Войти в почту

Антология морских диверсий. Холодная война и ХХI век - После Второй мировой войны сверхмалые подводные лодки вошли в состав флотов многих стран

Началась «холодная война». Жак-Ив Кусто объявил об изобретении акваланга. Это сделало боевых пловцов еще более мобильными. Во Второй мировой войне боевые пловцы Италии, Великобритании, Германии, США и СССР использовали изолирующие дыхательные аппараты. Эти два события – «холодная война» и изобретение акваланга – обеспечили бурное развитие специальной техники для проведения морских диверсий во многих странах. В этой статье мы расскажем, какой техникой были оснащены специальные подразделения флотов ряда стран с 1945 года до начала ХХI века. «Холодная война» После знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля 5 марта 1946 года мир вступил в новую эпоху – эпоху «холодной войны». Для специальных подразделений флотов многих стран это означало, что демобилизация и сокращение им не грозит. Изменились только задачи. Проведение морских диверсий осталось в списке, но только в случае реальной войны. Главной задачей периода «холодной войны» стало самостоятельное проведение разведки или обеспечение разведывательных операций – высадка и эвакуация агентов. Надо понимать, что все подобные операции находятся под грифом «Совершенно секретно». Мы узнаем о них очень нескоро. То, что просачивалось в печать, – это результат провала операции или тот редкий случай, когда итог операции скрыть нельзя. Таких случаев действительно мало. Гибель в 1956 году английского боевого пловца Лайонела Крэбба при попытке осмотреть подводную часть советского лёгкого крейсера «Орджоникидзе» во время его визита в Портсмут. Несколько зафиксированных высадок аквалангистов с неизвестной СМПЛ на побережье советской Прибалтики. Провалившаяся в 1996 году операция по приему на СМПЛ разведывательной группы Северной Кореи с территории Южной Кореи. Смотри статью «Морское чучхе. Окончание. Специальные операции». В послевоенный период был единственный случай, когда была проведена настоящая диверсионная операция с подрывом торговых судов. Речь идет о минировании двух советских – «Капитан Чирков» и «Капитан Вислобоков» – и одного кубинского транспорта «Гавана» в порту Намиб в 1984 году. Известно подразделение, осуществившее диверсию. Это 4-я разведгруппа командос (4-th Reconnaissance Commando) вооруженных сил ЮАР. Об этой операции читай в статье «Неизвестная диверсия». Можно привести еще один-два примера, однако все остальное скрыто под грифом секретности. Поэтому в данной статье будет рассказано только о технике, стоящей на вооружении ряда стран. Эта информация позволяет получить представление о возможностях таких подразделений. Великобритания После окончания Второй мировой войны Великобритания пыталась соответствовать статусу «владычицы морей». Какое-то время после 1945 года в Англии на высоком уровне готовности поддерживали все подразделения флота. Поэтому, когда в 1954 году в строю осталась только одна СМПЛ типа «ХЕ», Адмиралтейство выдало заказ на строительство серии модифицированных СМПЛ типа «ХЕ». Было построено 4 СМПЛ, которые помимо номеров имели названия – X-51 «Stickleback», X-52 «Shrimp», X-53 «Sprat», X-54 «Minnow». Это были последние диверсионные СМПЛ английского флота. Они предназначались для прорыва на советские военно-морские базы и установки там малогабаритных ядерных зарядов мощностью 20 килотонн. Х-52, Х-53 и Х-54 были списаны в 1965-1966 годах. Больше СМПЛ в Великобритании не строились. Швеция Судьба Х-51 была более замысловата. Её в 1958 году англичане передали в аренду Швеции. В составе шведского флота СМПЛ получила название «Spiggen». Для чего шведам понадобилась СМПЛ – вопрос спорный. Формально было объявлено, что лодку использовали для тренировок шведских подводников. Но все следящие за этой темой помнят, что японские СМПЛ, участвовавшие в атаке на Пёрл-Харбор, тоже назывались лодками-мишенями. Как бы то ни было, в 1970 году СМПЛ была возвращена Великобритании и стала там музейным экспонатом. Однако у шведского флота потребность в таком типе корабля существовала, поэтому в 1991 