Тихая война. Акустический портрет - Советская атомная подводная лодка К-360 записала шумы американского ракетоносца «Мичиган»
Династия Флот очень консервативная структура. И морские династии там не редкость. Фамилия Бутаков появилась в Российском флоте с двадцатых годов XIX века. Тогда из Морского корпуса был выпущен мичман Алексей Бутаков. Он стал известным гидрографом, контр-адмиралом, исследователем Аральского моря-озера. Два брата – Григорий и Иван Бутаковы – адмирал и вице-адмирал. Григорий Бутаков воевал на Кавказе, составил лоцию Чёрного моря. Во время Крымской войны, Григорий Бутаков, командир пароходо-фрегата «Владимир» в результате боя захватил турецко-египетский вооруженный пароход «Перваз Бахри». Это был первый бой пароходов в мировой истории. Иван Бутаков, участвовал в кругосветном плавании на фрегате «Паллада». В 1861 году, во время первого англо-русского кризиса, он командовал паровым фрегатом «Ослябя», входящим в эскадру контр-адмирала С.С. Лесовского, а в 1876 году, во время второго англо-русского кризиса, был назначен командующим отдельным отрядом судов Второй американской экспедиции. В состав отряда входили паровой фрегат «Светлана», паровые корветы «Богатырь», «Аскольд» и клипер «Крейсер». Во время Первой мировой войны в Российском флоте служили семь Бутаковых. Из них два контр-адмирала. Герой нашего рассказа, подводник, контр-адмирал Григорий Лукич Бутаков, в 1984 году капитан 2 ранга, командир атомной подводной лодки К-360. которая базировалась на Камчатке. Холодная война Середина 80-х годов ХХ века был очередным периодом обострения в холодной войне. Её логика требовала постоянного наращивания взаимных угроз. В ответ на угрозу с американских авианосцев, СССР разместил в Европейской части страны баллистические ракеты средней дальности РСД-10 «Пионер». Американцы ответили размещением в Европе аналогичных «Першингов» и началом размещения крылатых ракет «Томагавк» на различных носителях. СССР организовал постоянное боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане советских ПЛАРБ – атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Но в Мировом океане на боевой службе находились не только «стратеги». Одной из «рабочих лошадок» холодной войны были советские атомные многоцелевые подводные лодки семейства проекта 671 Всего было построено 50 атомных подводных лодок проекта 671 различных модификаций. К-360 относилась к проекту 671РТМ, шифр «Щука-Б», по классификации НАТО – Victor-III. В ВМФ США лодки этого проекта называли «Чёрным принцем». Об одной из операций таких лодок К-324 смотри статью «Тихая война. Трофей «Черного принца». Боевая задача, поставленная в 1984 году перед капитаном 2 ранга Григорием Бутаковым, заключалась в следующем. На Тихом океане ввели в строй четвёртый атомный ракетоносец типа «Огайо» - SSВN-727 «Michigan» «Мичиган». Лодки типа «Огайо» на тот момент были самыми опасными противниками ВМС СССР. Необходимо было записать его акустический портрет. Задача была архисложная. Нужно было подойти к американской военно-морской базе Бангор – именно там базировались ракетоносцы типа «Огайо» - дождаться выхода «Мичигана», отследить и записать его акустический портрет. Сложность заключалась в том, что подход к базе – пролив Хуан де Фука – очень тщательно охранялся кораблями 3-го флота США и военно-морскими силами Канады в Тихом океане. Советские подводники бывали в этом районе достаточно часто, они даже назвали его «горячей сковородкой». Такое название объяснялось активным судоходством и малыми глубинами, затрудняющими действия советских подводных лодок. 5 августа К-360 отошла от причала в Рыбачьем. Поход К-360 относилась к классу многоцелевых атомных подводных лодок, несущих как торпеды, так и крылатые ракеты. Основной задачей «Щук-Б» было уничтожение американских подводных ракетоносцев, хотя они могли наносить удары и по надводным кораблям. Особенность данного проекта была его малошумность и возможность развивать подводный ход до 31 узла – почти 60 км/ч! Имела лодка и продвинутый гидроакустический комплекс «Скат». Максимальная дальность обнаружения целей «Скатом» составляла 230 километров. Именно он давал надежду на успешное выполнение приказа. Бутаков повел свою лодку нестандартным маршрутом, и вошёл в район «горячей сковородки» на стыке территориальных вод США и Канады. Сложность задачи состояла ещё и в том, что кроме интенсивного торгового судоходства, в районе было много рыболовецких судов, проводящих лов рыбы. Командующий флотом пошел на некоторое нарушение правил и разрешил выходить на связь не раз в сутки, а раз вдвое суток. Это было связано со сложной обстановкой, связанной с судоходством в районе пролива Хуан де Фуко. Прежде, чем подвсплыть и выпустить антенну, Бутаков 2-3 часа выжидал, проверяя надводную обстановку. К-360 повезло. Когда она подошла к проливу, в Сиэтл шёл