ЦВО – от Волги до Енисея
Министерство обороны России организовало для группы журналистов поездку в войска Центрального военного округа с посещением мероприятий боевой подготовки соединений и воинских частей. Демонстрировались современные виды вооружений и военной техники, новейшие объекты военной инфраструктуры. ЦВО является крупнейшим военным округом в России: его площадь охватывает более 40% территории страны и столько же населения. Войска ЦВО дислоцируются в административных границах сразу трёх федеральных округов. Проще процитировать группу «Любэ»: «От Волги до Енисея…» Шагол Командировка по линии Министерства обороны всегда подразумевает ранние подъёмы. Зато нет нудных регистраций, серии досмотров, ожиданий в «чистой зоне» гражданских аэропортов: «Все собрались? Пошли к самолёту!» И так день, второй, третий… Не на самолёт, значит, на вертолёт. Комфортный автобус с кондиционером или обычный армейский ПАЗ. Хронический недосып с учётом четырёхчасовой разницы во времени с Москвой на большей части Центрального военного округа – как дополнительный бонус. Очень забавно было открыть глаза в чреве летящего над горами Ми-8АМТШ и смотреть на крепко спящих измученных коллег. Первая остановка – авиабаза Шагол. Аэродром находится на окраине Челябинска, и, когда шаришь глазами по горизонту в поисках заходящего на посадку самолёта, в жарком мареве виден лес заводских труб. Некоторые попыхивают белым «паром», другие изрыгают разноцветные дымы, от оранжевого до чёрного. Идёт боевая учёба. Самолёты взлетают с аэродрома Шагол в Челябинске, бомбят и наносят ракетные удары по целям на полигоне «Сафакулево» в Курганской области. На всё про всё – один час. К слову, налёт у военных лётчиков растёт гораздо медленнее, чем у «дальнобойщиков» из гражданской авиации. Особенно интересно наблюдать за техниками-вооруженцами, как они готовят бомбардировщики к вылету. Огромные, похожие на бывших чемпионов-тяжелоатлетов, неулыбчивые мужчины играючи ворочают и заправляют в направляющие тяжеленные ракеты, подвешивают бомбы. Даже при наличии специальной оснастки и тележек – работа не для слабаков. На стоянку заруливает Су-34 и.о. командира полка гвардии подполковника Дмитрия Карнаухова:«Парой ушли, парой пришли, все бомбы и ракеты положили в цели». Летают весь день и до часа ночи. Самолёт вернулся с задания, его тут же готовят к следующему вылету с другим экипажем. В этот день по учебным целям работали 8 самолётов – шесть Су-34 и два Су-24М. Почему не все самолёты базы? Наверное, такой подход оправдан, оттачивает мастерство инженерно-технический состав. В реальных боевых условиях за сутки иногда надо обеспечить несколько вылетов. Старший лётчик Су-34 Григорий Калмыков. Он совсем недавно прошёл трёхмесячное переобучение на этот самолёт в Липецком центре, в восторге от машины: – По сравнению с Су-24 он позволяет выполнять маневр на более низких скоростях, легче на посадке, очень много прощает по сравнению со старой техникой. Комфортнее, эргономичнее, понятнее. Летающий компьютер, вся информация отображается на многофункциональных экранах (так называемая «стеклянная кабина». – Прим. ред.). Может выполнять больше задач, выше максимальная скорость и дальность. По целям работали с высоты 200 метров. – Много летаете? – Лётных смен минимум три в неделю, за смену выполняем несколько полётов. Космонавт извлечён из космического аппарата. Первичный медосмотр фельдшером и парашютистом-спасателем Андреем Новосёловым На днях в полк перегнали с завода из Новосибирска три новеньких Су-34. До конца года поступят ещё три новых «утёнка» (получили это прозвище за неповторимую носовую часть), и тогда ими будут полностью укомплектованы две эскадрильи. Отечественная школа авиастроения подразумевает производство техники открытого хранения – ветер, дождь, снег и солнце не должны оказывать на неё серьёзного воздействия. И всё же возникает желание спрятать новеньких «утят» Су‑34 в ангары. Обслуживать их так куда легче, и сохранность обеспечена. Что уж говорить про самолёты, которые годами простаивают под открытым небом «на хранении». Привести их в божеский вид крайне сложно: конденсат, враг металла, электрики и проводки, выветривается только в полётах. На открытой стоянке влага хоть и медленно, но приводит боевые машины в негодность. К тому же надо вспомнить опыт первых дней Великой Отечественной, когда в западных округах выстроенные рядами на открытых стоянках как на парад, крыло к крылу, самолёты десятками и сотнями были уничтожены авианалётами люфтваффе. Немцы бомбили по заранее разведанным целям. Сегодня спутниковые фотографии мест базирования доступны любому пользователю Интернета. Не раз и не два на протяжении последних лет от военных лётчиков слышал, как замечательно живут и летают в гражданских авиакомпаниях их коллеги – там и уровень зарплат в разы выше, и жизнь без боевых дежурств, учений, тревог, внезапных проверок, командировок. Открываю «военную тайну» – и.