Реквием каравану НАТО: «Медведь-F» заманивает «Эйзенхауэра» в засаду
Широты, где произошли эти события, разделены тысячами километров, но почти совпадают по времени. И еще их объединяет неумолимая логика синхронной подготовки России и Соединенных Штатов к большой войне за Мировой океан. Первое. На днях в Крым с аэродрома Кипелово (Вологодская область, Северный флот) перелетел стратегический дальний противолодочный самолет Ту-142 (по классификации НАТО – «Медведь-F»), способный осуществлять беспосадочные полеты на боевой радиус в 5200 километров. То есть – этот самолет в силах с крымских аэродромов с большим запасом «перекрывать» все Средиземное море. До Гибралтара и даже дальше. Но это – если без дозаправки в воздухе. Между тем, для обеспечения работы североморских летчиков-противолодочников на полуостров практически одновременно прибыл и самолет-топливозаправщик Ил-38. Обе машины уже успели поучаствовать в соответствующих учениях над Крымом. Стало быть, предстоящая миссия Ту-142 может включать в себя поиски неких подводных лодок не просто в Атлантике, а даже и в ее самых удаленных от России уголках. Мало того. Дозаправку в воздухе Ту-142 обеспечивали три черноморских истребителя Су-30СМ, взлетавших с аэродрома Бельбек в Крыму, и пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М, поднявшихся с расположенном рядом авиабазы Гвардейское. Все выглядело так, будто сценарием предстоящей операции пролет противолодочного «стратега» через чье-то небо необходимо будет обеспечить силовым путем. С учетом происходящего сегодня на Ближнем Востоке, ничего иного, кроме Турции, в голову просто не приходит. Теперь мысленно перенесемся за тысячи миль от побережья Крыма. На днях из крупнейшей на атлантическом побережье США военно-морской базы Норфолк в море вышла авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем «Эйзенхауэр» (CVN 69). В боевом охранении авианосца - ракетные крейсера «Сан Джасинто» (CG 56) и «Велла Галф» (CG 72), эсминцы УРО «Стаут» (DDG 55), «Джеймс Уильямс» (DDG 95) и «Тракстан» (DDG 103). Что особенно важно - перед нами картина совершенно нерядовая. Перед «Айком», как в ВМС США традиционно для краткости называют «Дуайта Эйзенхауэра», и перед его кораблями сопровождения поставлена задача, которую американские военные моряки не решали со времен Второй мировой войны. А именно - конвоировать через Атлантический океан морские транспорты, на которых из Штатов в Европу сегодня перевозят войска, участвующие в учениях Defender-2020, активная фазы которых вот-вот развернется в Польше и в Прибалтике. То есть – у самых границ Белоруссии и Калининградской области. Таким образом, на океанских просторах нынче можно без дополнительных декораций хоть новую грандиозную военную киноэпопею снимать. Потому что огромные конвои, на наших глазах следующие из США к европейским берегам, выглядят не менее масштабно, чем те, которые в свое время тем же курсом прорывались сквозь завесы гитлеровских подводных «волчьих стай» в Мурманск и Архангельск. И тогда, и сегодня на бортах транспортов ВМС США – артиллерийские орудия и танки. Тогда, почти восемь десятилетий назад, американцы спешили к нам на помощь. А теперь – вовсе наоборот. Чтобы зримее представить грандиозность затеянной Пентагоном межконтинентальной переброски американских военных в Европу, просто заглянем в список, обнародованный командованием Сухопутных войск США. Из списка узнаем, что сегодня в Штатах на морские транспорты со всей штатной боевой и прочей техникой в портах в Чарльстоне, Саванне, Бомонте и Порт-Артуре грузятся или уже погрузились: - 3800 человек 2-й боевой бригадной группы 1-й бронетанковой дивизии из Форт-Блисс (штат Техас); - 3800 человек 116-й боевой бригадной группы из Бойс (штат Индиана); - 3800 человек 2-й бронетанковой боевой бригадной группы 3-й пехотной дивизии из Форт-Стюарт (штат Джорджия); - 1750 человек бригады боевой авиации 3-й пехотной дивизии; - 1000 человек 1-й боевой бригадной группы 82-й воздушно-десантной дивизии из Форт-Брэгг (штат Северная Каролина) и 150 человек штаба дивизии; - 300 человек 13-го экспедиционного командования поддержки из Форт-Худ (штат Техас); - 100 человек 807-го командования медицинского обеспечения из Солт-Лейк-Сити (штат Юта); - 500 человек штаба 1-й кавалерийской дивизии из Форт-Худ (штат Техас); - 350 человек командования артиллерии 1-й кавалерийской дивизии из Форд-Худ (штат Техас); - 250 человек штаба бригады поддержки 1-й кавалерийской дивизии из Форд-Худ (штат Техас); - 200 человек штаба 168-й инженерной бригады из Вицскбурга (штат Миссисипи); - 250 человек 44-й медицинской бригады из Форт-Брэгг (штат Северная Каролина); - 600 человек 11-й бригады связи из Форт Блисс (штат Техас). По сообщению сайта Breaking Defense, сценарием учений Defender-2020 предусмотрено, что Россия попытается сорвать переброску американских воинских контингентов в Европу. Для чего заранее развернет завесу из своих многоцелевых атомных подводных лодок. И далее по