году в Стокгольме была спущена на воду СМПЛ «Spiggen-II». Официально заявлено, что задач у СМПЛ две: быть лодкой- целью для тренировки экипажей шведских подводных лодок и обслуживать подводные стационарные гидроакустические комплексы системы ПЛО страны. Есть в составе шведского ВМФ ещё одна СМПЛ. Она называется URF – Ubåts Räddnings Farkost – Подводная лодка спасательного судна. Формально, это СМПЛ, предназначенная для спасения экипажей подводных лодок. Она базируется на спасательном судне «Belos». Однако в морских СМИ начала нулевых говорится о создании в Швеции универсальной СМПЛ, которая в одной комплектации служит для спасения экипажей подводных лодок, а в другой – для доставки в нужную точку аквалангистов-разведчиков. Вот такая многопрофильность по-шведски. Германия В ФРГ решили не отказываться от наработок своих конструкторов в проектировании и производстве СМПЛ. В 70-х годах ХХ века в стране были разработаны проекты СМПЛ водоизмещением 100 – 150 тонн со шлюзовыми камерами для выхода боевых пловцов. Несколько КБ морской техники разработали проекты: Тип 70, Тип 75, Тип 100, MSV-75, MSV-130 и Тип 202. Первыми СМПЛ в послевоенной Германии стали две лодки проекта 202 «Hans Techel» S 172 и «Friedrich Schurer» S 173. Официально лодки числились «лодками прибрежной обороны». Они были спущены на воду в 1965 году, но оказались крайне неудачными. Обе СМПЛ были исключены из состава флота в 1970 году. По проекту Тип 100 в Южной Корее было построено три СМПЛ. У южнокорейцев они классифицируются, как тип «Tolgorae». В соответствии с современными требованиями, лодки могут использоваться как патрульные (на них устанавливаются два внешних торпедных аппарата), или для транспортировки боевых пловцов. В конце 70-х годов был разработан проект СМПЛ с классической дизель-электрической силовой установкой «Sea Horse» - Морской конек. Лодка позиционировалась для проведения гражданских гидрографических работ. Однако в 1984 году были построены две лодки для ВМФ Тайваня. Одну из них успели передать заказчику. В 1987 году перед передачей второй СМПЛ Китай устроил большой скандал. Правительство ФРГ запретило передавать лодку Тайваню. Она была продана то ли КНДР, то ли Южной Корее - точной информации об этой сделке в открытых источниках нет. Последней разработкой, о которой сообщают открытые источники, стала «Sea Horse KD». Это «Морской конек» с силовой установкой замкнутого типа. Экипаж – 2 человека, число боевых пловцов – 6. Соединение боевых пловцов в ВМФ ФРГ было создано в 1956 году. Основу его тогда составляли ветераны «Подразделения К». Как сообщается, немецкие боевые пловцы провели несколько боевых операций за пределами ФРГ. Сейчас в состав отряда входят около 200 человек. Италия После окончания Второй мировой войны в Италии сохранились производственные мощности для выпуска СМПЛ, транспортеров и буксировщиков аквалангистов, которые успешно продолжали выпуск своей продукции в 50-х – 80-х годах ХХ века. Итальянская компания «Cjnstruzione Motoscafi Sottomarini» (COSMOS) с учетом опыта Второй мировой войны разработала три проекта СМПЛ – SX-404 (водоизмещением 40 тонн), SX-506 (водоизмещением 70 тонн) и SX-758 (водоизмещением 100 тонн). Лодки могли использоваться в двух вариантах: торпедном – для проведения диверсионных атак в портах и в мелководных районах, и транспортном, когда СМПЛ могла доставлять в нужную точку боевых пловцов, заряды и мины. Лодки для своего времени отличались минимальной шумностью. Покупатели на такую продукцию нашлись сразу. В конце 60-х годов шесть СМПЛ типа SX-404 купил ВМФ Пакистана. Одна пакистанская СМПЛ погибла в 1972 году, остальные были списаны в 1993 году. Одна СМПЛ находится в качестве музея в Карачи. Ещё 3 СМПЛ приобрел Тайвань. В Тайване лодки были в составе флота до начала 80-х годов. Четыре СМПЛ типа SX-506 вошли в состав ВМФ Колумбии. Восемь СМПЛ типа SX-758 вошли в состав ВМФ Южной Кореи. Лодки этого типа имели 5 вариантов вооружения, включая торпедные аппараты, мины и возможность перевозить транспортеры для боевых пловцов. В конце 80-х годов Пакистан купил у COSMOS три лодки SX-758. Одна из СМПЛ погибла в 1995 году (почему СМПЛ гибнут в пакистанском флоте?), две СМПЛ перекупили ВМФ Чили. Пакистанские SX-758 известны также как тип MG-110. Фирмой COSMOS построена СМПЛ типа MG-120/ER. Параллельно с СМПЛ итальянцы производили и продавали наследника «Поросенка» - транспортера боевых пловцов «мокрого типа» CE 2F/X60. Компанией «Maritalia» разработаны еще несколько проектов СМПЛ, но об их продаже в открытой печати не сообщалось. Итальянцы почувствовали потребность в таких лодках во флотах малых стран и весьма успешно заняли эту нишу. Можно предположить, что итальянский ВМФ оснащен продукцией этих же компаний. Испания После окончания Второй мировой войны в Испании приняли решение об оснащении своего флота СМПЛ национальной разработки. В 1954 году были спущены на воду две СМПЛ типа «Foca» SA-41 и SA-42. До 1967 года СМПЛ служили в составе испанского ВМФ, после чего использовались как мишени. Их списали в 1971 году. Югославия Эстафету итальянцев приняли югославы. В 1980-х – 90-х годах Югославия стала законодателем мод и основным производителем СМПЛ. В городе Сплит на верфи «Бродосплит» были построены шесть СМПЛ типа М-100D. Лодки получили бортовые номера и названия: Р-911 «Tisa», Р-912 «Una», Р-913 «Zeta», Р-914 «Soca», Р-915 «Kupa» и Р-916 «Vardar». То, что СМПЛ заинтересовались именно в Югославии, закономерно. Адриатическое море предполагает использование малых и сверхмалых подводных лодок. Тем более, что в состав флота Югославии 11 лет входила СМПЛ Р-901 «Мalisan» - бывшая итальянская СВ-20. Югославским военным были нужны малые лодки, которые могли нанести торпедный удар, а в случае необходимости доставить группу боевых пловцов. Этим требованиям отвечали СМПЛ типа P-911 «Tisa». Сейчас все лодки этого типа находятся в музеях. Важно, что югославские СМПЛ были взяты за основу конструкторами Северной Кореи. Американцы долго не обращали внимания на СМПЛ. Первая лодка этого класса SSX-1 была передана флоту только в 1956 году. Это была небольшая СМПЛ, подводным водоизмещением всего 36 тонн. Она предназначалась для доставки группы боевых пловцов. Экипаж лодки составлял 4 человека. СМПЛ могла принять на борт четырех боевых пловцов. После взрыва на борту и ремонта SSX-1 стала учебной лодкой. Её списали в 1973 году. В качестве альтернативы СМПЛ в США активно развивается тематика групповых транспортеров для боевых пловцов из отрядов SEAL. Были приняты на вооружение транспортеры типов Mk.VI, Mk.VII, Mk.VIII, Mk.IX. Все эти транспортеры рассчитаны на перевозку 2 - 4 боевых пловцов. В целях экономии воздуха во время подводного движения пловцы присоединяются к системе жизнеобеспечения транспортера. К месту боевого применения все модификации могут быть доставлены самолетами транспортной авиации, тяжелыми вертолетами, надводными кораблями и специально оборудованными подводными лодками, предназначенными для обеспечения работы отрядов SEAL. Судя по всему, американские адмиралы сделали окончательный выбор в пользу таких транспортеров для боевых пловцов. Три транспортера модификации Mk.VIII состоят на вооружении SBS – специального подразделения ВМФ Великобритании. ХXI век СМПЛ показали себя эффективным оружием. Современные СМПЛ имеют на вооружении два торпедных аппарата и возможность перевозить 6-8 боевых пловцов. Сегодня они ориентированы не столько на проведение специальных диверсионных операций, сколько на весь комплекс мероприятий по обороне своего побережья. В ХXI веке разработчиками и производителями СМПЛ стали два государства – КНДР и Иран. В таком положении дел есть своя логика. Страны, которые не могут рассчитывать на поставки дорогостоящей морской техники, выбрали относительно дешёвое и эффективное оружие. Судя по всему, так называемый западный мир делает ставку на групповые транспортеры боевых пловцов. По крайней мере, до нового витка развития военно-морской техники. Последняя статья цикла будет о развитии СМПЛ и транспортеров боевых пловцов в СССР и России. Окончание следует

Антология морских диверсий. Холодная война и ХХI век - После Второй мировой войны сверхмалые подводные лодки вошли в состав флотов многих стран
© Версия