый по конструкции советский танк, который можно увидеть в Волгограде. По количеству выпущенных машин именно он занимает второе место среди отечественных танков после Т-34. Кроме того, этот танк еще и «рекордсмен» по количеству модификаций и типов машин, созданных на его базе, – от тягачей до артиллерийских установок. Разработан на основе английского «Виккерс 6-тонный» и принят на вооружение еще в 1931 году. Подчеркнем, что это был первый танк, который начал выпускаться Сталинградским тракторным заводом в 1934 году. Всего же с 1934-го по 1949 год в Сталинграде для нужд Красной Армии и Военно-морского флота было изготовлено 302 таких машины. На танках Т-26 воевали во время Гражданской войны в Испании, у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в польской кампании 1939 года, советско-финской войне 1939-1940 годов и в начальный период Великой Отечественной. Танки Т-26 участвовали и в битве на Волге. 6. Т-72 «Урал». Самый «молодой» танк. Название этой машины говорит само за себя – танк разработан и производился в Нижнем Тагиле. Боевая масса танка – 41 тонна, а калибр гладкоствольной пушки – 125 мм. Большего калибра нет ни у одного танка в мире! В некотором роде этот танк – рекордсмен среди современных боевых машин по количеству модернизаций в России, а также по количеству стран и армий, где он состоял и состоит на вооружении. Этот танк выпускался не только в нашей стране, но и в Чехословакии, Польше, Югославии, Индии и Ираке. Насчитывается – и это тоже своеобразный рекорд – около двух десятков различных зарубежных модификаций этой советской машины. Эту бронетехнику, правда, в ее модернизированной версии Т-72Б3, у нас в регионе можно увидеть в действии. Шестой год в нашей стране проходят армейские международные игры «АрМИ», где в самом престижном конкурсе «Танковый биатлон» все команды стран-участниц (за исключением Китая) выступают на танках Т-72Б3. Традиционным местом проведения этапа Южного военного конкурса и нескольких всеармейских этапов стал полигон Прудбой под Волгоградом.

Волгоградцам рассказали об уникальной коллекции танков
© Волгоградская правда