Войти в почту

Судьба яхты фюрера - Настоящая яхта Гитлера как трофей была передана Великобритании

Версии В обществе и в интернете есть информация о трех претендентах на статус «яхты Гитлера», доставшихся по репарации СССР. На Черном море ходил пассажирский лайнер дизель-электроход «Россия». Он был очень популярен среди курортников, отдыхавших в Крыму и на Кавказе. В 60-е – 70-е годы утверждалось, что именно «Россия» до войны была «яхтой Гитлера». Более того, говорилось и писалось, что в германском флоте судно так и называлось – «Адольф Гитлер». Но это не так. В немецком торговом флоте лайнер назывался «Patria», принадлежал судоходной компании HAPAG, и работал на линии Гамбург – Южная Америка. Но тем не менее. Гитлер один раз побывал на борту «Patria». Во время визита главы Венгрии адмирала Миклоша Хорти и военно-морского парада в 1938 году, на борту «Patria» состоялись переговоры Гитлера и Хорти. На Тихом океане на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский работал паротурбоход «Советский Союз». Одно время он был самым большим пассажирским судном в СССР. Дальневосточники так же считали, что в фашистской Германии этот пароход был связан с фюрером. Но и в этом случае народная молва была неправа. Заказчиком судна была всё та же судоходная компания HAPAG для работы на линии Гамбург – Нью-Йорк. Первоначально лайнер назвали «Albert Ballin» в честь бывшего президента компании Hamburg Amerika Linie - HAPAG Альберта Баллина. Это имя лайнер носил с 1923 по 1935 годы, когда нацисты заставили переименовать его в «Hansa». Альберт Баллин, при всех его заслугах перед Германией, был еврей, и нацисты не хотели, чтобы паротурбоход, работающий на нью-йоркской линии, носил имя еврея. Под названием «Hansa» лайнер был передан Советскому Союзу. В состав Черноморского флота входил корабль управления «Ангара». О её судьбе мы расскажем чуть ниже. Grille Во многих военно-морских флотах существует традиция передачи имени корабля от выслужившему свой срок новому. В 1857 году во Франции было спущено на воду судно водоизмещением около 500 тонн и названное «Grille» - Сверчок. Назначение судна было двояким – это была первая прусская королевская и императорская яхта Германии – в начале её службы была Германская конфедерация, с 1871 года – Германская империя, и одновременно посыльное судно и лидер канонерских лодок. В роли императорской яхты «Grille» служила до 1880 года, когда была построена новая императорская яхта "Hohenzollern". «Grille» прошла капитальный ремонт и модернизацию, и стала учебным судном. Списан «Сверчок» был в 1920 году. Он прослужил 61 год. В начале 30-х годов в Германии было принято решение о постройке двух разных, как тогда говорили «специальных судов» с корпусами и в стиле больших яхт. Одному из них было решено передать название первой императорской яхты Германии. Так в составе Кригсмарине появился второй «Grille». Формально, яхта имела класс авизо, то есть была посыльным судном. «Grille» был спущен на воду в 1935 году. Это было очень красивое судно. В качестве главных двигателей на нем были установлены паровые турбины – такие же стояли на эсминцах Кригсмарине, поэтому яхта могла идти со скоростью 26 узлов – чуть меньше 50 км/ч. Яхта несла мощное пушечное вооружение: три 127-мм пушки, четыре 37-мм и четыре 20-мм зенитных автомата. Она могла использоваться как быстроходный минный заградитель. В этом случае «Grille» брал на борт 280 мин. На яхте была смонтирована мощная радиостанция, позволяющая поддерживать связь с кораблями за многие тысячи километров. В интернете есть фильм-отчёт о военно-морском параде в Киле в 1938 году. Тогда на яхте этот парад вместе с фюрером и нацисткой верхушкой принимали гости – лидер итальянских фашистов Муссолини и диктатор Венгрии – адмирал Миклош Хорти. Этот фильм – документальное свидетельство присутствия фюрера на борту «Grille». Так же есть упоминания в мемуарах о том, что руководство страны совершило на яхте несколько прогулочных выходов в море. Обычно Гитлер