Breaking Defense: «В ходе учения будут отрабатываться атаки на конвой. Это будет своего рода стресс-тест, который покажет, насколько флот (ВМС США – «СП») готов пробиться через Атлантику с боями». «Впервые после окончания холодной войны ВМС США проводят операцию по сопровождению конвоя через Атлантику, используя ударную авианосную группу для охраны грузовых кораблей под эскортом крейсера, которые доставляют оборудование сухопутных сил для учений Defender-2020, — уточнили в Институте Военно-морских сил США. Примечательно, что участие авианосца «Дуайт Эйзенхауэр», двух крейсеров и трех эсминцев УРО в обеспечении трансатлантических коммуникаций американским экспертам и флотоводцам вовсе не кажется надежной гарантией их морских перевозок. Потому что с появлением на российских подводных лодках высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-ПЛ» с дальностью полета в 2400 километров они теперь в состоянии громить трансатлантические конвои противника, находясь в тысячах миль от целей. Скажем - в относительно безопасных и прикрытых собственной истребительной авиацией водах Баренцева и Норвежского морей. Главное, что изменилось в соотношении боевых возможностей флотов обеих сторон в последние годы: подводным силам ВМФ РФ уже не обязательно с большим риском для себя скрытно форсировать хорошо охраняемый кораблями и авиацией НАТО Фареро-Исландский рубеж, чтобы выйти на дистанцию залпа. Самая современная и самая грозная из российских многоцелевых субмарин проекта 855 типа «Ясень» (на сегодня, правда, у нас одна такая – «Северодвинск». Но до конца 2020 года в строй войдут еще усовершенствованные «Новосибирск» и «Казань» - «СП») может выпустить до 40 «Калибров», находясь на российской стороне Фареро-Исландского рубежа. Эти «Калибры» долетят до стратегических портов НАТО в Западной Европе, таких как Бремерхафен. «Это новая реальность, и данную проблему невозможно решить, сосредоточившись только на Фареро-Исландском рубеже», — предупреждает Пентагон Эндрю Метрик, работающий в Вашингтоне в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). «Российским субмаринам больше не надо пересекать этот рубеж, чтобы существенно воздействовать на баланс военных сил в Европе, — объяснил он же. — Они могут действовать из относительно безопасных районов в Норвежском и Баренцевом морях, поражая цели в Северной и Центральной Европе». При оценке боевых потенциалов сторон в Атлантике к немногочисленным пока у России «Ясеням», считают за океаном, следует добавить еще и высокоточные «Калибры-ПЛ» шести модернизированных дизель-электрических субмарин Черноморского флота проекта 636.3 «Варшавянка». А еще – крылатые ракеты большой дальности «Гранат» шести многоцелевых атомных подводных лодок проекта 941 и двух – проекта 945А на Северном флоте, «Граниты» трех оставшихся в строю и базирующихся в том же Заполярье субмарин проекта 949. Вот, собственно, таков оперативно-тактический фон морской части разворачивающихся на наших глазах беспрецедентных натовских учений Defender-2020. Но вы вправе спросить: а какова связь между миссией авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» и российским противолодочным «стратегом» Ту-142, вместе с топливозаправщиком перелетевшим в Крым? Все, полагаю, просто. Как обычно, в зарубежных СМИ ничего не говорится о роли американских подводников в начавшейся переброске войск. По причине крайней скрытности действий любых подводных лодок в любой стране. Но можно предположить, что эта роль в Defender-2020 очень значительна. По крайней мере, такой вывод следует из резкой активизации действий российской противолодочной авиации в Атлантике. Помимо перелета Ту-142 в Крым, уместно, думаю, отметить и такие факты. В конце февраля 2020 года британские и норвежские истребители Typhoon и F-16 дважды поднимались в воздух на перехват пар патрульных самолетов Ту-142 Северного флота России. Причем, те наши Ту-142 залетели дальше на юг, чем обычно. «Над морским пространством к северу от Норвегии эти российские самолеты появляются относительно регулярно, — заявил изданию «Баренц обсервер» (The Barents Observer) представитель норвежских вооруженных сил майор Брюньяр Стурдал. — Но так далеко на юг, как на этой неделе, они залетают нечасто». Теперь организаторы Defender-2020 вправе ждать аналогичных «сюрпризов» и со стороны Крыма. Причем, полет с солнечного полуострова в дальнюю Атлантику – не такая уж фантастика. Летала же в 2015 году пара наших стратегических бомбардировщиков Ту-160 с аэродрома Оленья на Кольском полуострове вокруг всей Европы в Средиземное море, по пути миновав Гибралтар и Бискайский залив. Из неба над Черным морем туда, где сегодня разворачивается морская часть учений Defender-2020, ничуть не дальше. А вот над какими странами в таком случае придется прокладывать курс? Это пусть решают дипломаты. Военное обозрение: Испанцы посрамили российские субмарины Военные новости: На Параде покажут «Тосочку», способную испепелить несколько городских кварталов