Море проблем: ВМС Украины прирастают сомнительными именами и неустойчивыми катерами
В первое воскресенье июля на Украине по традиции отмечали День Военно-морских сил. Новый президент Украины Владимир Зеленский не стал игнорировать этот праздник. «Наша совместная цель — это сильные, оснащенные современными кораблями, вооружением и техникой Военно-морские силы Украины. На этом пути мы ощущаем весомую поддержку со стороны наших международных друзей и партнеров, которые сегодня стоят с вами в одном строю», — обратился Зеленский к морякам, выступая в Одессе. Украинский президент не преминул напомнить об успехе своего визита в Канаду, во время которого страны договорились усилить сотрудничество в оборонной сфере. Кроме того, Зеленский принял участие в церемонии присвоения почетного наименования «Имени контр-адмирала Михаила Белинского» 36-й отдельной бригаде морской пехоты, а также «Имени вице-адмирала Владимира Бескоровайного» — Военно-морскому лицею. Эти названия весьма красноречивы: они показывают, что гуманитарная политика в отношении украинского флота, да и всей армии вряд ли будет меняться при новом президенте. Проигравший Котовскому Название, которое получила 36-я отдельная бригада морской пехоты ВМСУ в Одессе, весьма символично. Контр-адмирал Украинской народной республики Михаил Белинский имел нетипичную для императорской России карьеру военного. Он родился в семье потомственного священника, окончил Вторую Киевскую гимназию и Лазаревский институт восточных языков в Москве. И лишь после этого — в 1906 году — добровольно пошел на флот, в чине юнкера. Но с флотом он решил свою жизнь не связывать и, прослужив там до 1911 года, уволился в запас в чине подпоручика, после чего перешел на работу в Министерство финансов. Что характерно, во время своей службы Белинский принял участие в удушении восстания на учебном судне «Рига», за что получил серебряную медаль «За храбрость». Во флот Белинский возвращается лишь при мобилизации во время Первой мировой войны. На императорском флоте Белинский дослужится до мичмана, т. е. фактически первого чина из младших офицерских чинов (в Российском империи эта категория называлась «обер-офицеры»). После Февральской революции Белинский активно включился в политическую борьбу и подбил экипажи нескольких кораблей Балтфлота — крейсер «Светлана», эскадренные миноносцы «Украйна» и «Гайдамак» на поднятие украинского сине-желтого флага. Впрочем, удержать корабли украинствующим морякам не удалось, они остались в Петрограде, а экипажи отбыли на ставшую тогда почти независимой Украину. Белинский тоже отправился на Украину, где начал работать в Центральной Раде. После — интриговал против гетмана Павла Скоропадского. Министром морских дел Белинский стал уже при Симоне Петлюре, который и присвоил бывшему мичману царского флота звание контр-адмирала. На этом посту Белинский прославился украинизацией флота в Николаеве и формированием полка морской пехоты. Кроме того, он вводит в действие «Закон о гардемаринской школе» и организовывает ее работу в Николаеве. Впрочем, долго в этом городе школа не проработала и вслед за Директорией отправилась в Каменец-Подольский. Характерная деталь — полк морской пехоты УНР создавался не из служивших на флотах Российской империи, а из отслуживших моряков австрийского Адриатического флота. Правда, их численность была небольшой, и в полки начали набирать сплавщиков леса с Карпат. Те и составили основу Первого Гуцульского полка морской пехоты. Белинского обвиняли в интригах и против Петлюры и подозревали в участии в заговоре Петра Болбочана. Однако казни ему удалось избежать. К тому времени Белинский подал в отставку с поста морского министра и сосредоточился на формировании полков морской пехоты. Всего «с бору по сосенке» удалось набрать три таких полка, которых затем объединили в дивизию. Это формирование участвовало в боях против Красной армии. В конечном итоге Белинский с дивизией был интернирован в польских лагерях. Погиб Белинский во Втором Зимнем походе армии УНР, когда петлюровцы вторглись на Советскую Украину с территории Польши в октябре 1921 года. На Житомирщине (тогда эта ее часть была Волынской губернией) в селе Малые Млиньки его группа попала в окружение 9-й кавалерийской дивизии Григория Котовского. Не желая сдаваться в плен, Белинский покончил жизнь самоубийством. В общем, название 36-й бригаде морской пехоты присвоили очень символическое. Оно красноречиво свидетельствует о том, что в гуманитарной политике действия новой власти вряд ли будут сильно отличаться от действий предшественников. Примечательно, что церемония проходила в Одессе — городе, одним из героев которого и является Котовский. Остается добавить, что вице-адмирал Владимир Бескоровайный, в честь которого назвали Военно-морской лицей — это второй главнокомандующий флота независимой Украины. Коровайный возглавлял украинские ВМС с 1993 по 1996 год. Катера от Порошенко Еще один символический привет от Порошенко при президенте Зеленском флот получил в виде двух катеров «Малин» и «Станислав», первый из которых спустили на воду 14 сентября 2018 года. Это десантно-штурмовые катера проекта 58503 типа «Кентавр-ЛК». Свои имена они получили как раз в воскресенье 7 июля 2019 года. Их назвали в честь населенных пунктов, откуда были родом погибшие в Донбассе украинские морпехи — старший прапорщик Александр Яхновский и младший сержант Сергей Сонько. «Кентавры» делались на заводе «Кузня на Рыбальском», который тогда принадлежал Порошенко. «Я искренне хочу поблагодарить наших производственников, наших профессионалов, которые производят продукцию, ничем не уступающую мировым аналогам. Он ничем не хуже российского «Раптора». Этот катер не уступает таким же катерам стран НАТО», — нахваливал украинские «Кентавры» во время спуска первого катера на воду тогдашний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Критики же указывали на неустойчивость катеров. «Качество производства очень низкое. Много конструктивных вопросов, как оказалось уже на практике Он должен стоять ровно, а у него дифферент какой-то или крен. В теории оно все, может быть, хорошо: быстрое, скоростное. А на практике что-то с чем-то не работает, что-то не бьет. Вопросы, вопросы и вопросы», — отмечал украинский военный эксперт Тарас Чмут. На заводе клялись все недоработки исправить. Но в любом случае, «Кентавры» предназначены для действий на реках и в прибрежных морских водах. В общем, ВМС Украины даже при новом президенте Зеленском продолжает испытывать на себе всю тяжесть президентства Порошенко: идеологическая работа в ВМС не изменилась, а качество вооружений вряд ли улучшилось. Впрочем, как заявил Зеленский в Одессе, особая надежда у Украины — на уважаемых партнеров. Символично, что помимо украинских моряков, Зеленский посетил и их британских и канадских коллег. Но помимо этого Зеленский заявил, что хочет, чтобы «у Украины были свои большие корабли». «Об этом будем думать», — заявил Зеленский журналистам. Но вряд ли эти думы спасут украинское кораблестроение в том же Николаеве, в котором во времена СССР строили авианосцы, а теперь — тихо ржавеют судостроительные заводы и недостроенные военные корабли на стапелях.