проводил на «Grille» от 3 до 5 дней. Известно о визите Гитлера и военного министра фон Бломберга на «Grille» в Рейкьявик. В 1937 году состоялся большой военно-морской парад в Великобритании на Спитхэдской рейде. Немецкая делегация во главе с фон Бломбергом наблюдала за парадом с борта «Grille». На счету яхты были еще несколько визитов и круиз по Атлантике. С началом Второй мировой войны «Grille» стала военным кораблем. Как быстроходный минный заградитель он участвовал в минировании устья Темзы. «Grille» был первым военным кораблем, зашедшим в английские территориальные воды с началом Второй мировой войны. На счету яхты были минные заграждения у берегов Франции и оборонительные заграждения у берегов Германии. С 1942 года «Grille» перебазировали в Норвегию, где она стала командным кораблем немецких подводных сил в Северной Атлантике и Арктике. В 1945 году по приказу адмирала Деница «Grille» возвратилась в Германию, и с его борта Дениц объявил о смерти Гитлера. После войны судно по репарации досталось Великобритании. Яхту поставили у угольного причала в порту Хартлпуле, графство Даремю. В 1946 году яхту выставили на продажу. Цена для покупателей колебалась от 70 000 до 100 000 фунтов стерлингов. Так как яхта предназначалась только для круизов, потенциальным покупателям показывали 35 роскошных кают, отдельный блок для Гитлера. Важным элементом была опреснительная установка с производительностью 24 тонны пресной воды в день. В августе 1946 года яхту купил канадский судовладелец и финансист. Он заплатил за «Grille» 125 000 фунтов стерлингов. Финансист хотел использовать яхту для продвижения своих товаров по всему миру. Но его бизнес-план не удался, и он выставил яхту на продажу за 400 000 фунтов стерлингов. Её купил за 357 000 фунтов стерлингов некто господин Арида, представляющий короля Египта Фарука, который не хотел светиться в этой сделке. В дальнейшую судьбу яхты вмешались … израильские спецслужбы. В конце 40-х годов расклад сил на Ближнем Востоке был совсем другим, Израиль только начинал строительство своего государства, и многого опасался. Израильтяне почему-то решили, что «Grille» представляет для них существенную военную угрозу и приняли решение об уничтожении яхты с помощью подводных диверсантов. Яхта стояла в порту Бейрута. 29 ноября 1948 года из Хайфы диверсанта на корабле доставили к ливанским берегам. Он пересел на резиновую лодку. «Grille» стояла на рейде порта. Диверсант установил мину и вернулся в Израиль. Но информации о взрыве не было. Мина взорвалась только 17 декабря! Почему произошла такая задержка, и почему она вообще взорвалась – остается только гадать. Экипаж спас яхту, но сделка по продаже «Grille» Египту была сорвана. Мистер Арид перегнал «Grille» в США, надеясь продать её как роскошную яхту. В Нью-Джерси «Grille» стал туристической достопримечательностью. В апреле 1951 года яхту продали на металлолом за 35 000 фунтов стерлингов. Вещи с неё разошлись по коллекционерам. Один из них стал хозяином моторного катера, на котором Гитлер планировал приехать в Лондон в Виндзорский замок. Этот катер несколько раз перепродавали. Нынешний владелец до сих пор использует его для прогулок в Средиземном море. Другой, став собственником унитаза с «Grille» и выставляет его для осмотра, как унитаз Гитлера. Не так давно унитаз приобрел коллекционер из Великобритании. Так печально закончилась судьба этого очень красивого корабля. «Hela» Вторым «специальным судном», выполненным в корпусе и в стиле большой яхты была «Hela». Она была тоже очень красивым судном, но внешне отличалась от «Grille». Историки флота и судостроители до сих пор спорят о том, какое из двух «специальных судов» Кригсмарине было более изящным. Можно предположить, что у «Hela», кроме задачи быть штабным кораблем для управления подводными силами Кригсмарине, была еще какая-то представительская функция, но о ней ничего не известно. Её заложили в конце 1937 года на верфи в Гамбурге. По официальной версии, она предназначалась для