о. командира полка зарабатывает около 140 тыс. рублей, начальник технической службы – 80 тысяч. Эти деньги они отрабатывают сполна. Загрузка у авиаторов полная, часть личного состава в Сирии, на оставшихся дома висят десятки единиц техники. А в коммерческой авиации 300 тыс. рублей для второго пилота – норма. Простой пример: к 38 годам командир эскадрильи отдал долг Родине, ушёл в запас, взял кредит, заплатил полмиллиона рублей за переобучение на «Эрбас А320» и летает уже командиром авиалайнера. Доволен? Ещё бы. Но скучает по полётам на боевых машинах. Попутно удивляясь в разговорах со старыми товарищами, что молодые гражданские пилоты летать не умеют – у них вся надежда на автоматику: «Что случись, начинают «книжку» читать». Космонавты под присмотром Помните старую шутку: «Спасение утопающего – дело самого утопающего»? Так вот для обеспечения безопасности космических полётов по пилотируемым программам была создана специальная поисково-спасательная служба. С 1 июля 1999 года это поисковый командный пункт, сейчас он включён в состав 17-й бригады армейской авиации 14-й армии ВВС и ПВО ЦВО. Место постоянной дислокации – посёлок Увельский Челябинской области, аэродром Упрун. Батарея самоходных гаубиц «Нона-СВК» на полигоне поддерживает горных мотострелков залпами 120-мм полуавтоматических пушек-гаубиц-миномётов. Три в одном – в зависимости от целей! За 20 лет выполнены 73 поисково-спасательные работы по посадке транспортных пилотируемых кораблей «Союз», эвакуированы свыше 200 космонавтов. 11 октября 2018 года военные спасатели ЦВО впервые были задействованы при внештатной ситуации. Тогда к МКС стартовал космический корабль «Союз МС-10» с Алексеем Овчининым и астронавтом НАСА Тайлером Хейгом на борту. Из-за аварии ракеты-носителя на 119‑й секунде сработала система отстрела капсулы с экипажем, корабль совершил посадку в казахской степи. В кратчайший срок спасатели оказались рядом, установили связь с экипажем, эвакуировали космонавтов. Как потом говорили сами космонавты, не успели прийти в себя после шестикратной перегрузки, а в иллюминатор уже стучат, по внутренней связи спрашивают: «Ну как вы там, живы?» Хейг был, мягко говоря, удивлён такой оперативностью. Семнадцать военнослужащих за эту спасательную операцию представлены к наградам. Нам повезло увидеть, как это было, – военные спасатели по давно утверждённой схеме готовились встречать очередной экипаж с МКС и проводили учения. На 25 июня запланирована посадка «Союза МС-11» с Олегом Кононенко и астронавтами из США и Канады Энн Макклейн и Давидом Сен-Жак. В июле должен состояться запуск следующего экипажа. И, несмотря на то что в отряде нет случайных людей, все – от пилотов вертолётов, врачей и фельдшеров до парашютистов-спасателей и водителей специальных вездеходов-амфибий «Синяя птица» – крепкие профессионалы, обязаны поддерживать форму, как спортсмены высшего уровня. На «Тиграх» и лошадках Горная мотострелковая бригада в Республике Тыва – явление необычное. Ни одного срочника, основной состав соединения из местных жителей и соседней Республики Хакасия. Расположение – на месте слияния двух рек, Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Каа-Хем), образующих в результате Верхний Енисей (Улуг-Хем). Бригада молодая, приказ о её формировании подписан в 2014 году. Всё новенькое, чистенькое. Казармы – выставочный образец, ремзоны в парке боевых машин – на зависть самым крутым автосервисам. Перспективный бронеавтомобиль КамАЗ-53949 «Тайфун-К 4x4» проходит войсковые испытания Строй бронеавтомобилей повышенной проходимости «Тигр-М СпН», «Уралы», самоходные орудия «Нона-СВК». До конца года бригада выйдет на 100%-ное оснащение самыми современными образцами вооружения и военной техники. Сейчас в бригаде проходит войсковые испытания перспективный бронеавтомобиль КамАЗ-53949 «Тайфун-К 44». Он крупнее, тяжелее и выше «Тигра». Но и комфортнее, ещё лучше защищён, днище спрофилировано так, чтобы подрыв мины нанёс минимальный ущерб. На полигоне части «Кара-Хаак» «Тайфун» лазил по горам, ничем не уступая «Тиграм». Там же, на полигоне, удалось посмотреть на современную конницу – вьючно-транспортную роту бригады.