Арктический залёт: Аэродромы в Северном Ледовитом океане обнулили оборону США
Датская разведка с помощью снимков с космических спутников «вычислила» очередную российскую угрозу – Москва спешно возводит еще один крупный военный аэродром в Заполярье. На сей раз - на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа). По этим данным, новая база станет для России «краеугольным камнем строительства передовой линии обороны в Арктике». Об этом сообщил норвежский телеканал TV 2 Norge. Особое беспокойство, по мнению телеканала, в НАТО вызвали работы по удлинению уже существующей взлетно-посадочной полосы с 2500 до 3500 метров. Что, по расчетам экспертов, позволит принимать на архипелаге боевые самолеты всех типов. В том числе - истребители-перехватчики МиГ-31 и даже стратегические бомбардировщики Ту-160. С учетом расстояния (до Северного полюса всего-то тысяча километров) авиация России сможет в короткие сроки добраться до Северо-Восточной Гренландии и с помощью крылатых ракет большой дальности атаковать Туле (основную военную базу США в Гренландии). Такие вот «страхи» выдает датская разведка, анализируя существующие угрозы. Обеспокоенность по этому поводу прозвучала и в словах премьер-министра Норвегии Эрны Сульберг, которая заявила, что Россия увеличивает свою военную мощь на Севере, «она стала быстрее, мобильнее, у нее больше оборудования и возможностей». Собственно, ничего нового не прозвучало, даже в названиях премьер запуталась – то ли это будет база «Нагурское», то ли «Нагурская» (тут лингвистические тонкости русского языка сказались). Просто обозначила тему, не забыв добавить, что Норвегия регулярно докладывает союзникам по НАТО о росте боевого могущества российских вооружений в Арктике. «Наша задача – быть глазами и ушами альянса на севере», – отметила г-жа Сульберг. Что-то недоглядели и недосмотрели эти «глаза и уши». И предположения о готовности к эксплуатации самой северной российской военной базы за 80-градусной заполярной широтой к 2020 году несколько запоздали. Потому как она уже давно существует в степени полной готовности. Строительство административно-жилищного комплекса «Арктический трилистник», возведенного в интересах развития военной инфраструктуры Северного флота РФ в Арктике на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа уже завершено. С большой долей вероятности можно утверждать, что и упомянутое удлинение ВПП тоже близко к завершению. Сейчас рядом с пограничной заставой «Нагурское» полноценно действует и одноименная авиационная база созданного в 2014 году нашего Объединенного стратегического командования «Север». Еще в 2017 году «Свободная пресса» рассказывала о введении в строй самого северного в мире военного аэродрома, который будет способен круглогодично принимать практически все типы военно-транспортных самолетов. Причем, не только типа Ил-76 или топливозаправщиков Ил-78, но и истребителей и фронтовых бомбардировщиков. На острове Земля Александры еще тогда была образована авиационная комендатура, радиолокационная рота, зенитно-ракетный дивизион комплексов ПВО «Панцирь-С1», пункт наведения боевой авиации. Были оборудованы самолетные стоянки. В том числе - крытые отапливаемые ангары для Су-34, которые здесь несут службу в составе дежурных сил. Хранилище авиационных средств поражения (бомб и ракет) рассчитано на нанесение массированных ударов по потенциальному противнику. Сейчас возможности базы, площадь которой составляет более 14 тысяч квадратных метров, действительно существенно расширяют. Автономность комплекса позволяет обеспечивать комфортное проживание и выполнение служебных задач группе из 150 человек в течение полутора лет. На острове отсыпаны дороги, построена и функционирует береговая насосная станция, позволяющая принимать топливо от танкеров. Здесь даже возведен самый северный храм в мире – святого Николая Чудотворца. Понятно, что и размещение на авиабазе истребителей и бомбардировщиков - уже решенный вопрос. Это теперь такой «Арктик-сити» – обжитое место с практически неограниченными военными возможностями. Всего в Арктике Россия возводит десять военных аэродромов. Программа строительства стартовала еще в 2014 году. Большинство из них, в том числе на острове Земля Александры, уже готовы к боевому применению. Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты еще никто в мире осуществить не смог. Только Россия. И тем обеспечила свои северные рубежи надежной защитой с суши, воздуха и воды. Основные военно-воздушные базы наших ВКС теперь располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них имеет возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков. В первую очередь – типа МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать там как самолеты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических. Все аэродромы всесезонные и могут принимать различные типы самолетов. – Истребительной авиации крайне важны места дислокации, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, – говорит авиационный эксперт Александр Дробышевский. – Еще во времена Великой Отечественной войны использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевой аэродром находился практически у линии фронта. На Севере, с его тысячекилометровыми расстояниями, тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния. Не тратить драгоценное время взлетев, скажем, из Новосибирска. А подняться в воздух посреди Северного Ледовитого океана. Тогда тут любая цель, атакующая нас с арктического направления, окажется в пределах досягаемости ракет российских истребителей. Есть существенная выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации. В принципе, ей там нет смысла постоянно базироваться. Но в случае необходимости «стратеги» могут рассредоточиться по всем военным аэродромам. Поэтому и предполагается еще в мирное время заранее по всей стране оборудовать целый десяток соответствующих взлетно-посадочных полос. И при необходимости совершать с них боевые вылеты до тех же США. С возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет. По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые «аэродромы подскока», которые позволят в случае необходимости полностью контролировать не только небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любых целей в этой части континента. Северная «паутина» с задействованием авиационных средств как оборонительного, так и наступательного вооружения покрывает сейчас все арктическое побережье России. Раньше мы «закрывали» Север, в основном, средствами зенитно-ракетных войск, которые и сейчас существенно усилены за счет развертывания новой дивизии противовоздушной обороны. «Арктический» доступ и для истребительной авиации этот потенциал очень серьезно усилил. Новая группировка сил и средств ВКС в заполярном регионе способна надежно прикрыть и промышленный Урал, и столичный регион. Речь идет не только о строительстве взлетно-посадочных полос, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру. А именно - пункты наведения авиации, радиолокаторы. Самое главное, что все это уже находится в действующем режиме – система безопасности уже работает. Стоит отметить, что строительство военных аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали к нашим границам регулярно. Изучали, на каком расстоянии их засекают советские локаторы ПВО. Затем разворачивались на 180 градусов и уходили восвояси. Эти сведения американцам нужны были для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot. В ходе которого предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тысяч обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера. Именно поэтому еще с начала 50-х годов в СССР началось строительство аэродромной сети на северных островах. Идею в полном объеме удалось воплотить только сейчас, причем - в более глобальных масштабах. Арктика была и остается важнейшим регионом как для экономического развития, так и для сохранения баланса сил ядерного сдерживания. Сейчас уже можно смело утверждать, что это направление России удалось полностью обезопасить.