замены старого корабля управления подводными лодками, срок службы которого подходил к концу. Длина нового «управленца» составляла 100 метров, скорость хода на испытаниях 21 узел. Надо сказать, что в дальнейшем корабль ходил со скоростью не более 16 узлов. Яхта была очень хорошо технически оснащена. Мощная радиостанция, современное навигационное оборудование. На борту «Hela» был смонтирован эхолот – в конце 30-х годов большая редкость. Так же, как и «Grille», «Hela» классифицировалась как авизо – посыльное судно, и несла пушечное вооружение, правда, более скромное: два 105-мм универсальных артиллерийских орудия, один 37-мм и два 20-мм зенитных автомата. На корабле было оборудовано 15 гостевых кают для штабных офицеров. В отличие от «Grille», по проекту на «Hela» должна была быть установлена катапульта для гидросамолета-разведчика Arado Ar-196, но при постройке от самолета на борту отказались. «Hela» была принята в состав Кригсмарине в октябре 1940 года, когда Вторая мировая война уже бушевала в Европе. Именно поэтому о каких-то возможных представительских функциях речь уже не шла. Был ли Гитлер на борту яхты-авизо – вопрос открытый. Есть версия, что один раз в мае 1941 года он совершил короткий переход на «Hela», чтобы посетить линкор «Бисмарк», но это не подтверждается документами. Больше никакого отношения фюрер к кораблю управления «Hela» не имел. Всю войну на ней располагался штаб управления подводными лодками. «Hela» находилась в подчинении адмирала Дёница. В 1945 году корабль управления по репарации был передан Советскому Союзу. Из-за своей необычности, «Hela» в документах была записана как эсминец! С самого начала корабль должен был войти в состав Черноморского флота, но как часто бывает, планы поменялись, и корабль был включен в состав Балтийского флота. В январе 1946 года над кораблем был поднят военно-морской флаг СССР и «Hela» была переименована в «Ангару». Так корабль управления Карла Денница стал кораблем управления советского ВМФ. «Ангара» во главе отряда совершила переход на Северный флот и обратно. В 1949 году «Ангару» все-таки переводят на Черноморский флот. На Черном море «Ангара» стала легендарным кораблем. Кроме функции корабля управления, «Ангара» должна была стать представительским кораблем. Остряки называли её королевской яхтой. «Ангару» перекрасили, и она стала белоснежно-белой. За 50-е – 60-е годы на «Ангаре» побывали министр иностранных дел Молотов, министр обороны Булганин, министр обороны Китая Пэн Дехуай, премьер-министр Бирмы У Ну, Джавахарлала Неру и Индира Ганди, Мухаммед Захир Шах, Урхо Кекконен и другие иностранные гости. Советская номенклатура также с удовольствием была гостями на яхте. Хрущёв, Микоян, Горшков, Василевский, Суслов, Ворошилов. Это неполный список отечественных и зарубежных VIP-персон, совершивших прогулки на «Ангаре». Однако, выполняя представительские функции, «Ангара» оставалась кораблем управления. На начальном этапе создания 5-ой оперативной эскадры – такое название официально носила советская Средиземноморская эскадра – «Ангара» была штабным кораблем в Средиземном море. Только с появлением противолодочных крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123 «Москва» и «Ленинград», штаб Средиземноморской эскадры ушел с «Ангары». Этот красивый белый корабль полюбился кинематографистам. «Ангара» снималась в фильмах «Тайна вечной ночи», «Нейтральные воды», «Увольнение на берег», «Два капитана», «Семь криков в океане» и других. Десятилетия «Ангара» стояла на своем месте у одного из причалов в Южной бухте Севастополя. Энтузиасты флота стали поговаривать, что из неё сделают музей. Но наступили лихие 90-е. Пошли разговоры, что «Ангару» купят немцы, чтобы отреставрировать, и сделать из неё музей уже в ФРГ. Не сложилось. Несколько лет тому назад «Ангара» была разобрана на металл в Инкермане, в Севастополе. Вторая немецкая большая яхта завершила свою службу.

Судьба яхты фюрера - Настоящая яхта Гитлера как трофей была передана Великобритании
© Версия