В роте 80 меринов. Каждый закреплён за определённым военнослужащим. Современная конница Все местной неприхотливой и выносливой породы, лохматые и приземистые. Верхом на них в экипировке «Ратник», с полным набором оружия и боеприпасов, крепкие смуглые всадники. Им менее чем через два месяца предстоит защищать честь России на Армейских международных играх – 2019 в Монголии. Им будут противостоять легендарные конники, наследники Чингисхана. Испытывают ли военнослужащие трудности? Несомненно! И успешно их преодолевают. Полёты на боевых самолётах и вертолётах это огромные психофизические нагрузки. Спецназ в полной боевой выкладке совершает марш-броски, форсирует водные преграды и отвесные скалы.Артиллеристы должны помимо прочего «дружить» с лопатой и быстро бегать, подавая снаряды. И как писали раньше на футбольных афишах, «матч состоится в любую погоду». В нашем случае на Сибирь навалилась жара. Ты в лёгкой рубашке, не сильно напрягаясь, но обливаясь потом, ищешь глазами спасительный островок тени (в степи её найти непросто), а солдат в полной экипировке, бронежилете, каске терпит и выполняет задачу. Но есть и трудности, которые оставляют вопросы. К организации командировок у служивых масса претензий – отбывать надо сейчас, а деньги (командировочные) – потом, по возвращении. Но эта проблема организационно решаемая. А вот как военным лётчикам создать фон, при котором они не будут мечтать о переквалификации в пилотов гражданских авиалиний? Не знаю. Говорят, в ВВС США аналогичную проблему решили в лобовую – очень серьёзным повышением зарплат. Видимо, посчитали, что так дешевле выйдет, стоимость подготовки классного военного лётчика доходит до 10 млн долларов. У нас не меньше. Может ли военное ведомство России позволить себе приблизить лётчиков к уровню доходов пилотов «Аэрофлота»? Возможно. Тут возникает другая – нравственная дилемма: а чем хуже танкисты, мотострелки или ракетчики? Надо видеть, как проходят учения дивизионов ПВО, чтобы сделать вывод – тут тоже служат профессионалы высшего разлива. И в заключение: результат работы промышленности по линии гособоронзаказа трудно не заметить – новая техника, вооружение, а при ней подготовленные бойцы и командиры. Питались мы так же, как и военнослужащие. У лётчиков добавку компота давали, у вертолётчиков – нет. Но в целом – и в горной бригаде, и у спасателей стандарты питания выдержаны на пять баллов. Принципиально важно главное – армия реформируется, обретает современный облик, наращивает мускулы. Корреспонденту «АН» это особенно заметно, просто потому что есть возможность наблюдать за процессом с достаточно серьёзными интервалами – раз в полгода-год. Точно так же дальний родственник, увидев двоюродного племянника через пару лет после его поступления в первый класс, имеет полное право воскликнуть: «Как ты подрос, уже настоящий мужичок!» Негадкий утёнок: Су-34 – на взлёт! ТЕ «ДИВАННЫЕ стратеги», что когда-то говорили, что этот самолёт придумали «генералы, которые готовятся к войнам прошлого», крупно просчитались. Да, начало разработки Су-34 датируется 1986 годом. Первый полёт прототипа – в 1990‑м. Дебют на публике опытного образца на авиасалоне Ле Бурже – в 1995-м. Первый серийный образец поднялся с аэродрома НАПО им. В.П. Чкалова только осенью 2006-го. Не быстро, но вспомните те времена. Сегодня его характеристики как фронтового (по классификации НАТО тактического) бомбардировщика можно назвать выдающимися: дальность – 4000 км, скорость – до 1900 км/ч, нормальная боевая нагрузка – 8 тонн. Максимум, конечно в ущерб дальности (по данным из открытых источников), – до 12, 5 тонны. С нормальной боевой нагрузкой самолёт способен выполнять фигуры высшего пилотажа. То есть вполне соответствует названию «истребитель-бомбардировщик». Многофункциональный и всепогодный, может работать по любым целям: земля, вода, воздух. Посадка лётчиков рядом, плечом к плечу, обеспечивает идеальное взаимодействие командира и штурмана-оператора, микроволновка и туалет позволяют совершать с подвесными баками перелёты на дальность свыше 7 тыс. километров. Кабина, как в пассажирских лайнерах, с наддувом – до высоты 10 тыс. метров экипаж может работать без кислородных масок. В дальних перелётах это очень серьёзный аргумент. По сравнению с Су-24М по шуму вдвое тише. Самолёт показал себя в Сирии как высокоэффективный комплекс. В общем, без скидок, настоящий боец XXI века. Есть данные, что готовится модернизация машины, с учётом опыта эксплуатации в условиях боевых действий. А там, скорее всего, появятся более мощные двигатели и совершенные системы бортового оборудования, новые средства авиационного поражения.