супертанкер, и под ним Бутаков провел подводную лодку через район, в котором стояли гидрофоны системы SOSUS. Мощный шум от винтов супертанкера скрыл шумы К-360 от гидрофонов. Зайдя в район, К-360 затаилась и стала ждать выхода «Мичигана» из базы. Выход атомного ракетоносца из базы - сложная операция, в которой задействованы корабли, палубная авиация и авиация берегового базирования. Такая практика применяется во всех флотах, в состав которых входят подводные ракетоносцы. Перед каждым выходом «стратега» из базы проводится полномасштабная противолодочная операция. Она включает в себя полеты базовой и палубной авиации, которая устанавливает завесы из гидроакустических буев. Такие полеты проводили базовые противолодочные самолеты Р-3С «Orion» «Орион» и вертолеты SH-3 «Sea King» «Си Кинг». Предварительно проводится даже боевое траление на случай постановки мин перед выходом ракетоносца. После этого корабельная поисковая группа – КПГ - начинает поиск по маршруту выхода атомохода. В состав КПГ входили американский эсминец типа «Спрюенс» и три канадских фрегата типа «Рестигуш». Они включили свои гидролокаторы в активный режим, и, идя плотным строем, начали прочёсывать полосу для выхода ракетоносца. К-360 оказалась в 70 кабельтовых – около 13 километров – от крайнего корабля КПГ. Пришлось немного отойти, но так, чтобы не уходить из района прохода «Мичигана». Но свобода маневра ограничена, так как далеко уходить из района нельзя. Тогда Григорий Бутаков принимает необычное и дерзкое решение. Он идет навстречу строю противолодочных кораблей и подныривает под средний корабль в строю. Капитану 2 ранга тогда было всего 32 года. Психологически был один очень неприятный момент. С эсминца и фрегатов проводили профилактическое бомбометание. На К-360 не понимали, это просто сброс глубинных бомб в целях самоуспокоения, или лодку обнаружили, и по международному коду, сбросом глубинных бомб требуют, чтобы она всплыла. Таким образом, находясь под фрегатом типа «Ростигуш», К-360 дошли до границы района, в котором должна была находиться наша подводная лодка. КПГ ушла дальше в океан. Самолеты и вертолеты, ставившие гидроакустические буи, улетели в ту же сторону. К-360 развернулась, и вернулась в район ожидания «Мичигана». Наконец, «Мичиган» вышел из военно-морской базы. Он прошел на расстоянии 40 кабельтовых – около 7 километров – от К-360. Запись его шумов получилась отличной. Но и на «Мичигане» были опытные акустики, они засекли К-360. «Мичиган» всплыл, и в надводном положении вернулся на базу. Американская КПГ прочесывала весь район, вероятность гидроакустического контакта резко возрасла. Надо было искать какой-то выход. В том районе глубины были всего 100 метров, спрятаться негде. Но посередине района находилась котловина глубиной около километра. Пришлось заползать туда. Американца прошли мимо К-360. О накале страстей, говорит один случай. Лодка находится в котловине, и вдруг по звукоподводной связи раздается на русском языке: «Виктор-2, я вас наблюдаю». Это американские гидроакустики пытались спровоцировать Бутакова на какие-то действия. После того, как КПГ ушла, К-360 вышла из котловины, и снова заняла свою позицию в районе Хуан де Фука. Американцы как-то зацепили сигнал от лодки, и стали сужать район поиска. Бутакову пришлось повторить маневр отрыва. Он поднырнул под один из фрегатов. Но там поняли, где находится советская лодка, и резко увеличили скорость хода – 15, 20, 30 узлов. Вот где пригодилась большая подводная скорость «Щук-Б», лодка продолжала находиться под фрегатом. Сколько бы продолжался этот поединок - неизвестно, но рядом проходил транспорт курсом на Сиэтл. Бутаков принял нестандартное решение – он поднырнул под транспорт и под его прикрытием пошел в сторону берега. Пока КПГ караулила К-360 у выхода в океан, лодка отлеживалась на грунте на границе территориальных вод. Заключение На базу лодка вернулась 20 октября. Оказывается, шум этот поход вызвал немалый, но, как говорится, не пойман, не вор. Акустический портрет атомного подводного ракетоносца «Мичиган» был добавлен в библиотеку шумов американского флота. Кто-то сказал, что зря это время назвали «холодной войной». Её участникам было очень горячо. Техника и выучка экипажей позволяла нашим морякам вести себя на равных с сильнейшим флотом в мире. В конце ХХ века, в целях выполнения Договора об ограничении вооружений, командование американского флота приняло решение перевооружить первые четыре атомных подводных лодок типа «Огайо». Вместо 24 баллистических ракет «Trident» II D5 на них установили 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк». Под это перевооружение попал и «Мичиган». У атомохода изменился тактический номер. Вместо SSВN-727 лодка стала SSGN-727. 1 января 2004 года перевооруженный «Мичиган» вошел в боевой состав флота. Кто-то записал его новый акустический портрет.